Василий Тарасовых
Василий Тарасович (??? — 1651) — церковный деятель Закарпатья , василиан , епарх Мукачевский (1634 — 1651) и инициатор унии с католической церковью на Закарпатье.
Василий Тарасович был епископом Мукачевской епархии с 1634 года и первым русско-католическим епископом Мукачево с 24 апреля 1646 года, когда Ужгородская уния, была провозглашена до своей смерти в 1651 году.
Биография
[ редактировать ]Преследование и единство
[ редактировать ]Преследуемый князь Георгий I Ракоци был вынужден покинуть свои земли и в 1642 году, отдав их в руки апостольского нунция католической веры, поселился в Келлоу. Там повстанцы Ракоции гм 1643 г. схватили Тарасовича и потащили его в Мукачево.
Чтобы спасти епархию от протестантов , Тарасович вновь вступил на руководящий престол в Мукачево.
24 апреля 1646 года в церкви-часовне Ужгородского замка по инициативе Василия Тарасовича, хотя он и не был допущен к участию в соборе 1646 года, 63 священника продемонстрировали единство Католической Церкви (заключенной в Ужгородской унии ). . [ 1 ] [ 2 ] В 1663 году были определены условия, на которых Мукачевская епархия могла быть включена в состав Киевской митрополии. Однако из-за сопротивления вдовы Георгия II Ракоци Мукачевская епархия подчинилась венгерскому епископу Эгерскому .
В этих условиях Василий Тарасович создал предпосылки для своего преемника Петра Парфения , который стал первым греко-католическим епископом Мукачево.
Предыстория
[ редактировать ]В 1623 году, после 23-летней ссылки, в Мукачево появился епископ Петроний, которого трансильванский князь Габор Бетелен назначил «епископом Березского, Ужанского, Сабольского, Земплинского, Мараморошского и Шаришкомитаций Греко -Католической Церкви ». Письмо Г. Белена от 10 Февраль того же года – первый документ в истории Мукачевской епархии, в котором перечисляет территорию под комитетами, входившими в ведение Мукачевской епархии. На ту же паству распространялась юрисдикция его преемника - Ивана Григоровича (1627-1633) (первый из мукачевских епархов), владевший латинским языком. был тесно связан с греко-католическим митрополитом Иосифом Велиамином Руцким , с которым лично познакомился по возвращении из Ясса, где получил хиропонию. в начале февраля 1628 г., и Руцкий писал об этом в своем докладе в Рим 28 июня того же года, заявляя, что «Он также с нами, хотя еще не совсем киевский греко-католический митрополит не подвергал сомнению канонический характер». рукоположение «Мукачевского епарха Мадарийского греческого обряда», принадлежащего Валахской и Молдавской митрополии.
Его преемником был Иван Григорович, а после него Василий Тарасович, и хотя он родился в Галичине, хиротония его состоялась 6 декабря 1633 года, как и все его предшественники, с 1597 года получавшие свои хиротонии от молдавского митрополита в Яссах.
Из всех документов, в которых упоминается имя мукачевского епарха Василия Тарасовича (опубликовано А.Годинкой), письмо епископа Эгерского Дьёрдя Липпая (Регенсбург, 15 марта 1641 г.) кардиналу Конгрегации евангелизации народов в Риме было обращено внимание. В нем говорится, что в результате его двухлетней деятельности имелось намерение "проживать на территории епископата единого Российского Патриарха в связи...". Помимо новости о «Русском Патриархе», в письме не было сформулировано нового вопроса о юрисдикции Мукачевского епарха на канонической территории Эгерской епархии .
Вскоре выяснилось, что речь идет о Мукачевском епархе Василии Тарасовиче, находившемся в конфликте с Эгерской епархией (так, в начале 1640-х годов римские лидеры из Конгрегации евангелизации народов , Кардиналы Палотто, Шпад и Бранцати были извещены не только о признании мукачевскими епархами восточного обряда католического символа веры, но и этой епархии, а в 1643 г. , Мараморошский, Земплинский, Шарышский, Спишский и Абауйварский) были помещен на канонической территории латинского епископа Эгерского. Во второй половине XVI — первой половине XVII века князья-кальвинисты Трансильвании, стремившиеся создать сильное протестантское государство, правили также большей частью Верхней Венгрии, включая Мукачевский замок и резиденцию мукачевских епископов. в монастыре на Чернечей горе они намеревались привести восточных христиан из подведомственных им земель в Кальвинизм и после этого дать им венгерский язык. Чтобы лучше противостоять натиску протестантских князей, обратившихся вновь в кальвинизм, при поддержке предстоятеля Римско-католической церкви в Венгрии Петры Пазмана и ради сохранения своего влияния они предложили себе объединиться с католической церковью.
Верующие во главе с архиереями из монастыря Св. Николая под Мукачево, хотя и не говорили на одном языке и подчинялись политической элите, принадлежащей Латинской Церкви, были объединены общей церковной традицией и в церковном и культурном отношении были под духовным влиянием «Киевской Церкви». В результате сотрудничества католических кругов Венгрии (уния в Ужгороде была заключена с разрешения шляхты Гордия Липпая с латинским епископом Эгером Дьорде Якушичем) и монахов-василиан Петра Парфения и Гавриила Косовича, после 1646 г. Подчинение митрополита мукачевским епископам обострилось. Его проблематика осложнялась тем, что не было документов, таких как об учреждении Мукачевской епархии, а также о юрисдикционном подчинении одного из ближайших к Мукачевским митрополитам.
Во времена Тарасовича к традиционным шести комитетам, находившимся в архиерейской юрисдикции мукачевских правителей (Берег, Унг, Сабольч, Земплин, Мараморош и Шариш), в 1635 г. были добавлены Угоч и Сатмар, а в 1643 г. - два подробнее - Спеш и Абауи. Всего здесь проживало около 160 000 верующих. Особого внимания заслуживает тот факт, что на епархиальном соборе, состоявшемся в слободе Киралетлек (близ Нирикики) в 1638 году, архидиакон Затянского уезда Янош Мариныч был одновременно назначен «наместником магических ораторов греческого обряда». . 14 мая 1648 года архиепископ Эстергомский Дьёрдь Липпай заверил русского клирика Шариатского, Земплинского и Ужанского комитетов, связанных с Римской церковью, что он будет иметь церковный иммунитет (покровительство). Опека епископства над высшими католическими кругами Венгрии началась в 1651 году, когда трансильванский православный архиепископ Дулофегирвара (ныне Альба Юлия в Румынии) Стефан Шимонович (1643-1654) вместе с молдавским Григорием и Быстрицким Саввой рукоположил святого покровителя. Мукачевской епархии греко-католического монаха Петра Парфения (Петрович), как о. Э.-Кр. Саттнера, чтобы «спасти унию и тем самым гарантировать местной Восточной церкви поддержку католиков в противодействии кальвинистам».
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Энциклопедия украиноведения / Словарная часть: [в 11 т.] / Научное общество Шевченко / Цель. Эд. Профессор, доктор Владимир Кубийович - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь; Львов; Киев: Глобус, 1955-2003.
Литература
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ энциклопедияofukraine.com ,
- ^ [ http://atravellerincarpathia.com/?p=243 atravellerincarpathia.com]