Петр Парфений
Петр Парфений Петрович был православным епископом и монахом-василианцем, объединившим Русинскую Церковь с Римом.
Биография
[ редактировать ]24 апреля 1646 года 63 русинских священника (под руководством Парфения и епарха Василия Тарасовича ) ходатайствовали и совершили унию с католической церковью . Однако они требовали сохранения византийского обряда , канонического права и церковной власти , основанной на принципах православного управления (самостоятельного выбора епископов). [ 1 ] Парфений после унии Ужгородской греко -католической Мукачевской епархии стал ее первым епархом (1651 – 1665).
15 января 1652 года Петр Парфений лично передал Риму протокол о заключении Ужгородской унии 1646 года. Католическая церковь признала Парфения епископом в 1655 г. (в связи с рукоположением Парфения православным митрополитом в 1651 г.). В 1664 году Парфений обосновался в Мукачеве . Парфений умер в 1665 году.
Исторические факты
[ редактировать ]14 мая 1648 года архиепископ Эстергомский Дьердь Липпай заверил украинское духовенство Шариатского, Земплинского и Ужанского комитетов, связанных с Римской церковью, что оно будет иметь церковный иммунитет (покровительство). Опека епископства над высшими католическими кругами Венгрии началась в 1651 году, когда трансильванский православный архиепископ Дулофегирвара (ныне Альба Юлия в Румынии) Стефан Шимонович (1643-1654) вместе с молдавским Григорием и Быстрицким Саввой был рукоположен в мукачевскую епархию. объединенного монаха Петра Парфения (Петровича) , как объяснил. Э.-Кр. Саттнера, чтобы «спасти союз и тем самым гарантировать местной Восточной церкви поддержку католиков в противодействии кальвинистам».
Подтверждение хиротонии
[ редактировать ]Тогдашний предстоятель Венгерской католической церкви архиепископ Эстергомский Дьёрдь Липпай счел рукоположение униатского священника нерусским митрополитом в данных обстоятельствах и 5 сентября того же года назначил епископа Партения визитером для все греко-католики, проживающие в Венгрии. Липпай вступился за новорукоположенного правителя в Риме с прошением об освобождении от всех церковных наказаний и заверил, что иерарх, совершавший хиротонию, знал об униатском происхождении кандидата. Сам архиепископ Шимонович, совершая хиротонию, в грамоте прокламации, изданной Петром Партениусом о рукоположении, свидетельствовал, что основанием для рукоположения был документ кандидата, подтверждающий, что венгерский предстоятель поручил ему пастырское служение среди русинов в Верхней Венгрия. Папа Александр VII 8 июня 1655 г. поручил Липпаю утвердить Парфения на епископстве и освободить его от наказания. Приказ Папы был выполнен Липпаем 22 июля того же года. Король Венгрии и австрийский император Леопольд I на основании своего права покровительства 23 октября 1659 года назначил Парфения епархом мукачевского епископа.
Среди 24 документов, опубликованных в работе исследователя А. Годинки о деятельности Петра Парфения, было заседание Конгрегации по распространению веры 2 октября 1651 г., в котором кардинал Тривульцио сообщал, что архиепископ Эстергомский просил основание епископства венгерских русинов. После этого кардинал решил обратиться к папе. По семи вопросам Конгрегации по распространению веры 2 июля 1654 года архиепископ Эстергомский Дьёрдь Липпай направил в Рим подробный доклад, который стал первым, хотя и общим, официальным письменным документом о тогдашней церковной позиции русинов. . На его содержании стоит остановиться подробнее.
Из этого следует, что «никто не волновался, никто не защищал интересы русинов как раскольников», которых на территории от Спижа до Марамороша (вдоль 70 верст) насчитывается более 200 тысяч душ греческого обряда. Для них религиозные обряды проводят около 600 священников, не владеющих латинским языком. Кроме них, еще 24 находятся на территории Эгера и его епархии, а также 45 на территории Спасского комитета, принадлежащего митрополиту Эстергомскому. Все эти несвязанные священники испокон веков имели своего епископа в Мукачево. Работу по обращению этих раскольников в Католическую Церковь путем принятия унии начали егерские епископы Дьёрдь Липпай и Дьёрдь Якушеч, которые с помощью уже объединившихся василианских монахов Петра Партениуса и Гаврила Косовича (Косовицкого) впервые обратились 63 человека вступили в Союз, а вскоре после этого — 400 алтарных братьев. Мукачевская епархия состоит из Гуменной, Ужгородской и Маковицкой, то есть в составе священников Спишского, Шариишского, Земплинского и Ужанского комитатов.
Вопросы юрисдикции
[ редактировать ]При предоставлении информации Конгрегации по распространению веры родного города Католической Церкви в Венгрии также актуален вопрос о юрисдикции Мукачевской епархии и епископата. По его мнению, недавние раскольники имели своего епископа греческого обряда, который не зависел ни от епископа Эгерского, ни от архиепископа Эстергомского. Епископ Мукачевский греческого обряда не может быть подчинен епархийскому латинскому епископу, так как один епископ независим от другого. Поэтому архиепископ Эстергомский старался добиться того, чтобы все раскольники Венгрии, русины и народцы, имеющие своих священников греческого обряда на территории Эстергомской и Явринской (видимо, Эгерской - В. Ф.) епархий, подчинились власти епископа Парфения. «а сам епископ был подчинен, как если бы его митрополит или предстоятель, тер-архиепископу Эстергом».
После того как Перро Парфений вернулся к единству с католической церковью, он стал первым униатским епископом, которого в 1659 году император Леопольд I, воспользовавшись своим царским правом покровительства (iuris патронатус), официально назвал епархом Мукачево. Вопреки намерениям предстоятеля Липпая владелица Мукачевского замка София Баторий стала владелицей католической церкви после смерти ее мужа, протестантского князя Дордоя II Раходийского в 1660 году. Для защиты конверт обратился к Киевскому митрополиту через своего духовника-иезуита о. В конце 1662 года княгиня просила Стефана Милли, чтобы киевский униатский митрополит Гавриил Коленда (1655-1674) рукоположил и послал епископа в Мукачево.
На синоде Киевской митрополии в Живорцах в 1663 году было решено рукоположить епарха в епарха Мукачевского, но с условием, что данная епархия будет подчинена митрополиту. Когда Софья Баторий узнала, что при официальном обращении в Рим о подчинении Мукачевской епархии Киевской митрополии Синод направил к Якову Сушу (1652-1687) епископа Холмского, она изменила свое решение. Учитывая, что Мукачевский епарх должен был принадлежать к митрополичьей юрисдикции архиепископа Эстергомского, а подчинение Киеву не ставилось, летом 1664 года Софья Батор призвала униатского епископа Парфений утвердиться в Мукачево.
Между тем, трехлетние попытки убедить Святой Престол подчинить Мукачевскую епархию юрисдикции Киевской митрополии не увенчались успехом.
Изменения после смерти епископа
[ редактировать ]После смерти Парфения, епарха, пользовавшегося уважением масс, пришло время ослабить епископскую власть. В 60-е и 80-е годы XVII Вентуры епископами были восемь человек – выходцев из Галичины, Сербии и Подкарпатской Руси. Часто возникали споры по религиозным и экономическим вопросам, а жизнь духовенства и положение верующих никого не интересовали. Дело союза пало. Центром противостояния стала Мараморощина. Жертвами этой борьбы за власть уже давно стали духовенство и миряне восточных районов Закарпатья.