Титан (семейство ракет)
Семья Титанов | |
---|---|
Семейство ракет «Титан». | |
Роль | Одноразовая пусковая система с различными приложениями |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина |
Первый полет | 1958-12-20 [ 1 ] |
Введение | 1959 |
Ушедший на пенсию | 2005 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВВС США Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства |
Произведено | 1957–2000-е (десятилетие) |
Количество построенных | 368 |
Варианты | Титан I Титан II Титан IIIА Титан IIIB Титан IIIC Титан IIID Титан IIIE Титан IIIM Титан 34Д Титан IV |
«Титан» США, — семейство одноразовых ракет использовавшихся в период с 1959 по 2005 год. « Титан I» и «Титан II» входили в состав (МБР) ВВС США до парка межконтинентальных баллистических ракет 1987 года. Версии космических ракет-носителей составляли большую часть 368 запусков «Титана», включая все полеты с экипажем проекта «Джемини» середины 1960-х годов. Транспортные средства «Титан» также использовались для подъема военных грузов США, а также разведывательных спутников гражданских агентств и для отправки межпланетных научных зондов по всей Солнечной системе.
Ракета Титан I
[ редактировать ]HGM-25A Titan I, построенная компанией Martin , была первой версией ракет семейства Titan. Он начался как резервный проект межконтинентальной баллистической ракеты на случай SM-65 Atlas задержки . Это была двухступенчатая ракета, работавшая с начала 1962 года до середины 1965 года, чей разгонный двигатель LR-87 работал на РП-1 (керосин) и жидком кислороде (LOX). Наземным наведением Титана служил компьютер UNIVAC ATHENA , разработанный Сеймуром Крэем и базирующийся в защищённом подземном бункере. [ 2 ] Используя данные радара, он корректировал курс на этапе горения.
В отличие от выведенных из эксплуатации ракет «Тор», «Атлас» и «Титан II», запасы «Титана I» были списаны и никогда не использовались повторно для космических запусков или испытаний РВ , поскольку к 1965 году вся вспомогательная инфраструктура для ракет была преобразована в семейство «Титан II/III». [ нужна ссылка ]
Титан II
[ редактировать ]Ракета Титан II
[ редактировать ]Большинство ракет «Титан» представляли собой межконтинентальные баллистические ракеты «Титан II» и их гражданские модификации для НАСА . На Титане II использовался двигатель LR-87-5 , модифицированная версия LR -87 использовалась гиперголическая комбинация тетраоксида азота , в котором в качестве окислителя (NTO) и аэрозина 50 (смесь гидразина и несимметричного диметилгидразина в соотношении 50/50). (НДМГ) вместо жидкого кислорода и топлива РП-1 Титана I.
Первая система наведения Titan II была создана компанией AC Spark Plug . В нем использовался инерционный измерительный блок, изготовленный компанией AC Spark Plug, созданный на основе оригинальных разработок лаборатории Чарльза Старка Дрейпера в Массачусетском технологическом институте. Компьютером наведения ракеты (MGC) был IBM ASC-15 . Когда запасные части для этой системы стало трудно достать, ее заменили более современной системой наведения - Универсальной системой космического наведения Delco Electronics (USGS). Геологическая служба США использовала IMU Carousel IV и компьютер Magic 352. [ 3 ] Геологическая служба США уже использовалась на космической ракете-носителе Титан III, когда в марте 1978 года начались работы по замене системы наведения Титан II. Основная причина заключалась в снижении стоимости обслуживания на 72 миллиона долларов в год; преобразования были завершены в 1981 году. [ 4 ]
Гиперголическое топливо
[ редактировать ]Жидкий кислород опасно использовать в закрытых помещениях, таких как ракетная шахта , и его нельзя хранить в течение длительного времени в баке окислителя. Несколько ракет «Атлас» и «Титан I» взорвались и разрушили свои шахты, хотя и без человеческих жертв. [ нужна ссылка ] Компания Martin смогла улучшить конструкцию Titan II. Комбинация РП-1/LOX была заменена топливом комнатной температуры, окислитель которого не требовал криогенного хранения. Использовался тот же ракетный двигатель первой ступени с некоторыми модификациями. Диаметр второй ступени был увеличен до соответствия первой ступени. Гиперголическое топливо и окислитель Титана II воспламенились при контакте, но они представляли собой высокотоксичные и коррозийные жидкости. Топливом служил Aerozine 50 , смесь гидразина и НДМГ в соотношении 50/50, а окислителем - NTO.
Несчастные случаи на силосах
[ редактировать ]В шахтах Титана II произошло несколько аварий, повлекших за собой человеческие жертвы и/или серьезные травмы.
В августе 1965 года 53 строителя погибли в результате пожара в ракетной шахте к северо-западу от Сирси, штат Арканзас . Пожар начался, когда гидравлическая жидкость, используемая в Titan II, загорелась от сварочной горелки. [ 5 ] [ 6 ]
Ракеты на жидком топливе были склонны к утечкам токсичного топлива. 24 августа 1978 года в бункере недалеко от Рока, штат Канзас , произошел разрыв линии передачи окислителя, по которой подавался NTO. [ 7 ] Возникшее оранжевое облако пара вынудило 200 сельских жителей покинуть этот район. [ 8 ] Старший сержант ремонтной бригады погиб при попытке спасения, всего двадцать человек были госпитализированы. [ 9 ]
На другом объекте в Потвине, штат Канзас, в апреле 1980 года произошла утечка окислителя NTO без человеческих жертв. [ 10 ] и позже был закрыт.
В сентябре 1980 года в шахте 374-7 Титана II недалеко от Дамаска, штат Арканзас , техник уронил головку массой 8 фунтов (3,6 кг), которая упала с высоты 70 футов (21 м), отскочила от упорной опоры и сломала обшивку первой ракеты. этап, [ 11 ] более чем за восемь часов до возможного взрыва . [ 12 ] Прокол произошел около 18:30. [ 13 ] а когда вскоре после этого была обнаружена утечка, бункер был затоплен водой, и гражданским властям было рекомендовано покинуть этот район. [ 14 ] Поскольку проблема была решена около 3 часов ночи, [ 13 ] утечка ракетного топлива привела к возгоранию и выбросу ядерной боеголовки массой 8000 фунтов (3630 кг) из шахты. Он безвредно приземлился в нескольких сотнях футов от нас. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Один человек погиб, 21 получил ранения. [ 18 ] все из группы экстренного реагирования с авиабазы Литл-Рок . [ 13 ] [ 19 ] В результате взрыва крышка 740-тонной пусковой трубы поднялась на 200 футов (60 м) в воздух и образовалась воронка диаметром 250 футов (76 м). [ 20 ]
Выход на пенсию ракет
[ редактировать ]54 Титана II [ 21 ] в Аризоне, Арканзасе и Канзасе [ 18 ] были заменены 50 ракетами МХ «Миротворец» твердотопливными в середине 1980-х годов; последняя шахта Титана II была дезактивирована в мае 1987 года. [ 22 ] на вооружении находились 54 «Титана II» и тысяча ракет «Минитмен» С середины 1960-х по середину 1980-х годов .
Несколько ракет Титан I и Титан II были распространены в качестве музейных экспозиций по всей территории Соединенных Штатов.
Ракета-носитель Титан II
[ редактировать ]Наиболее известное использование гражданского Титана II произошло в программе НАСА «Джемини» по пилотируемым космическим капсулам в середине 1960-х годов. Двенадцать GLV Titan II использовались для запуска двух американских испытательных беспилотных запусков Gemini и десяти пилотируемых капсул с экипажем из двух человек. Все запуски прошли успешно.
Титан 23G
[ редактировать ]Начиная с конца 1980-х годов, некоторые из деактивированных Титанов II были преобразованы в космические ракеты-носители , которые будут использоваться для запуска полезной нагрузки правительства США. Ракета Титан 23G состояла из двух ступеней, сжигающих жидкое топливо . Первая ступень приводилась в движение одним двигателем Aerojet LR87 с двумя камерами сгорания и соплами, а вторая ступень приводилась в движение двигателем LR91 . В некоторых полетах космический корабль включал в себя ударный двигатель, обычно Star-37XFP-ISS ; однако Звезда-37С . применялась и [ 23 ]
Тринадцать ракет были запущены с космодрома 4W (SLC-4W) на базе ВВС Ванденберг, начиная с 1988 года. [ 23 ] Последняя такая машина запустила метеорологический спутник оборонной метеорологической спутниковой программы (DMSP) 18 октября 2003 года. [ 24 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Межконтинентальная баллистическая ракета Титан II
-
Титан II ГЛВ
-
Титан 23G
Титан III
[ редактировать ]Титан III представлял собой модифицированный Титан II с дополнительными твердотопливными ракетными ускорителями . Он был разработан по заказу ВВС США (ВВС США) как пусковая установка для тяжелых спутников, предназначенная в основном для запуска американских военных грузов и спутников гражданской разведки, таких как отеля Vela Hotel. спутники наблюдения и наблюдения за запретом ядерных испытаний разведывательные спутники (для сбора разведданных) и различные серии оборонных спутников связи. [ нужна ссылка ] Как проект ВВС США, Титан III был более формально известен как Программа 624A ( SSLS ), Стандартная система космического запуска , Стандартизированная система космического запуска , Стандартизированная система космического запуска или Стандартная система космического запуска (все сокращенно SSLS ). [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Ядро Titan III было похоже на Titan II, но имело несколько отличий. В их число вошли: [ нужна ссылка ]
- Утолщенные стенки резервуара и абляционные юбки для поддержки дополнительного веса верхних ступеней.
- Радионаземное наведение вместо инерциального наведения на МБР Титан II.
- Пакет наведения размещен на верхних ступенях (при наличии)
- Удаление ретроракет и другого ненужного оборудования МБР.
- Немного большие топливные баки на второй ступени для увеличения времени горения; поскольку они расширились до неиспользуемого пространства в ферме авионики, фактическая длина ступени осталась неизменной.
В семействе Titan III использовались те же базовые двигатели LR-87, что и в Titan II (с улучшениями производительности с годами), однако варианты, оснащенные SRB, имели тепловой экран для защиты от выхлопных газов SRB, а двигатели были модифицированы для запуска с воздуха. . [ нужна ссылка ]
Авионика
[ редактировать ]Первая система наведения для Titan III использовала IMU (инерциальный измерительный блок) компании AC Spark Plug и компьютер наведения IBM ASC-15 от Titan II. Для Titan III барабанная память компьютера ASC-15 была увеличена за счет добавления еще 20 пригодных для использования дорожек, что увеличило объем памяти на 35%. [ 28 ]
Более продвинутый Titan IIIC использовал IMU Delco Carousel VB и компьютер управления ракетой MAGIC 352 (MGC). [ 29 ] [ 30 ]
Титан IIIА
[ редактировать ]Titan IIIA представлял собой прототип ракеты-носителя и состоял из стандартной ракеты Titan II с верхней ступенью Transtage . [ нужна ссылка ]
Титан IIIB
[ редактировать ]Titan IIIB в различных версиях (23B, 24B, 33B и 34B) имел основной ускоритель Titan III с Agena D. разгонным блоком Эта комбинация использовалась для запуска KH-8 GAMBIT серии разведывательных спутников . Все они были запущены с базы ВВС Ванденберг, расположенной на юге над Тихим океаном, на полярные орбиты . Их максимальная масса полезной нагрузки составляла около 7500 фунтов (3000 кг). [ 31 ]
Титан IIIC
[ редактировать ]Мощный Титан IIIC использовал ракету с основным сердечником Титан III с двумя большими навесными твердотопливными ускорителями для увеличения стартовой тяги и максимальной массы полезной нагрузки. Твердотопливные ускорители, разработанные для Titan IIIC, представляли собой значительный технический прогресс по сравнению с предыдущими твердотопливными ракетами благодаря своим большим размерам и тяге, а также усовершенствованным системам управления вектором тяги. [ нужна ссылка ]
Титан IIID
[ редактировать ]Титан IIID представлял собой версию Титана IIIC, созданную на базе ВВС Ванденберг, без трансстадия, которая использовалась для вывода членов серии Key Hole разведывательных спутников на полярные низкие околоземные орбиты . [ нужна ссылка ]
Титан IIIE
[ редактировать ]Титан IIIE с с высоким удельным импульсом разгонным блоком «Кентавр» использовался для запуска нескольких научных космических кораблей, в том числе обоих двух космических зондов НАСА «Вояджер» к Юпитеру, Сатурну и дальше, а также обеих двух миссий «Викинг» для размещения вокруг двух орбитальных аппаратов. Марс и два посадочных модуля с инструментами на его поверхности. [ 32 ] [ 33 ]
Титан 34Д
[ редактировать ]На Titan 34D были установлены Stage 1 и Stage 2, оснащенные более мощными твердотопливными двигателями UA1206 . Было доступно множество верхних ступеней, включая инерционную верхнюю ступень , ступень переходной орбиты и трансступень . [ 34 ] Титан 34D совершил свой первый полет в 1982 году 30 октября с двумя связи DSCS оборонной спутниками США для Министерства обороны (DOD).
Коммерческий Титан III
[ редактировать ]Создан на базе Titan 34D и первоначально предлагался в качестве одноразовой пусковой системы средней грузоподъемности для ВВС США, которые вместо этого выбрали Delta II. Разработка продолжалась как коммерческая система запуска, и первая ракета взлетела в 1990 году. Коммерческий Titan III отличался от Titan 34D тем, что у него была удлиненная вторая ступень и больший обтекатель полезной нагрузки для размещения двух спутников.
Титан IIIM
[ редактировать ]Titan IIIM предназначался для запуска пилотируемой орбитальной лаборатории и другой полезной нагрузки. Разработка была прекращена в 1969 году. Проектируемые UA1207 твердотопливные ракеты-носители в конечном итоге были использованы на Titan IV . [ 35 ] [ 36 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Титан IIIА
-
Титан 23Б
-
Титан IIIC
-
Титан IIID
-
Титан IIIE
-
Титан 34Д
-
Коммерческий Титан 3
Титан IV
[ редактировать ]Титан IV представлял собой удлиненный Титан III с твердотопливными ракетными ускорителями по бокам. Титан IV мог быть запущен с разгонным блоком «Кентавр » , инерционным разгонным блоком ВВС США или вообще без разгонного блока. Эта ракета использовалась почти исключительно для запуска полезной нагрузки американских военных или ЦРУ. Однако он также использовался в чисто научных целях для запуска космического зонда НАСА-ЕКА Кассини / Гюйгенс к Сатурну в 1997 году. Основным разведывательным агентством, которому требовались возможности запуска Титана IV, было Национальное разведывательное управление (NRO). [ нужна ссылка ]
На момент производства Титан IV был самой мощной беспилотной ракетой, доступной в Соединенных Штатах, с пропорционально высокими затратами на производство и эксплуатацию. К тому времени, когда Титан IV вступил в строй, потребности Министерства обороны и НРО в запуске спутников сократились из-за увеличения срока службы разведывательных спутников и снижения спроса на разведку, последовавшего за внутренним распадом Советского Союза . В результате этих событий и усовершенствований технологий стоимость запуска Титана IV оказалась очень высокой. Дополнительные расходы были связаны с наземными операциями и оборудованием Titan IV на базе ВВС Ванденберг для вывода спутников на полярные орбиты. Titan IV также были запущены с базы ВВС на мысе Канаверал во Флориде. [ 37 ] место, часто используемое для запуска на неполярные орбиты. [ 38 ]
-
Титан IV-А
-
Титан IV-Б
Концепт Титан V
[ редактировать ]Титан V был предложенным развитием Титана IV, для которого было предложено несколько проектов. Одним из предложений Titan V был увеличенный Titan IV, способный поднимать до 90 000 фунтов (41 000 кг) полезной нагрузки. [ 39 ] Другой использовал криогенную первую ступень с LOX/LH2 ; топливом [ 40 ] однако Atlas V EELV вместо этого для производства был выбран .
Вывод из эксплуатации ракеты-носителя
[ редактировать ]Большинство выведенных из эксплуатации межконтинентальных баллистических ракет «Титан II» были отремонтированы и использованы в космических ракетах-носителях ВВС с отличными успешными запусками. [ 41 ]
Для орбитальных запусков были большие преимущества в использовании более высокопроизводительных жидких водорода или аппаратов, работающих на жидком кислороде РП-1 ; высокая стоимость использования гидразина и четырехокиси азота, а также особая осторожность, необходимая из-за их токсичности, были дополнительным соображением. Lockheed Martin решила расширить семейство ракет «Атлас» вместо более дорогих «Титанов», а также принять участие в совместных предприятиях по продаже запусков российской ракеты «Протон» и новых компанией Boeing , построенных Delta IV ракет-носителей средней и тяжелой грузоподъемности . Титан IVB была последней ракетой Титан, оставшейся в эксплуатации: предпоследний запуск состоялся с мыса Канаверал 30 апреля 2005 года, за которым последовал последний запуск с базы ВВС Ванденберг 19 октября 2005 года со спутником оптической визуализации USA-186 для Национальное разведывательное управление. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Музей ракет Титан
- Список запусков Титана
- Сравнение семейств орбитальных ракет-носителей
- Сравнение орбитальных стартовых систем
- Взрыв на Титане 374-7
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бартон, Расти (18 ноября 2003 г.). «Хронология Титана-1» . Веб-сайт истории межконтинентальной баллистической ракеты «Титан-1» . Geocities.com. Архивировано из оригинала 25 марта 2007 года . Проверено 5 июня 2005 г.
- ^ Стейкем, Патрик Х. История компьютеров космических кораблей от Фау-2 до космической станции, 2010, PRB Publishing, ASIN B004L626U6 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Дэвид К. Стампф. Титан II: история ракетной программы времен холодной войны. Университет Арканзаса Пресс, 2000. ISBN 1-55728-601-9 . стр. 63–67.
- ^ Бондс, редактор Рэя. Современная военная машина США: энциклопедия американской военной техники и стратегии. Издательство Crown, Нью-Йорк, 1989. ISBN 0-517-68802-6 . стр. 233.
- ^ «Путь эвакуации заблокирован в результате катастрофы в бункере» . Элленсбург Дейли Рекорд . Ассошиэйтед Пресс. 13 августа 1965 г. с. 1 . Проверено 3 января 2011 г.
- ^ «Взрыв — вторая серьезная авария в 17-летнем американском флоте Титанов» . Монреальский вестник . 20 сентября 1980 г. с. 2.
- ^ «1 человек погиб, 6 получили ранения в результате разрыва топливопровода на ракетном полигоне «Титан» в Канзасе» . «Санкт-Петербург Таймс» . УПИ. 25 августа 1978 г. с. 4 . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ «Громовержец смертельного пара убил летчика в ракетной шахте» . Леджер . Ассошиэйтед Пресс. 25 августа 1978 г. с. 7 . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ «Летчик на Титане погиб при попытке спасения» . Лоуренс Журнал-Мир . Ассошиэйтед Пресс. 26 августа 1978 г. с. 2.
- ^ «Протекла заглушка ВВС в ракетной шахте Канзаса» . Лоуренс Журнал-Мир . Ассошиэйтед Пресс. 23 апреля 1980 г. с. 16.
- ^ Колби, Терри (19 сентября 1980 г.). «Взрыв разрушил ракетную шахту Титана» . Свободный Ланс-Стар . Фредериксбург, Вирджиния. Ассошиэйтед Пресс. п. 1.
- ^ «Боеголовка, очевидно, переместилась с ракетной площадки в Арканзасе» . Льюистон (Мэн) Daily Sun. Ассошиэйтед Пресс. 23 сентября 1980 г. с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с «Советы по осторожности на ракетном полигоне Титана игнорируются?» . Новости Таскалузы . Вашингтон Пост. 23 октября 1980 г. с. 23.
- ^ Колби, Терри (19 сентября 1980 г.). «Взрыв ракетной шахты ранил 22 рабочих» . Спокан Дейли Кроникл . Ассошиэйтед Пресс. п. 1.
- ^ "Свет на дороге в Дамаск" Журнал Time , 29 сентября 1980 г. Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ «Сообщается, что боеголовка Титана лежит в лесу Арканзаса» . «Санкт-Петербург Таймс» . телеграфные услуги. 21 сентября 1980 г. с. 1А.
- ^ «Боеголовка вышла из шахты?» . Евгений Регистр-охранник . телеграфные услуги. 21 сентября 1980 г. с. 1А.
- ^ Перейти обратно: а б «Спор о Титане» . Спокан Дейли Кроникл . Ассошиэйтед Пресс. 20 сентября 1980 г. с. 2.
- ^ «Боеголовка взорвалась при взрыве Титана» . Новости Таскалузы . Ассошиэйтед Пресс. 21 сентября 1980 г. с. 1А.
- ^ «Арканзас вспоминает ракетную аварию» . Нашуа (Нью-Хэмпшир) Телеграф . Ассошиэйтед Пресс. 19 сентября 1981 г. с. 14.
- ^ Пинкус, Уолтер (20 сентября 1980 г.). «Титан II: 54 несчастных случая, ожидающих своего часа» . Пресс-секретарь-REview . Вашингтон Пост. п. 5.
- ^ Чартон, Скотт (7 мая 1987 г.). «Последняя американская ядерная ракета Титан-2 дезактивирована» . Таймс-Новости . Хендерсонвилл, Северная Каролина. Ассошиэйтед Пресс. п. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Кребс, Гюнтер. «Титан-2» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 апреля 2009 г.
- ^ Рэй, Джастин (18 октября 2003 г.). «Американский метеорологический спутник наконец-то избежал неприятностей» . spaceflightnow.com . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ Блеймайер, Джозеф (11 декабря 1963 г.). «Стандартная система космического запуска Титан III» . Конференция по гетерогенному горению . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.1963-1407 .
- ^ Программа 624А. Общая спецификация требований к документации программы (Отчет). 01.11.1962. Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года.
- ^ Новый учёный . Деловая информация Рида. 6 сентября 1962 г.
- ^ Пол О. Ларсон. «Инерциальная система наведения Титан III», стр.4.
- ^ Лян, AC (март 2022 г.). «Динамическая калибровка для Delco Carousel VB IMU» (PDF) . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ AC Лян и DL Кляйнбуб. «Навигация ракеты-носителя Титан IIIC с использованием ИМУ «Карусель ВБ». Конференция AIAA по руководству и контролю, Ки-Бискейн, Флорида, 20–22 августа 1973 г. Документ AIAA № 73-905.
- ^ Запуск Титана 3B, Aviation Week & Space Technology, 8 августа 1966 г., стр. 29
- ^ Второй «Викинг» запущен до грозы, «Неделя авиации и космические технологии», 15 сентября 1975 г., стр. 20.
- ^ «Миссия викингов на Марс» . НАСА = . Проверено 16 февраля 2016 г.
- ^ «Титан 34Д» . Astronautix.com . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Титан 3М» . Astronautix.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Шейлер, Дэвид Дж. (2002). «Военные Близнецы» . Близнецы: Шаги к Луне . Спрингер-Праксис. ISBN 1-85233-405-3 .
- ^ «Титан 4Б и мыс Канаверал» . Space.com . Архивировано из оригинала 31 октября 2001 г. Проверено 21 мая 2008 г.
- ^ Роуэн, Карен (23 июля 2010 г.). «Почему ракеты запускают из Флориды?» . Space.com . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Хуйсак, Эдвард (1994). Будущее ракетной техники США . Ла-Хойя, Калифорния: Компания Мина-Хельвиг. п. 44. ИСБН 978-1-8861-3301-3 .
- ^ «Титан 5» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года.
- ^ «Последняя отремонтированная ракета Titan II запускает оборонную метеорологическую птицу» . Космическая газета. 19 октября 2013 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бондс, Рэй Редактор. Современная военная машина США: энциклопедия американской военной техники и стратегии. Издательство Crown, Нью-Йорк, 1989. ISBN 0-517-68802-6
- Центр технической подготовки ВВС США Шеппард. «Пособие для студентов, ракетчиков/офицеров-ракетчиков (LGM-25)». Май 1967. стр. 61–65. Доступно на WikiMedia Commons: TitanII MGC.pdf.
- Ларсон, Пол О. «Инерциальная система наведения Titan III», на втором ежегодном собрании AIAA, Сан-Франциско, 26–29 июля 1965 г., стр. 1–11.
- Лян, А.С. и Кляйнбуб, Д.Л. «Навигация космической ракеты-носителя Titan IIIC с использованием IMU Carousel VB». Конференция AIAA по руководству и контролю, Ки-Бискейн, Флорида, 20–22 августа 1973 г. Документ AIAA № 73-905.
- Штумпф, Дэвид К. Титан II: история ракетной программы времен холодной войны. Издательство Университета Арканзаса, 2000. [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Титана на astronautix.com - включает хронологию запусков и вариантов.
- Кадры запуска Титана II в ноябре 1963 года на archive.org (ч/б; 0:59 с; включает раннее использование технологии «ракетной камеры»)
- Исследования и разработки Titan III - образовательный документальный фильм ВВС США 1967 года на YouTube (цветной; 13 минут 33 секунды)
- Титан I на fas.org ( Федерация американских ученых )
- Титан II на fas.org
- История Титана на fas.org
- Взрыв на 374-7 - Подробности взрыва шахты в Арканзасе в сентябре 1980 года.
- Фотография последнего запуска Титана в Астрономической картинки дня. архиве