Святая Лютберга
Святая Лютберга (умерла около 870 г.), также называемая Лютбирг и Лютбирга, была влиятельной монахиней в Саксонии в 9 веке, которая закончила свою жизнь в качестве якоря в Винденхаузене (или Вендхаузене). Ее жизнь представляет собой важные свидетельства женского религиозного опыта в Каролингской империи девятого века , а также дает некоторое представление об истории оттоновских монастырей, таких как Гандерсхайм и Кведлинбург . Святая Лютберга, жившая в девятом веке, предложила неожиданную новую модель святости — модель исполнительной домохозяйки. [ 1 ] святой Лютберги Праздник – 28 февраля.
Жизнь
[ редактировать ]Автором Vita Liutbergae был монах из Хальберштадта , который утверждал, что был личным знакомым, хотя сохранившиеся рукописные свидетельства запоздали.
Талант и ум Лютберги впервые заметила Гисла. Гисла, старшая дочь саксонского графа Гессена, была вдовой Унвана. У нее был маленький сын. ей приходилось много путешествовать, чтобы контролировать свои и свои поместья. Должно быть, она заранее знала о потенциале Лютберги, поскольку забрала молодую женщину из монастыря и обучила ее быть своей помощницей. [ 1 ]
Лютберга родом из Зальцбурга . Гисла взяла ее к себе домой и воспитала как дочь, [ 2 ] как сказала Гисла своему сыну Бернхарду на смертном одре. [ 3 ] Поскольку Гисла финансировала церкви и вела дела во многих местах, Лютберга путешествовала с ней. На протяжении всего своего путешествия Лютберга был честен, мудр, трудолюбив, щедр на милостыню , набожен и заботился о больных и умирающих. Она была искусна в тех разнообразных искусствах, которые относятся к женскому труду, и была настолько милосердна, что ее называли матерью бедных. [ 2 ] Днем Лютберга присматривала за хозяйством и поместьями своей покровительницы, а ночью уходила на молитву.
После смерти Гисла оставила наследство сыну Бернхарду, призывая его помочь восстановить церковь, заботиться о сестрах и заботиться о Лютберге, как о сестре. Лютберга некоторое время жила с Бернхардом и заботилась о его доме и семье, но всегда находила время для посещения церкви и несла бдения всю ночь.
Когда она состарилась, ей разрешили уйти в монастырь Вендхаузен, основанный одной из овдовевших дочерей Гислы. Даже там она принимала множество аристократов из окрестностей, которые хотели ее совета и приводили своих дочерей, чтобы они научились некоторым из ее специальных домашних навыков. Фактически ее карьера была «профессиональной домохозяйкой и преподавателем домоводства». [ 1 ]
Она постилась, молилась и помогала всем, кто приходил к ней в нужде. Аббаты и епископы обратили внимание и уважали ее добродетели и доверили ей обучение молодых женщин религии, а также шитью и текстильному делу. Говорят также, что она обладала способностью точно предсказывать будущее. Она умерла около 870 года, будучи чрезвычайно религиозной и уважаемой женщиной, и была похоронена с почестями в церкви.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Лабарж, Маргарет Уэйд, «Форма для средневековых женщин», Женщины в средневековой жизни , гл. 2, Хэмиш Гамильтон, 1986 г.
- ^ Перейти обратно: а б Перц Г.Х. Справочник по средневековью: Жизнь святой Лютберги, 9 век , пер. Джо Энн Макнамара.
- ^ МакЭвой, Лиз Герберт (2010). Анхоритские традиции средневековой Европы . Бойделл и Брюэр. п. 48. ИСБН 9781843835202 .
Источники
[ редактировать ]- «Частичный онлайн-перевод жизни Лютберги» .
- Валери Л. Гарвер, «Ученые женщины?» Лютберга и обучение каролингских женщин, в книге «Светские интеллектуалы в каролингском мире» , изд. Нельсон и Вормолд (Кембридж, 2007 г.)
- Джо Энн Макнамара (1996). Сестры по оружию: католические монахини через два тысячелетия . Издательство Гарвардского университета. ISBN 067480984X , ISBN 978-0-674-80984-0 .
- Ведущая и настоятельница в Саксонии девятого века: Жизни Лютбирги из Вендхаузена и Хатумоды из Гандерсхайма , перевод Ф. Пакстона (Catholic University of America Press, 2009)