Пакт о честности
Пакт добросовестности — это многостороннее соглашение, заключенное государственным органом , стремящимся закупить товары и услуги значительной стоимости. В качестве инструмента предотвращения коррупции при заключении государственных контрактов компании, заинтересованные в участии в торгах на поставку товаров и услуг, предоставляют сторонней организации, например организации гражданского общества , роль в мониторинге соблюдения пакта.
Соглашение включает в себя письменное обязательство всех сторон соблюдать определенные стандарты добросовестности в процессе закупок. [ 1 ] Обычно это также включает в себя процесс сообщения об обеспокоенности по поводу коррупции и добросовестной конкуренции. Некоторые пакты о добросовестности также включают механизмы санкций. [ 2 ]
По мнению Европейской комиссии , цели включают в себя: [ 3 ]
- Повышение прозрачности, подотчетности и надлежащего управления в сфере государственных контрактов
- Повысить доверие к государственным органам и способствовать их лучшей репутации.
- Улучшить конкуренцию, повысить эффективность затрат и экономию за счет улучшения закупок.
Пакты добропорядочности продвигаются и поддерживаются немецкой антикоррупционной организацией Transparency International . [ 4 ] которая впервые разработала эту концепцию в 1990-х годах.
Предыстория и применение
[ редактировать ]Пакты добропорядочности применяются как минимум в 32 странах. [ 5 ] до сотен проектов закупок в различных секторах, включая инфраструктуру, транспорт, здравоохранение и оборону. В Индии , Мексике и Пакистане Пакты добросовестности являются юридическим требованием для закупок сверх определенной стоимости. [ 6 ]
В 2015/2016 году Европейская комиссия запустила пилотный проект под названием «Пакты добросовестности – механизм гражданского контроля для защиты фондов ЕС» , охватывающий 17 финансируемых ЕС проектов в 11 государствах-членах на общую сумму более 920 миллионов евро. [ 7 ] Пилотный проект координируется Секретариатом Transparency International, который ведет отчет о состоянии каждого проекта. [ 8 ] Целью пилотного проекта является оценка эффективности Пактов о добросовестности в достижении намеченных целей по защите проектов закупок от коррупции, мошенничества и других нарушений, а также выявление передового опыта для будущей реализации.
Проект был запущен на международной конференции, организованной Transparency International при поддержке Европейской комиссии и состоявшейся 5 мая 2015 года в Брюсселе . [ 9 ] Среднесрочный обзор обучения, опубликованный в ноябре 2018 г. [ 10 ] конкретно упомянул необходимость политической воли и ценность реализации Пактов о добросовестности на раннем этапе подготовки к тендеру. Проект получил Премию Европейского омбудсмена за хорошее администрирование 2019 года в категории «Отличное управление открытым администрированием». [ 11 ] « Большая двадцатка» также рекомендовала использовать Пакты о добросовестности в своем Сборнике передовых практик по обеспечению добросовестности и прозрачности в развитии инфраструктуры за 2019 год. [ 12 ]
Затраты и выгоды
[ редактировать ]Средняя общая стоимость реализации Пакта о добросовестности в инфраструктурном проекте в течение одного года оценивается в 100 000 долларов США. [ 13 ] Эта цифра зависит от многих переменных, включая рыночные условия, страну, в которой он реализуется, размер проекта и то, регулярно ли уже используются Пакты добросовестности в этом контексте. [ 14 ]
Разработка и реализация Пакта о добропорядочности часто финансируется заказчиком или инвестором проекта, например международным финансовым учреждением. В случае проекта «Пакты добросовестности ЕС – Механизм гражданского контроля для защиты фондов ЕС» Европейская комиссия заложила в бюджет более 7,2 миллиона евро на четырехлетний пилотный проект. [ 15 ] В других случаях участники торгов должны внести свой вклад в расходы по Пакту о добросовестности в рамках требований к участию в тендере.
Использование Пактов добросовестности позволяет достичь значительной экономии средств в некоторых проектах, где используются эффективные системы мониторинга и оценки. Например, Пакт добросовестности, примененный к закупкам, связанным с схемой водоснабжения Большого Карачи в Пакистане в 2001 году, способствовал экономии примерно пятой части общей стоимости контракта. [ 16 ] Последующие проекты, реализованные тем же наблюдателем, Transparency International Пакистан, также привели к экономии затрат, а Пакты о добросовестности теперь являются обязательными в Пакистане для всех проектов государственных закупок, превышающих определенный порог.
К числу других стран с особенно успешным опытом применения Пактов о добросовестности относится Мексика, где эта концепция известна как Testigo Social (Социальный свидетель) и реализуется Transparencia Mexicana. [ 17 ] Эта концепция была впервые применена при строительстве проектов плотин Эль-Кахон и Ла-Йеска в 2002 и 2006/7 годах, и теперь она является обязательной при закупках, превышающих определенный порог. [ 18 ]
Есть свидетельства того, что даже когда Пакт о добросовестности «не может» гарантировать отсутствие коррупции в процессе закупок, он, тем не менее, способствует прозрачности и выявлению мошенничества и других нарушений. Так обстоит дело с проектом строительства аэропорта Берлин-Бранденбург , из которого наблюдавшая организация Transparency International Germany официально вышла из проекта в 2015 году, заявив, что «коррупция не воспринимается всерьез». [ 19 ] Наблюдатель, назначенный для надзора за соблюдением Пакта о честности проекта трамвайной линии в Риге , Делна, также публично отказался от процесса в 2019 году из-за «подозрений в мошенничестве, бесхозяйственности и неприемлемо высоких рисках». [ 20 ]
В январе 2014 года правительство Индии расторгло сделку на сумму 630 миллионов долларов США с AgustaWestland на покупку 12 вертолетов AW 101 , сославшись на «нарушение предварительного договора о честности и соглашения AWIL (AgustaWestland International Ltd)». [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пакты добросовестности в сфере государственных закупок: руководство по реализации» . Транспаренси интернешнл . 15 апреля 2014 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Содержание Пакта о добросовестности» . Центр коллективных действий B20 . Базельский институт управления . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Улучшение инвестирования и управления средствами: Пакты добросовестности» . Европейская комиссия . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Transparency International, Пакты о добросовестности , по состоянию на 15 июня 2016 г.
- ^ «Пакты добросовестности во всем мире» . Центр коллективных действий B20 . Базельский институт управления . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Регулирование и политическая поддержка» . Центр коллективных действий B20 . Базельский институт управления . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Улучшение инвестирования и управления средствами: Пакты добросовестности» . Европейская комиссия . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Пакты о добросовестности – состояние дел» . Трансперенси Интернэшнл ЕС . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Конференция «Пакты о добросовестности - защита фондов ЕС» - Брюссель, 5 мая , по состоянию на 15 июня 2016 г.
- ^ «Промежуточный обзор пактов о добросовестности TI: механизм гражданского контроля для защиты проекта фондов ЕС» (PDF) . Поддержка развития организации. 26 ноября 2018 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Омбудсмен объявляет победителей Премии за хорошее управление 2019 года» . Европейский омбудсмен. 27 июня 2019 г. Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Сборник передового опыта G20 по обеспечению честности и прозрачности в развитии инфраструктуры» (PDF) . ОЭСР . 2019.
- ^ «Обзор обучения: Пакты о добросовестности Transparency International в сфере государственных закупок» (PDF) . Базельский институт управления / Бломейер и Санс. 2015 . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Пакты добросовестности: финансирование и затраты» . Центр коллективных действий B20 . Базельский институт управления.
- ^ «Улучшение инвестирования и управления средствами: Пакты добросовестности» . Европейская комиссия . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Сайед Адиль Гилани (ноябрь 2006 г.). «Опыт TI Пакистана с Пактом о добросовестности – примеры, воздействие и измерение воздействия» (PDF) . Международная антикоррупционная конференция . Трансперенси Интернэшнл Пакистан . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Позиционирование организации «Прозрачность Мексики» в отношении независимого мониторинга, который она осуществляет в качестве социального свидетеля, и ее участия в процедурах публичных торгов» (на испанском языке). Мексиканская прозрачность. 3 апреля 2019 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Ситуационное исследование Пакта о честности в Мексике: общественные свидетели» . Центр коллективных действий B20 . Базельский институт управления.
- ^ «Коррупция не воспринимается всерьез – Transparency Germany прекращает сотрудничество с BER» . Transparency International Germany (на немецком языке) . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Коррупционные риски в городских инфраструктурных проектах преподносят горькие уроки» . Дельна . 11 июня 2019 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Сделка по вертолету VVIP на сумму 3600 крор рупий с AgustaWestland отменена из-за обвинений во взяточничестве, доступ к которым получен 15 июня 2016 г.