Рокетдайн LR-101
![]() Камера LR-101 на карданном подвесе, конструкция Роберта К. Труакса. | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Дата | 1958 |
Дизайнер | Рокетдайн |
Производитель | Рокетдайн |
Приложение | Вернье подруливающее устройство |
Статус | Ушедший на пенсию |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / РП-1 |
Цикл | Газовый генератор / с подачей под давлением |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | (Подача под давлением) 830 фунтов силы (3700 Н) |
Тяга, на уровне моря |
|
в камере Давление |
|
Удельный импульс , на уровне моря |
|
Время горения | Рассчитан на 184 сек. |
Используется в | |
ПГМ-17 Тор |
LR-101 представляет собой однопусковой двигатель с фиксированной тягой, разработанный Rocketdyne в середине-конце пятидесятых годов и использовавшийся в Atlas , Thor и Delta ракетах-носителях до 1990 года.
Каждая из этих ракет использовала два вспомогательных двигателя LR-101 для обеспечения управления рысканием, тангажем и креном во время подъема в космос. Пара нониусных двигателей LR-101 будет получать топливо от турбонасосов маршевого двигателя до тех пор, пока он не будет отключен. После сгорания маршевого двигателя эта пара двигателей переключалась на подачу оставшегося топлива, фактически превращаясь в двигатель с питанием под давлением . Оставшееся топливо затем будет потрачено на последние корректировки траектории и стабилизацию ракеты перед отделением полезной нагрузки.
Варианты
[ редактировать ]Из-за нескольких модификаций, которые LR-101 претерпел за прошедшие годы, существует множество различных вариантов этого двигателя. Одним из первых изменений было понижение мощности двигателя до более низкого уровня тяги, поскольку двигатель обеспечивал гораздо большую тягу, чем требовалось для управления ракетой, а также для экономии топлива для главных двигателей. Еще одним важным изменением стала замена оригинальной пиротехнической системы зажигания воспламенителем, использующим гиперголическую топливную смесь, состоящую из триэтилалюминия и триэтилборана . [ 1 ] Кроме того, ракеты «Атлас», «Тор» и «Дельта» имели уникальные подвесные опоры с аэродинамической защитой вблизи основных двигателей, обеспечивающие большие дуги для нониусных двигателей. Если на «Атласе» пара LR-101 устанавливалась радиально над разгонными двигателями машины, то на «Торе» они размещались в основании машины. [ 2 ]
Роль в экспериментальной ракетной технике
[ редактировать ]LR-101 — один из наиболее распространенных двигателей с нониусом, используемых в американской ракетной технике, и стал востребованным объектом для коллекционеров предметов и строителей любительских ракет . Инженер-ракетчик Роберт К. Труакс , который руководил первоначальными проектными исследованиями ракеты PGM-17 Thor , планировал привести свою X-3 Volksrocket в движение с четырьмя двигателями Rocketdyne LR-101, но, несмотря на многочисленные испытательные запуски, ракета так и не покинула проект. земля. [ 3 ]
На «Галактическом ацтеке» в качестве топлива использовался двигатель RP-2 (керосин) вместо RP-1 , который использовался в SM-65 Atlas и PGM-17 Thor баллистических ракетах , а также в более поздних коммерческих Delta ракетах .
См. также
[ редактировать ]- SM-65 Atlas - первая ракета, использующая LR-101.
- Rocketdyne - Конструкторское бюро ЛР-101.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Героические святыни — Верньерный двигатель LR-101» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ «Героические реликты – Маленькие паровозики для большого дела» . Архивировано из оригинала 28 августа 2019 г. Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ «Рабочая лошадка-любитель: ракетный двигатель ЛР-101» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2020 г. Проверено 25 декабря 2020 г.