Эффект тарелки спагетти
Эффект «миски спагетти» заключается в умножении соглашений о свободной торговле (ССТ), вытесняющих многосторонние переговоры Всемирной торговой организации в качестве альтернативного пути к глобализации . Этот термин впервые был использован Джагдишем Бхагвати в 1995 году в статье: « Торговая политика США: увлечение соглашениями о свободной торговле ». [1] где он открыто критиковал соглашения о свободной торговле как парадоксально контрпродуктивные в продвижении более свободной и открытой глобальной торговли. По мнению Бхагвати, слишком большое количество пересекающихся соглашений о свободной торговле позволит странам проводить дискриминационную торговую политику и уменьшать экономические выгоды от торговли.
Контекст
[ редактировать ]В 1947 году наиболее экономически развитые страны подписали многостороннее Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), основными целями которого было снижение тарифов и других торговых барьеров, а также устранение дискриминационного режима между подписавшими его странами. После постепенных раундов переговоров было интегрировано больше стран, а тарифы были значительно снижены. Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 году для удовлетворения растущих институциональных потребностей углубляющейся глобализации.
Однако из-за увеличения числа членов и разнообразия интересов, а также усложнения обсуждаемых тем (субсидии, интеллектуальная собственность и т. д.) переговоры о либерализации замедлились с 1990-х годов. Последний раунд переговоров ВТО, Дохийский раунд , начатый в 2001 году, застопорился из-за разногласий по сельскохозяйственным субсидиям и доступу к рынкам, а также по вопросам интеллектуальной собственности.
Таким образом, многие страны прибегают к двусторонним и многосторонним соглашениям о свободной торговле как к более быстрому и гибкому способу продвижения свободной торговли и глобализации. Действительно, соглашения о свободной торговле требуют лишь согласия ограниченного числа стран-единомышленников, а не общего согласия всех членов ВТО, необходимого для завершения раунда переговоров. Такие соглашения также позволяют странам решать более широкие вопросы, такие как двусторонние инвестиции, трудовая миграция и регулирование. В результате с середины 1990-х годов количество действующих и находящихся в стадии переговоров соглашений о свободной торговле резко возросло: со 100 соглашений в 1990 году до более чем 400 в 2008 году. [2]
Вызовы, создаваемые соглашениями о свободной торговле, по мнению Дж. Бхагвати
[ редактировать ]Многие экономисты описывают эту тенденцию создания соглашения о свободной торговле как более прагматичный способ продвижения свободной торговли и глобализации. Джагдиш Бхагвати решительно выступает против этого мнения, описывая переплетение сотен соглашений о свободной торговле с различными правилами, тарифами и институциональными механизмами как «миску спагетти».
Бхагвати выделяет несколько проблем, присущих соглашениям о свободной торговле, которые делают их непригодными для содействия четкой и глобальной либерализации торговли с широкими выгодами:
- Основополагающим принципом ГАТТ, а затем и ВТО, является принцип недискриминации или «Положение о наибольшем благоприятствовании нации » (РНБ). [3] заявив, что страны-члены ГАТТ не могут проводить дискриминацию между своими торговыми партнерами. Таким образом, любая особая благосклонность должна предоставляться всем торговым партнерам без каких-либо различий. Соглашения о свободной торговле станут лазейкой в пункте о режиме наибольшего благоприятствования, позволяя государствам устанавливать различные уровни тарифов и торговых барьеров.
- Правила происхождения (RoO) определяют право реализуемых товаров на льготные тарифные режимы соглашений о свободной торговле. Каждое соглашение о свободной торговле устанавливает свои собственные географические условия производства соответствующих товаров. Из-за глобализации и развития международных цепочек поставок правила происхождения не отражают сложное международное происхождение товаров, и зачастую их невозможно обеспечить соблюдение.
- Соглашения о свободной торговле связаны с высокими издержками как для правительств, так и для фирм. Чтобы воспользоваться льготными тарифами ССТ, компаниям необходимо выполнить сложные административные задачи, доказать происхождение товаров и адаптироваться к многочисленным правилам ССТ. Таким образом, соглашения о свободной торговле повлекут за собой высокие административные фиксированные издержки для фирм, лишая более мелкие фирмы возможности в полной мере пользоваться преференциальными тарифами и снижая общую конкурентоспособность стран-членов.
- Хотя либерализация многосторонней торговли повышает уровень мировой торговли, соглашения о свободной торговле иногда могут отвлекать торговлю. Объем двусторонней торговли между двумя сторонами, подписавшими соглашения о свободной торговле, растет, однако торговля со странами уровня, вероятно, упадет. Таким образом, соглашения о свободной торговле ведут как к созданию, так и к перенаправлению торговли.
- Бхагвати также сожалеет об отсутствии политического и экономического равенства, характеризующего отношения ЗСТ. В целом соглашения о свободной торговле подписываются между важной экономической державой, такой как США или Европейский Союз , с меньшими и менее могущественными странами. Более крупное государство может использовать свой более крупный рынок в качестве рычага для введения мер, не связанных с торговлей, касающихся регулирования, миграции, трудовых стандартов или окружающей среды. Напротив, многосторонние переговоры позволят обеспечить более равноправную либерализацию, поскольку каждая страна может защитить свои собственные интересы.
- Свободная торговля является для наименее развитых стран полезным инструментом для получения большего капитала, новых технологий и более эффективной деловой практики. Однако эти страны часто предлагают меньше рыночных и инвестиционных возможностей, поэтому более развитые страны предпочтут направить свой переговорный потенциал в сторону более богатых регионов. В 2017 году у Европейского Союза было 5 соглашений о свободной торговле со странами к югу от Сахары из 43 действующих соглашений о свободной торговле. [4] Поскольку развитые страны эффективно снижают торговые барьеры и тарифы между собой, маргинальные страны сталкиваются с более высокими тарифами, которые вредны для их развития.
Было проведено несколько эмпирических исследований, чтобы определить истинные последствия эффекта «миски спагетти» для объемов торговли и конкурентоспособности стран. Японские исследователи из Университета Кейо обследовали 132 страны и установили, что, хотя объемы торговли положительно коррелировали с соглашениями о свободной торговле, этот эффект характеризовался уменьшением отдачи. [5] Таким образом, все более тяжелое и дорогостоящее административное бремя, вызванное увеличением количества соглашений о свободной торговле, будет удерживать фирмы от использования преференциальных тарифов соглашения о свободной торговле, доказывая тем самым эффект «чаши спагетти».
Эффект миски с лапшой
[ редактировать ]С начала XXI века в азиатских странах наблюдается резкий рост количества соглашений о свободной торговле. В 2000 году действовали только 3 соглашения о свободной торговле, девять лет спустя действовали 37 соглашений о свободной торговле и 72 находились на стадии переговоров. Появились важные центры, такие как Китайская Народная Республика, Япония и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Растущая де-факто экономическая интеграция в сочетании с отсутствием общих экономических институтов привела к тому, что азиатские страны приняли торговую политику, поддерживающую соглашения о свободной торговле.
В результате и фирмы, и правительства начали беспокоиться по поводу бремени, налагаемого растущим усложнением азиатской торговой среды. прозвали это явление « эффектом чаши с лапшой», Некоторые газеты и ученые чтобы подчеркнуть его эндемичный азиатский характер. В опросе 2009 года [6] только 20,8% южнокорейских фирм, 29% японских фирм и 45,1% китайских фирм эффективно использовали соглашения о свободной торговле. 20% опрошенных компаний в Азии считают, что множественные правила происхождения дорого обходятся их бизнесу. Более мелкие фирмы также в большей степени сдерживались от использования преференциальных тарифов ССТ из-за высокого и сложного административного бремени.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бхагвати, Джагдиш Н. (24 ноября 1995 г.). «Торговая политика США: увлечение соглашениями о свободной торговле» . дои : 10.7916/D8CN7BFM .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «RIETI – Соглашения о свободной торговле и EPA заслуживают нового признания своей роли» . www.rieti.go.jp .
- ^ «ВТО – Понимание ВТО – принципы торговой системы» . www.wto.org .
- ^ «Торговая политика Европейской комиссии» .
- ^ Ф. Кимура, А. Куно, К. Хаякава. «Имеет ли значение количество РТС?», Университет Кейо, 2006 г. [Онлайн], доступно по адресу: https://faculty.washington.edu/karyiu/confer/GJ06/papers/kimura-kuno-hayakawa.pdf.
- ^ М. Каваи, Г. Виннараджа. «Азиатская лапша: серьезно ли это для бизнеса?», Серия рабочих документов, Азиатский банк развития, 2009 г. [Онлайн], доступно по адресу: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/155991 /adbi-wp136.pdf