Jump to content

Эффект тарелки спагетти

Эффект «миски спагетти» заключается в умножении соглашений о свободной торговле (ССТ), вытесняющих многосторонние переговоры Всемирной торговой организации в качестве альтернативного пути к глобализации . Этот термин впервые был использован Джагдишем Бхагвати в 1995 году в статье: « Торговая политика США: увлечение соглашениями о свободной торговле ». [1] где он открыто критиковал соглашения о свободной торговле как парадоксально контрпродуктивные в продвижении более свободной и открытой глобальной торговли. По мнению Бхагвати, слишком большое количество пересекающихся соглашений о свободной торговле позволит странам проводить дискриминационную торговую политику и уменьшать экономические выгоды от торговли.

Контекст

[ редактировать ]

В 1947 году наиболее экономически развитые страны подписали многостороннее Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), основными целями которого было снижение тарифов и других торговых барьеров, а также устранение дискриминационного режима между подписавшими его странами. После постепенных раундов переговоров было интегрировано больше стран, а тарифы были значительно снижены. Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 году для удовлетворения растущих институциональных потребностей углубляющейся глобализации.

Однако из-за увеличения числа членов и разнообразия интересов, а также усложнения обсуждаемых тем (субсидии, интеллектуальная собственность и т. д.) переговоры о либерализации замедлились с 1990-х годов. Последний раунд переговоров ВТО, Дохийский раунд , начатый в 2001 году, застопорился из-за разногласий по сельскохозяйственным субсидиям и доступу к рынкам, а также по вопросам интеллектуальной собственности.

Таким образом, многие страны прибегают к двусторонним и многосторонним соглашениям о свободной торговле как к более быстрому и гибкому способу продвижения свободной торговли и глобализации. Действительно, соглашения о свободной торговле требуют лишь согласия ограниченного числа стран-единомышленников, а не общего согласия всех членов ВТО, необходимого для завершения раунда переговоров. Такие соглашения также позволяют странам решать более широкие вопросы, такие как двусторонние инвестиции, трудовая миграция и регулирование. В результате с середины 1990-х годов количество действующих и находящихся в стадии переговоров соглашений о свободной торговле резко возросло: со 100 соглашений в 1990 году до более чем 400 в 2008 году. [2]

Вызовы, создаваемые соглашениями о свободной торговле, по мнению Дж. Бхагвати

[ редактировать ]

Многие экономисты описывают эту тенденцию создания соглашения о свободной торговле как более прагматичный способ продвижения свободной торговли и глобализации. Джагдиш Бхагвати решительно выступает против этого мнения, описывая переплетение сотен соглашений о свободной торговле с различными правилами, тарифами и институциональными механизмами как «миску спагетти».

Бхагвати выделяет несколько проблем, присущих соглашениям о свободной торговле, которые делают их непригодными для содействия четкой и глобальной либерализации торговли с широкими выгодами:

  • Основополагающим принципом ГАТТ, а затем и ВТО, является принцип недискриминации или «Положение о наибольшем благоприятствовании нации » (РНБ). [3] заявив, что страны-члены ГАТТ не могут проводить дискриминацию между своими торговыми партнерами. Таким образом, любая особая благосклонность должна предоставляться всем торговым партнерам без каких-либо различий. Соглашения о свободной торговле станут лазейкой в ​​пункте о режиме наибольшего благоприятствования, позволяя государствам устанавливать различные уровни тарифов и торговых барьеров.
  • Правила происхождения (RoO) определяют право реализуемых товаров на льготные тарифные режимы соглашений о свободной торговле. Каждое соглашение о свободной торговле устанавливает свои собственные географические условия производства соответствующих товаров. Из-за глобализации и развития международных цепочек поставок правила происхождения не отражают сложное международное происхождение товаров, и зачастую их невозможно обеспечить соблюдение.
  • Соглашения о свободной торговле связаны с высокими издержками как для правительств, так и для фирм. Чтобы воспользоваться льготными тарифами ССТ, компаниям необходимо выполнить сложные административные задачи, доказать происхождение товаров и адаптироваться к многочисленным правилам ССТ. Таким образом, соглашения о свободной торговле повлекут за собой высокие административные фиксированные издержки для фирм, лишая более мелкие фирмы возможности в полной мере пользоваться преференциальными тарифами и снижая общую конкурентоспособность стран-членов.
  • Хотя либерализация многосторонней торговли повышает уровень мировой торговли, соглашения о свободной торговле иногда могут отвлекать торговлю. Объем двусторонней торговли между двумя сторонами, подписавшими соглашения о свободной торговле, растет, однако торговля со странами уровня, вероятно, упадет. Таким образом, соглашения о свободной торговле ведут как к созданию, так и к перенаправлению торговли.
  • Бхагвати также сожалеет об отсутствии политического и экономического равенства, характеризующего отношения ЗСТ. В целом соглашения о свободной торговле подписываются между важной экономической державой, такой как США или Европейский Союз , с меньшими и менее могущественными странами. Более крупное государство может использовать свой более крупный рынок в качестве рычага для введения мер, не связанных с торговлей, касающихся регулирования, миграции, трудовых стандартов или окружающей среды. Напротив, многосторонние переговоры позволят обеспечить более равноправную либерализацию, поскольку каждая страна может защитить свои собственные интересы.
  • Свободная торговля является для наименее развитых стран полезным инструментом для получения большего капитала, новых технологий и более эффективной деловой практики. Однако эти страны часто предлагают меньше рыночных и инвестиционных возможностей, поэтому более развитые страны предпочтут направить свой переговорный потенциал в сторону более богатых регионов. В 2017 году у Европейского Союза было 5 соглашений о свободной торговле со странами к югу от Сахары из 43 действующих соглашений о свободной торговле. [4] Поскольку развитые страны эффективно снижают торговые барьеры и тарифы между собой, маргинальные страны сталкиваются с более высокими тарифами, которые вредны для их развития.

Было проведено несколько эмпирических исследований, чтобы определить истинные последствия эффекта «миски спагетти» для объемов торговли и конкурентоспособности стран. Японские исследователи из Университета Кейо обследовали 132 страны и установили, что, хотя объемы торговли положительно коррелировали с соглашениями о свободной торговле, этот эффект характеризовался уменьшением отдачи. [5] Таким образом, все более тяжелое и дорогостоящее административное бремя, вызванное увеличением количества соглашений о свободной торговле, будет удерживать фирмы от использования преференциальных тарифов соглашения о свободной торговле, доказывая тем самым эффект «чаши спагетти».

Эффект миски с лапшой

[ редактировать ]

С начала XXI века в азиатских странах наблюдается резкий рост количества соглашений о свободной торговле. В 2000 году действовали только 3 соглашения о свободной торговле, девять лет спустя действовали 37 соглашений о свободной торговле и 72 находились на стадии переговоров. Появились важные центры, такие как Китайская Народная Республика, Япония и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Растущая де-факто экономическая интеграция в сочетании с отсутствием общих экономических институтов привела к тому, что азиатские страны приняли торговую политику, поддерживающую соглашения о свободной торговле.

В результате и фирмы, и правительства начали беспокоиться по поводу бремени, налагаемого растущим усложнением азиатской торговой среды. прозвали это явление « эффектом чаши с лапшой», Некоторые газеты и ученые чтобы подчеркнуть его эндемичный азиатский характер. В опросе 2009 года [6] только 20,8% южнокорейских фирм, 29% японских фирм и 45,1% китайских фирм эффективно использовали соглашения о свободной торговле. 20% опрошенных компаний в Азии считают, что множественные правила происхождения дорого обходятся их бизнесу. Более мелкие фирмы также в большей степени сдерживались от использования преференциальных тарифов ССТ из-за высокого и сложного административного бремени.

  1. ^ Бхагвати, Джагдиш Н. (24 ноября 1995 г.). «Торговая политика США: увлечение соглашениями о свободной торговле» . дои : 10.7916/D8CN7BFM . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  2. ^ «RIETI – Соглашения о свободной торговле и EPA заслуживают нового признания своей роли» . www.rieti.go.jp .
  3. ^ «ВТО – Понимание ВТО – принципы торговой системы» . www.wto.org .
  4. ^ «Торговая политика Европейской комиссии» .
  5. ^ Ф. Кимура, А. Куно, К. Хаякава. «Имеет ли значение количество РТС?», Университет Кейо, 2006 г. [Онлайн], доступно по адресу: https://faculty.washington.edu/karyiu/confer/GJ06/papers/kimura-kuno-hayakawa.pdf.
  6. ^ М. Каваи, Г. Виннараджа. «Азиатская лапша: серьезно ли это для бизнеса?», Серия рабочих документов, Азиатский банк развития, 2009 г. [Онлайн], доступно по адресу: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/155991 /adbi-wp136.pdf
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd8fed062b851b53d12736df2059c015__1656803100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/15/bd8fed062b851b53d12736df2059c015.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spaghetti bowl effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)