Jump to content

Хендрик Вайермарс

Хендрик Виермарс (начало июня 1685 — 27 сентября 1757) был голландским радикальным мыслителем эпохи Просвещения из Амстердама , который в 1710 году опубликовал философскую книгу, защищающую вечность мира и отвергающую буквальную версию истории творения из Книги Бытия . За противоречие фундаментальной христианской доктрине книга была осуждена местными церковными властями, а Вайермарс впоследствии был заключен в тюрьму на 15 лет в амстердамской тюрьме Расфуис . Считался приверженцем спинозизма , провозглашавшим атеистические и материалистические взгляды.

Жизнь и испытание

[ редактировать ]

Хендрик Виермарс крестился в Амстердаме 9 июня 1685 года. [ 1 ] Его отцом был Виллем Вайермарс, который с 1684 года до своей смерти в 1691 году работал перевозчиком торфа. Он женился в 1684 году.

Хендрик не получил высшего образования. Он не знал латыни и читал книги только на голландском языке. На момент ареста в 1710 году он работал приказчиком в купеческой конторе. Тем не менее, его широко читали, особенно в радикальной философской литературе того времени. Хотя в основном он был самоучкой, у него были свободомыслящие друзья, которые его вдохновляли. Самым важным из них был Антоний ван Дален (1644–1715), богослов, зарабатывавший на жизнь художником и учителем и принявший спинозистское мировоззрение. Таким образом, Ван Дален выступил философским наставником Вайермарса.

В 1710 году Вайермарс изложил свои взгляды в книге Den ingebeelde chaos ( «Воображаемый хаос »), в которой он разработал натуралистическую философию. [ 2 ] Это было вызвано его критикой книги своего коллеги-вольнодумца из Утрехта Дирка Сантворта (1653–1712), который предположил, что мир в его нынешней форме не является вечным (хотя он считал, что материя и движение вечны). [ 3 ] Вайермарс отправил ему письмо, в котором объяснил свои возражения против этого, но Сантворт не ответил. Как он заявляет в предисловии к своей книге, Вайермарс затем решил опубликовать содержание письма как часть своей собственной книги, в которой он также критикует лукрецианское объяснение происхождения нынешнего мира из ранее существовавшего хаоса.

Амстердамская консистория реформатской церкви немедленно отреагировала на книгу Вайермарса, проинформировав городских магистратов о ее публикации. На тот момент большая часть из примерно 450 печатных экземпляров уже была продана. Несколько месяцев спустя Вайермарс был арестован и после допроса приговорен к штрафу в 3000 гульденов, пятнадцати годам одиночного заключения «без пера, чернил и бумаги» и последующей ссылке из Амстердама и провинции Голландия на двадцать пять лет. Этот приговор был вынесен в соответствии с голландским законом 1678 года, запрещающим печать и распространение произведений Спинозиста. [ 4 ]

Вайермарс пережил тюремное заключение и после освобождения в 1725 году поселился в Амстердаме, несмотря на изгнание. Условия его жизни были плохими, и он полностью зависел от помощи друзей. В 1744 и 1748 годах он был арестован за нарушение ссылки и приказал покинуть город и провинцию. Однако ему это не удалось, и после ареста в третий раз в 1749 году он был снова приговорен к тюремному заключению (десять лет) в Расфуисе, а также к пожизненному запрету на въезд в Голландию. Он умер сломленным 27 сентября 1757 года после того, как его доставили в больницу Амстердама.

Воображаемый хаос

[ редактировать ]

Заявленная цель книги Вайермарса — отстаивать вечность мира и движения. [ 5 ] Отвергая космологические и другие доказательства существования Бога, он отрицает возможность рассматривать Бога как причину движения. Движение можно объяснить только механистически, исходя из природы растяжения. Атрибут протяженности вместе с атрибутом мысли образует мир или вселенную, и он существует вечно сосуществует с Богом. Вайермарс переосмысливает догму творения ex nihilo как абсолютную зависимость мира от силы Бога. Таким образом, сотворение мира не является историческим фактом, и библейское описание шестидневного творения следует рассматривать как метафорический рассказ, адаптированный к древним еврейским концепциям.

Будучи спинозистом, Вайермарс отвергал личного и трансцендентного Бога, чудеса и сверхъестественное и считал, что все в природе можно объяснить в соответствии с законами природы. Вайермарс разделяет многие взгляды Спинозы на Священное Писание и теологию, но отклоняется от него, пытаясь дать рациональное объяснение Троице ( Отец, Сын, Святой Дух). Бог, протяжение и мысль составляют Троицу в философском смысле, при этом протяженность и мысль вечно порождаются абсолютной силой Бога. Это имманентный акт Бога, тогда как творение — трансцендентный акт. Но Вайермарс отрицает, что Бог создает что-то «вне» себя, поскольку он согласен со Спинозой в том, что одна субстанция не может производить другую субстанцию. Вводя в эту монистическую структуру представление о Боге, порождающем свои собственные атрибуты (вместо того, как сказал Спиноза, состоящем из них) и «создающем» мир, Вайермарс пытался усовершенствовать Спинозу и в то же время приспособить свои взгляды к больше религиозной читательской аудитории, при этом фактически пропагандируя антирелигиозные идеи. [ 6 ]

Репутация и исследования

[ редактировать ]

Пространная рецензия на книгу Виермарса, сделанная немецким ученым Кристофом Августом Хойманном в Acta philosophorum за 1716 год, принесла Виермарсу международную репутацию спинозиста. [ 7 ] Первая современная научная статья о Вайермарсе была написана в 1974 году фламандским исследователем Хубертом Ванденбоше (1945–2016). [ 8 ] Джонатан Израэль включил Вайермарса в свое исследование радикального просвещения (2001), описав его как «проницательного, смелого мыслителя», который олицетворял «новый вид народного, неакадемического, философского материализма», который распространялся через кофейни, дискуссионные группы. и легкодоступные сочинения. [ 9 ] В 2015 году книга Вайермарса была переиздана в аннотированной и модернизированной голландской версии с введением, обобщающим текущее состояние исследований Вайермарса. [ 10 ]

  1. Биографические данные взяты из предисловия к модернизированному изданию Хендрика Вайермарса « О воображаемом хаосе» . Хилверсюм: Пропавший, 2015.
  2. ^ Хендрик Вайермарс, Воображаемый хаос и блуждающий мир-миротворчество древних и Современный Висгер разделяет и опровергает . Амстердам: Вибрант Александерс, 1710 г.
  3. ^ Риенк Вермидж, «Дирк Сантворт, материалист восемнадцатого века». В истории философии в Нидерландах 11 (2000), стр. 61-80. Книга Сантвоорта называлась «Причина движения и принципы тел» твёрдых . Утрехт: Герман Харденберг, 1703 г.
  4. ^ Джонатан Исраэль, «Запрет произведений Спинозы в Голландской республике (1670-1678)». В. Ван Бунге и В. Клевер (ред.), «Скрытый и явный спинозизм около 1700 г.» . Лейден, Брилл, 1996, стр. 3–14.
  5. ^ Джонатан Исраэль, Радикальное Просвещение. Философия и становление современности 1650-1750 гг . Оксфорд: ОУП, 2001, стр. 323–7.
  6. ^ Это точка зрения Хуберта Ванденбоше, « Воображаемый хаос Хендрика Виермарса (1710): «Tractatus de emendatione Spinozae». В Tijdschrift voor de Studie van de Enlightenment 2 (1974), стр. 321-69.
  7. ^ «Сообщение от нового спинозиста, Хенрико Вирмарсио». В Acta philosophorum . Зал 1716, стр. 115–44.
  8. ^ См. примечание 6 выше.
  9. ^ Джонатан Исраэль, Радикальное Просвещение , стр. 322-4.
  10. ^ Хендрик Виермарс, Воображаемый хаос , переведённый и представленный Михиэлем Вилемой. Хилверсюм: Пропавший, 2015.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b998dc5cf23c046f59312188e62b8738__1697914380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/38/b998dc5cf23c046f59312188e62b8738.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hendrik Wyermars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)