Зон Аль

Зон Ахл («ручей», «дерево») — настольная игра, в которую играют индейцы кайова в Северной Америке. Это часто [ 1 ] упоминается как типичный представитель многих подобных индейских игр. Ее часто приравнивают (или, возможно, путают) с Цоша («игрой с шилом»), в которую также играют кайова. [ 2 ]
Терминология
[ редактировать ]Обратите внимание, что эти два названия создают интересное, но случайное звуковое совпадение: Zohn = «ручей», особенность доски; и Ahl = «дерево», термин, обозначающий игральные кости . Тогда как Цоша означает «игра с шилом», имея в виду два шила, используемые в качестве игровых фигур. Но «ахл» и «шило» не имеют никакого отношения друг к другу: одно из слов кайова, другое — английское и обозначает разные объекты. Таким образом, хотя игру можно назвать «Зон Ахл», «Игра в Шило» или даже « Игра в Ахл » (что означает «игра в кости»), «Зон Шило» было бы неправильным.
Оборудование
[ редактировать ]- Доска : характерная доска из 40 ячеек (см. иллюстрацию) была нанесена на хлопчатобумажную ткань или одеяло.
- Лоты : четыре игральные кости ( ахль ). Это разделенные палочки, плоские с одной стороны и круглые с другой (то есть полукруглые в сечении), длиной от 4 до 10 дюймов и диаметром от 3/8 до 1/2 дюйма. Три из этих кубиков отмечены на плоских сторонах бороздками, окрашенными в красный цвет; четвертый отмечен канавкой, окрашенной в синий, черный или зеленый цвет. В рассказе Цоша этот специально отмеченный четвертый кубик называется сахе («зеленый»). Обычно различают и круглые стороны двух типов, хотя для игрового процесса это не обязательно. ива и вяз . В качестве материалов упоминаются
- Плоский камень : «камень ахла» кладется в центр доски, и при каждом броске игральные кости энергично отталкиваются от него.
- Фигуры : два шила, по одному на каждого игрока или команду, отмечают прогресс по кругу.
- Фишки : восемь палочек (или любое четное число), используемые для подсчета очков.
Геймплей
[ редактировать ]В игре участвуют либо два игрока, либо две равные команды. Каждая сторона начинается с половины фишек и шила на своем месте 1, шила движутся в противоположных направлениях: одна сторона по часовой стрелке, другая против часовой стрелки (см. Рисунок). Игрок бросает четыре кубика-палки, перемещает шило на указанное количество мест и, если необходимо, бросает еще раз (см. таблицу). Тот факт, что «бросание», как говорят, происходит по кругу против часовой стрелки (что было бы бессмысленно при попеременных ходах), может указывать на то, что при игре в командах все игроки на одной стороне бросают и ходят, а за ними следуют все игроки на другой стороне. их очередь.
Четыре двусторонних игральных кубика, один из которых имеет специально отмеченную плоскую сторону ( сахе , «зеленый»), могут выпадать в восьми возможных конфигурациях, давая указанные значения:
Плоскими сторонами вверх | Ценить | Ценность с сахе |
---|---|---|
0 | 10+ | ЧТО |
1 | 1 | 1+ |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3+ |
4 | ЧТО | 6+ |
(«+» означает «и бросить снова». «NA» означает «неприменимо»; бросок невозможен.)
Когда игрок приземляется на свою клетку 20, ближайший берег «ручья » , он «падает»: его сторона теряет одну фишку, а шило возвращается на начальную клетку 1. (Обратите внимание, что противника клетка 20 — это дальняя на берегу ручья и в безопасности.) Точно так же, когда игрок приземляется на шило противника, противник «отбрасывается» обратно на свое место 1 и теряет один жетон. Ячейки «сухой ветки» не имеют особого эффекта и функционируют так же, как и любые другие области.
Когда игрок совершает полный круг шилом, он выигрывает одну фишку и продолжает двигаться в том же направлении, перемещая полную величину своего броска. Однако, если в результате броска они приземлятся на клетке 40, они падают в ручей и возвращаются на клетку 1, теряя одну фишку.
Когда одна сторона выигрывает все контратаки, она выигрывает игру.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кулин 1898, стр. 685–88. Белл 1960, стр. 4–5. Парлетт 1999, стр. 38–40.
- ^ Белл 1960, стр. 4–5. Парлетт 1999, стр. 38–40. Стюарт Кулин (1898, стр. 687–88 и 731–33) (1907, стр. 124–27) представляет вместе два рассказа Зона Ахля и Цоши. В описании Зона Аль не различаются броски специального четвертого кубика; и в описании Цоши не упоминается, как выигрываются или проигрываются фишки; но оба описания включают в себя как специальный кубик, так и фишки. Следовательно, вполне возможно, что эти тексты относятся к одной и той же игре, которую можно реконструировать, только обратившись к обоим, чтобы заполнить соответствующие пробелы. Вот такая точка зрения. Однако обратите внимание, что Мюррей (1951, стр. 154–55) считает их отдельными вариантами. Если не указано иное, в этой статье суммируется полное комплексное лечение Кулина (Culin 1907, стр. 124–130).
Библиография
- Белл, RC (1960), Настольные и настольные игры [1] (ред. 1969 и повтор с томом 2 как настольные и настольные игры из многих цивилизаций Минеола, Нью-Йорк: Дувр, изд. 1979 г.), Лондон: Oxford University Press, ISBN 0-486-23855-5
- Белл, Р.К. (1983). «Зон Ахль». Книга настольных игр . Эксетерские книги. стр. 36–7. ISBN 0-671-06030-9 .
- Кулин, Стюарт (1898), Шахматы и игральные карты (Нью-Йорк: Arno Press, изд. 1976 г.), Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей США, ISBN 0-405-07916-8
- Кулин, Стюарт (1907), Игры североамериканских индейцев (RPT. Минеола, Нью-Йорк: Дувр, изд. 1975 г.), Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография, ISBN 0-486-23125-9
- Мюррей, HJR (1951), История настольных игр, кроме шахмат (RPT. Oxford: Oxbow Books, изд. 2002 г.), Oxford: Oxford University Press, ISBN 0-19-827401-7
- Парлетт, Дэвид (1999), Оксфордская история настольных игр , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-19-212998-8