Томас Шрайбер (трактирщик)
Томас Шрайбер (ок. 1598 - 30 мая 1629) был немецким трактирщиком, казненным за колдовство. Он был, пожалуй, самой известной жертвой процессов над ведьмами в Мергентхайме и стал известен своим сопротивлением судам над ведьмами. Его переписка сохранилась. Его случай дает необычайно подробный пример менталитета города в разгар массового суда над ведьмами.
Жизнь
[ редактировать ]Томас Шрайбер был владельцем и управляющим популярной и успешной гостиницы в городе Мергентхайм . В 1628 году ему было около 30 лет, он был женат на Анне Шрайбер и имел четверых детей. Он был членом богатой купеческой семьи, имевшей родственников, занимавших высокие посты в нескольких соседних городах.
Фон
[ редактировать ]Начиная с начала 1628 года и продолжаясь несколько лет, в Мергентхайме проходила серия процессов над ведьмами, приведшая к сотням казней, и стало известно, что Томас Шрайбер был против них. По поводу казни жены мэра Марты Браун 1 декабря 1628 года он заявил, что она подверглась большой несправедливости, и сравнил казнь с кровопролитием Нерона . Двенадцать дней спустя, 12 декабря 1628 года, он был обвинен в колдовстве по признанию Марты Дёнхерин: однако он не был арестован и не проинформирован об обвинении, поскольку правила требовали трех независимых доносов перед арестом.
По поводу казни богатой вдовы Лоренца Гюррена 21 января 1629 года Шрайбер заявил, что сомневается в ее признании, на что чиновник Макс Вальцен прокомментировал: «Ха-ха, тем, кто знает дьявола, не следует так изумляться». [ 1 ] После этого Шрайбер продолжал критиковать процессы над ведьмами, но также стал беспокоиться о своей безопасности: «Если со мной что-нибудь случится, пусть каждый благочестивый христианин боится за себя. Бог может сохранить каждого из Нойенхауса [камеры пыток] даже для самых благочестивых». если бы его поместить туда, он оказался бы ведьмой». Он назвал судебные процессы над ведьмами кровавой баней и заявил, что подозревает, что городские власти хотели «умыть руки в моей крови». [ 1 ]
29 января на допросе на него заявила вторая женщина. Томас Шрайбер перевел деньги из города и уехал в Ансбах - Гогенлоэ. [ нужна проверка ] 1 февраля. Он уехал в такой спешке, что был вынужден попросить жену прислать ему ботинки, шляпу и верхнюю одежду. Находясь в безопасности, он написал мэру Мергентхайма Паулю Нахтрабену и оправдал свой побег заявлением о том, что пытки привели к лжи; он написал своему другу и юрисконсульту Георгу Аллеману и поручил ему расследовать его дело и сообщить ему, когда ему будет безопасно вернуться; и он написал своей жене и заявил, что судьи попадут к черту, и попросил ее присоединиться к нему в Эберсхайме в Гогенлоэ. Однако его письмо жене было перехвачено властями Мергенхайма, которые успешно обратились к властям Гогенлоэ с просьбой экстрадировать его в Мергенхайм.
Пробный
[ редактировать ]После экстрадиции в Мергенхайм Томас Шрайбер сразу же предстал перед судом по обвинению в колдовстве. Поскольку на него еще не дали показания три свидетеля, а только двое, его нельзя было подвергнуть пыткам. Когда его спросили о его критике в отношении судов над ведьмами, он ответил, что всегда говорил, что суды над ведьмами законны, если никто не подвергается несправедливости. 13 февраля Катарина Рейссенс осудила его, и таким образом были получены три доноса, необходимые для применения пыток. Считается вероятным, что все три доноса на него были предъявлены под давлением следователей.
10 апреля в Мергенхайм было доставлено совместное письмо протеста против его ареста, подписанное друзьями из Хайденхайма , Лангенау , Эльвангена , Динельсбюля и Аалена , в котором они протестовали против того факта, что Шрайбер был арестован без каких-либо конкретных обвинений, и что он возможно, и согрешил, критикуя суд, но такая снисходительность была оправдана его молодостью и несовершеннолетними детьми. Суд запросил юридическую консультацию у суда Вюрцбурга, и ему дали заключение о том, что пытки были полностью законны, учитывая тот факт, что обвиняемый был осужден трижды, что он пытался бежать и что он критиковал суд.
19 мая Томаса Шрайбера доставили в камеру пыток и показали орудия пыток. Это была обычная процедура, позволяющая проверить, признается ли обвиняемый без применения пыток. Следователи заявили, что суды над ведьмами были правосудием Божьим, и побудили его признать свою вину, но он назвал весь судебный процесс несправедливостью, назвал 34 казни за колдовство, проведенных после его ареста, кровавой баней и заявил следователям : «Так же истинно, как Христос умер на кресте и Бог создал меня, так и я невиновен. Разве ученые не могут ошибаться и в этом вопросе?». [ 1 ] Во время последующих пыток он признался, что совершил прелюбодеяние с сатаной в образе женщины и стал ведьмой ради секса, а не для занятий магией; что он украл и осквернил священный хлеб ; что он присутствовал на шабаше ведьм и с тех пор не мог произносить четки ; и, наконец, он осудил семерых сообщников, которых он якобы видел на шабаше вместе с ним. Прежде чем вынести смертный приговор, суд заставил его подтвердить свое признание четыре раза: 22, 25, 26 и 28 мая.
Перед казнью Томас Шрайбер написал жене. Он напомнил ей, что она часто говорила ему, что «тот, кто избран для вечной жизни, должен пройти через чертополох, тернии и раздоры»; что он хотел, чтобы она снова вышла замуж «из-за детей, ибо вдов и сирот презирают и принижают в этом мерзком мире», [ 1 ] и заверил ее, что он невиновен и что они снова встретятся на небесах. Анна Шрайбер ответила, что просила у него прощения, если у нее когда-нибудь сложилось впечатление, что она поверила выдвинутым против него обвинениям и что ей самой хотелось бы умереть. Томас Шрайбер был обезглавлен и сожжен на костре 30 мая 1629 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Мидельфорт 1972 , с. [ нужна страница ] .
Ссылки
[ редактировать ]- Мидельфорт, Х.К. Эрик (1972), Охота на ведьм на юго-западе Германии 1562-1684: социальные и интеллектуальные основы , Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.