Греческий театр Кирены
32 ° 49'29 "N 21 ° 51'03" E / 32,824591 ° N 21,85083 ° E
Греческий театр Кирены был крупнейшим и старейшим из пяти известных театров Кирены, Ливия . Он был построен на северном склоне Акрополя, к западу от святилища Аполлона , и первоначально строился как стандартный греческий театр , вероятно, в конце шестого века до нашей эры. Сооружение претерпело несколько этапов реконструкции и в конечном итоге было преобразовано в римский амфитеатр во втором веке нашей эры.
Описание
[ редактировать ]Театр расположен на западном конце узкого плато под Акрополем, которое смотрит на север, в сторону моря. Святилище Аполлона расположено на том же плато, восточнее, и театр изначально был частью святилищного комплекса. У него сложная история строительства, состоящая из семи этапов, которые нелегко различить или датировать. [1] На большинстве этапов базовая структура состояла из полукруглого оркестра (площадки для выступлений) со сценой (зданием сцены) позади него и койлона или кавеа (зоны отдыха), которая использовала естественный наклон холма.
На самую раннюю фазу сейчас указывают только три ряда столбов в середине оркестра, которые, вероятно, предназначались для небольшой деревянной сцены длиной примерно 15 метров и глубиной 5 метров. Параллели с остальным греческим миром позволяют предположить, что эта структура датируется концом шестого века до нашей эры. На втором этапе, возможно, в пятом веке до нашей эры, сцену заменило здание немного большего размера, все еще сделанное из дерева, о котором снова свидетельствует только ряд отверстий для столбов в скале. Он имел ширину примерно 15 метров, как и его предшественник, но был немного расширен назад и имел деревянную сцену спереди. [2]
На третьем этапе деревянное здание сцены было снесено в пользу каменного сооружения длиной около 25 метров, расположенного немного севернее. Первые признаки каменных сидений также относятся к этому периоду и предполагают наличие пещеры диаметром 65 метров. Вновь использованные в здании фрагменты более ранних построек (в частности, колонны архаического храма Аполлона позволяют предположить, что это строительство имело место во второй половине четвертого века до нашей эры. [1]
Фаза 4 относится к периоду правления Птолемеев в Кирене (ок. 320–96 гг. до н. э.). Здание сцены было снесено и заменено более крупной постройкой с короткими крыльями на каждом конце. Это сооружение имело три двери спереди, через которые актеры могли входить и выходить. Качество каменной кладки хуже, чем на этапе 3. В это время пещера была расширена и выдвинута вперед; была построена большая подпорная стена, чтобы поддерживать земляной насыпь под сиденьями на восточном краю театра. Над этой подпорной стеной, на восточной стороне пещеры, был построен очень крутой ступенчатый пирамидальный памятник, увенчанный основанием, поддерживающим набор из четырех статуй (ныне утерянных). [3] Надпись на постаменте ( IGCyr 97900) датируется концом четвертого или началом третьего века до нашей эры и называет почетных людей: Клевтемис, сын Стасиса (который воздвиг памятник, будучи священником), Клевтемис, сын Филенгия, Дамон, сын Хартадаса, и Стасис, сын Клевтемиды. [4] [5]
Фаза 5 относится к раннему римскому периоду (т.е. I веку до н.э. или нашей эры). На этом этапе здание сцены было монументализировано путем добавления к фасаду соединенных колонн. К этой фазе, вероятно, относится нижняя часть сохранившихся сидений, как и прямые подпорные стены по краям пещеры. Фаза 6, возможно, последовала за разграблением города в 115 году нашей эры во время Китосской войны ; в отличие от многих других построек Кирены, нет никаких свидетельств того, что театр был поврежден во время разграбления. На этом этапе крылья сцены были выдвинуты вперед, по-видимому, блокируя вход в театр через оркестр. [3]
Амфитеатр
[ редактировать ]На этапе 7, в конце второго века нашей эры, театр был преобразован в амфитеатр, который использовался для гладиаторов не для драмы, а . Полукруглый оркестр был преобразован в арену овальной формы размером 32,67 метра с востока на запад и 28,21 метра с севера на юг. [6] Для этого сцену снесли, убрали нижние сиденья, вокруг арены построили стену, а плато расширили на север с помощью огромной подпорной стены. [3] Периферийный коридор окружал арену под передними рядами сидений и вел к входам для бойцов на восточном и западном концах арены. На южной стороне арены новые места для сидения были построены поверх пещеры этапа 5. Расположение на склоне скалы означало, что было невозможно построить места для сидения на северной стороне арены, которая, таким образом, осталась открытой. [3]
Новый амфитеатр был отделен от святилища Аполлона на западе строительством Стены Никодама, которая пересекает плато с севера на юг и к востоку от театра. [7] Стихотворная надпись ( GVCyr 31) называет жреца Никодама строителем и уточняет, что он был построен «ради чистоты Феба и его сестры» (Аполлона и Артемиды ), «открывая их священные кусты от глаз гладиаторов». [8] Это было необходимо, поскольку гладиаторские бои считались ритуально нечистыми . Поскольку в этой стене не было ворот, доступ к амфитеатру отныне можно было осуществлять только сверху, по дороге, проходящей вдоль склона холма над святилищем Аполлона. [7] Театр 2, расположенный к востоку от Агоры , за Стоей Гермеса и Геракла и Кесарием , возможно, был построен в качестве замены греческого театра. [9]
Неясно, когда амфитеатр вышел из строя. Кирена была сильно повреждена землетрясениями в 262 и 365 годах , каждое из которых могло повредить строение. [3] Со времен античности большая часть северной стороны арены скатилась вниз по склону холма. С 2006 года Фонд глобального наследия в партнерстве со Вторым университетом Неаполя (SUN, Италия), Департаментом древностей Ливии и Министерством культуры Ливии провел экстренную консервацию театра, чтобы остановить оседание. [10] [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кенрик 2013 , стр. 209–210.
- ^ Кенрик 2013 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кенрик 2013 , с. 211.
- ^ Добиас-Лалу 2017a .
- ^ Энсоли 2010 , с. 132.
- ^ Гогрэфе .
- ^ Jump up to: а б Кенрик 2013 , с. 209.
- ^ Добиас-Лалу 2017b .
- ^ Кенрик 2013 , с. 162.
- ^ «Кирена, Ливия» . Где мы работаем . Фонд глобального наследия (ФГФ). Архивировано из оригинала 9 апреля 2009 г. Проверено 27 апреля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Энсоли, С. (2010). «Театр-амфитеатр святилища Аполлона в Кирене». В Луни, М. (ред.). Кирена и Киренаика в древности . Рим. стр. 117–145.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кенрик, Филип (2013). Киренаика . Ливийские археологические справочники. Том. 2. Сильфий Пресс. ISBN 978-1-900971-14-0 .
- Стучки, Сандро (1976). Киренаическая архитектура . Рим: Бретшнайдер. стр. 286–289. ISBN 887062448X .
- Тиссен, Оливер Дж. (2012). «Развитие святилища Аполлона в Кирене с IV века до нашей эры до конца эллинизма» . КубА . 2 :69-89.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гографе, Рюдигер. «Кирена, Греческий театр» . www.theatrum.de (на немецком языке) . Проверено 26 сентября 2023 г.
- Гогрэфе, Рюдигер. «Кирена, Амфитеатр» . amphi-theatrum.de (на немецком языке) . Проверено 26 сентября 2023 г.
- Добиас-Лалу, Кэтрин (2017a). «IGCyr097900: Частные почести и преданность делу» . Надписи греческой Киренаики . Проверено 26 сентября 2023 г.
- Добиас-Лалу, Кэтрин (2017b). «GVCyr 31: Посвящение стены Аполлону и Артемиде» . Греческие стихотворные надписи Киренаики . Проверено 27 сентября 2023 г.
- Уиллоби, Мишель; Чарльтон, Джастин; Эллиотт, Том (18 июля 2016 г.). «Театр Кирены: ресурс Плеяд» . Плеяды: справочник прошлых мест . Проверено 27 сентября 2023 г.
- «Греческий театр, Кирена» . Справочник наследия Ливии / Архивы SLS . Проверено 27 сентября 2023 г.