Хендрик Вайермарс
Хендрик Виермарс (начало июня 1685 — 27 сентября 1757) был голландским радикальным мыслителем эпохи Просвещения из Амстердама , который в 1710 году опубликовал философскую книгу, защищающую вечность мира и отвергающую буквальную версию истории творения из Книги Бытия . За противоречие фундаментальной христианской доктрине книга была осуждена местными церковными властями, а Вайермарс впоследствии был заключен в тюрьму на 15 лет в амстердамской тюрьме Расфуис . Считался приверженцем спинозизма , провозглашавшим атеистические и материалистические взгляды.
Жизнь и испытание
[ редактировать ]Хендрик Виермарс крестился в Амстердаме 9 июня 1685 года. [ 1 ] Его отцом был Виллем Вайермарс, который с 1684 года до своей смерти в 1691 году работал перевозчиком торфа. Он женился в 1684 году.
Хендрик не получил высшего образования. Он не знал латыни и читал книги только на голландском языке. На момент ареста в 1710 году он работал приказчиком в купеческой конторе. Тем не менее, его широко читали, особенно в радикальной философской литературе того времени. Хотя в основном он был самоучкой, у него были свободомыслящие друзья, которые его вдохновляли. Самым важным из них был Антоний ван Дален (1644–1715), богослов, зарабатывавший на жизнь художником и учителем и принявший спинозистское мировоззрение. Таким образом, Ван Дален выступил философским наставником Вайермарса.
В 1710 году Вайермарс изложил свои взгляды в книге Den ingebeelde chaos ( «Воображаемый хаос »), в которой он разработал натуралистическую философию. [ 2 ] Это было вызвано его критикой книги своего коллеги-вольнодумца из Утрехта Дирка Сантворта (1653–1712), который предположил, что мир в его нынешней форме не является вечным (хотя он считал, что материя и движение вечны). [ 3 ] Вайермарс отправил ему письмо, в котором объяснил свои возражения против этого, но Сантворт не ответил. Как он заявляет в предисловии к своей книге, Вайермарс затем решил опубликовать содержание письма как часть своей собственной книги, в которой он также критикует лукрецианское объяснение происхождения нынешнего мира из ранее существовавшего хаоса.
Амстердамская консистория реформатской церкви немедленно отреагировала на книгу Вайермарса, проинформировав городских магистратов о ее публикации. На тот момент большая часть из примерно 450 печатных экземпляров уже была продана. Несколько месяцев спустя Вайермарс был арестован и после допроса приговорен к штрафу в 3000 гульденов, пятнадцати годам одиночного заключения «без пера, чернил и бумаги» и последующей ссылке из Амстердама и провинции Голландия на двадцать пять лет. Этот приговор был вынесен в соответствии с голландским законом 1678 года, запрещающим печать и распространение произведений Спинозиста. [ 4 ]
Вайермарс пережил тюремное заключение и после освобождения в 1725 году поселился в Амстердаме, несмотря на изгнание. Условия его жизни были плохими, и он полностью зависел от помощи друзей. В 1744 и 1748 годах он был арестован за нарушение ссылки и приказал покинуть город и провинцию. Однако ему это не удалось, и после ареста в третий раз в 1749 году он был снова приговорен к тюремному заключению (десять лет) в Расфуисе, а также к пожизненному запрету на въезд в Голландию. Он умер сломленным 27 сентября 1757 года после того, как его доставили в больницу Амстердама.
Воображаемый хаос
[ редактировать ]Заявленная цель книги Вайермарса — отстаивать вечность мира и движения. [ 5 ] Отвергая космологические и другие доказательства существования Бога, он отрицает возможность рассматривать Бога как причину движения. Движение можно объяснить только механистически, исходя из природы растяжения. Атрибут протяженности вместе с атрибутом мысли образует мир или вселенную, и он существует вечно сосуществует с Богом. Вайермарс переосмысливает догму творения ex nihilo как абсолютную зависимость мира от силы Бога. Таким образом, сотворение мира не является историческим фактом, и библейское описание шестидневного творения следует рассматривать как метафорический рассказ, адаптированный к древним еврейским концепциям.
Будучи спинозистом, Вайермарс отвергал личного и трансцендентного Бога, чудеса и сверхъестественное и считал, что все в природе можно объяснить в соответствии с законами природы. Вайермарс разделяет многие взгляды Спинозы на Священное Писание и теологию, но отклоняется от него, пытаясь дать рациональное объяснение Троице ( Отец, Сын, Святой Дух). Бог, протяжение и мысль составляют Троицу в философском смысле, при этом протяженность и мысль вечно порождаются абсолютной силой Бога. Это имманентный акт Бога, тогда как творение — трансцендентный акт. Но Вайермарс отрицает, что Бог создает что-то «вне» себя, поскольку он согласен со Спинозой в том, что одна субстанция не может производить другую субстанцию. Вводя в эту монистическую структуру представление о Боге, порождающем свои собственные атрибуты (вместо того, как сказал Спиноза, состоящем из них) и «создающем» мир, Вайермарс пытался усовершенствовать Спинозу и в то же время приспособить свои взгляды к больше религиозной читательской аудитории, при этом фактически пропагандируя антирелигиозные идеи. [ 6 ]
Репутация и исследования
[ редактировать ]Пространная рецензия на книгу Виермарса, сделанная немецким ученым Кристофом Августом Хойманном в Acta philosophorum за 1716 год, принесла Виермарсу международную репутацию спинозиста. [ 7 ] Первая современная научная статья о Вайермарсе была написана в 1974 году фламандским исследователем Хубертом Ванденбоше (1945–2016). [ 8 ] Джонатан Израэль включил Вайермарса в свое исследование радикального просвещения (2001), описав его как «проницательного, смелого мыслителя», который олицетворял «новый вид народного, неакадемического, философского материализма», который распространялся через кофейни, дискуссионные группы. и легкодоступные сочинения. [ 9 ] В 2015 году книга Вайермарса была переиздана в аннотированной и модернизированной голландской версии с введением, обобщающим текущее состояние исследований Вайермарса. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Биографические данные взяты из предисловия к модернизированному изданию Хендрика Вайермарса « О воображаемом хаосе» . Хилверсюм: Пропавший, 2015.
- ^ Хендрик Вайермарс, Воображаемый хаос и блуждающий мир-миротворчество древних и Современный Висгер разделяет и опровергает . Амстердам: Вибрант Александерс, 1710 г.
- ^ Риенк Вермидж, «Дирк Сантворт, материалист восемнадцатого века». В истории философии в Нидерландах 11 (2000), стр. 61-80. Книга Сантвоорта называлась «Причина движения и принципы тел» твёрдых . Утрехт: Герман Харденберг, 1703 г.
- ^ Джонатан Исраэль, «Запрет произведений Спинозы в Голландской республике (1670-1678)». В. Ван Бунге и В. Клевер (ред.), «Скрытый и явный спинозизм около 1700 г.» . Лейден, Брилл, 1996, стр. 3–14.
- ^ Джонатан Исраэль, Радикальное Просвещение. Философия и становление современности 1650-1750 гг . Оксфорд: ОУП, 2001, стр. 323–7.
- ^ Это точка зрения Хуберта Ванденбоше, « Воображаемый хаос Хендрика Виермарса (1710): «Tractatus de emendatione Spinozae». В Tijdschrift voor de Studie van de Enlightenment 2 (1974), стр. 321-69.
- ^ «Сообщение от нового спинозиста, Хенрико Вирмарсио». В Acta philosophorum . Зал 1716, стр. 115–44.
- ^ См. примечание 6 выше.
- ^ Джонатан Исраэль, Радикальное Просвещение , стр. 322-4.
- ^ Хендрик Виермарс, Воображаемый хаос , переведённый и представленный Михиэлем Вилемой. Хилверсюм: Пропавший, 2015.