Эмиль Картильяк

Эмиль Картайяк (15 февраля 1845 — 26 ноября 1921) — французский доисторик, которого иногда считают одним из отцов-основателей исследований наскального искусства .
Картайяка, пожалуй, больше всего помнят из-за его участия в картинах Альтамиры , которые он первоначально отверг как подделку на том благовидном основании, что первобытные люди не обладали способностью к абстрактному мышлению. [ 1 ] Это разрушило репутацию первооткрывателя Альтамиры Марселино Санса де Саутуолы , которую Картайяк безуспешно пытался восстановить через 14 лет после смерти первого, после того как все больше свидетельств сделало доисторическое авторство наскального искусства неоспоримым. [ 2 ]
Картайяк родился в Марселе . Он заинтересовался предысторией (изучение которой тогда только начиналось) в очень молодом возрасте. Он производил раскопки вокруг дольменов в Авероне , а также в Португалии , Исландии и на Балеарских островах . В 1867 году он был руководителем секции предыстории на Всемирной выставке в Париже . Два года спустя он стал главным редактором журнала Matériaux pour l'histoire naturalle et примитивного человека, основанного Габриэлем де Мортилье . Эту должность он занимал до 1887 года. С 1882 года преподавал в университете Тулузы , а в 1897 году был избран куратором Академии цветочных игр . Изменив свое мнение об Альтамире, он стал одним из основоположников изучения наскального искусства и одним из ученых (вместе, например, с Анри Брейлем ), признавших его важность. Вместе с Брейлем он провел первоначальное исследование пещер Гаргас в Авентиньяне в Пиренеях , где Феликс Реньо обнаружил наскальное искусство Граветта в 1906 году. Marcellin Boule ) один из основателей Institut de paleontologie humane в Париже (после щедрого пожертвования Альберта I ).
Картильяк и Альтамира
[ редактировать ]Когда дочь Марселино Санс де Саутуола Мария обнаружила картины в Альтамире, и Саутуола вместе с профессором Вилановой опубликовали свои открытия в 1880 году, Картайяк был одним из лидеров ученых, которые, внезапно столкнувшись с революционным изменением взглядов на доисторические времена, человек, высмеял эти картины на Доисторическом конгрессе 1880 года в Лиссабоне . Из-за этого мнения члены конгресса даже не посетили Альтамиру. Он передумал после того, как было обнаружено несколько других пещер с явно доисторическими рисунками, и посетил пещеру вместе с Брейем в 1902 году. Там он извинился перед Марией де Саутуола (ее отец умер в 1888 году) и пообещал ей сделать все, чтобы очистить имя дона Марселино ( Саутуолу даже обвинили в подлоге). В его письме от 9 октября 1902 г., среди прочего, говорится: «Мы живем в новом мире». Он также написал знаменитую статью Mea culpa d'un sceptique , в которой признал свою глубокую неправоту, подчеркнул важность Альтамиры, обвинил себя в сдерживании прогресса своей науки и резко критиковал себя за несправедливость по отношению к честному человеку. человек и отвергать вещь без всякого расследования. Сегодня мнения по поводу этой статьи разнятся. Клейбль хвалит ее как «один из лучших моментов доисторической эпохи» и «смелую статью, не выказывающую страха нанести ущерб его» [Картайяку] «профессиональной репутации». [ 3 ] в то время как Льюис-Уильямс пишет об этом как об оппортунистическом поступке, использованном расчетливо для собственной выгоды Картайяка, когда его положение больше не было устойчивым. [ 4 ]
Картайяк умер в Женеве в возрасте 76 лет.
Работает
[ редактировать ]- Картайяк, Эмиль; Брей, Анри (1903), «Картины пещеры Альтамиры в Сантильяне (Испания)» , «Отчеты Академии надписей и красивых букв» , том. 46, с. 256–264, doi : 10.4000/bibnum.709 , S2CID 192990651 , также на счете Академии наук , с. 534. (1903)
- Картайяк, Эмиль (24 января 1904 г.), «Доисторические картины пещеры Альтамира» (PDF) , Конференция в музее Гиме.
- Картайяк Х, Эмиль; Брей, Анри (1904), «Настенные росписи и гравюры Пиренейских пещер. Альтамира и Марсулас» (PDF) , L'Anthropologie , 15 : 625–644
- продолжение в «Настенные росписи и гравюры Пиренейских пещер. Альтамира и Марсулас», L'Anthropologie , 16 : 431–444, 1905.
- Картайяк, Эмиль; Брей, Анри (1906), «Пещера Альтамиры в Сантильяне, недалеко от Сантандера (Испания)», Картины и настенные гравюры палеолитических пещер , том. 1
- Картайяк, Эмиль (1902), «Пещера Альтамиры. «Mea culpa» скептика» , L'Anthropologie (XIII): 348–354.
- Картайяк, Эмиль (1892), Первобытные памятники Балеарских островов , É. Частный (Тулуза) [ 5 ]
- Картайяк, Эмиль (1886), Доисторические эпохи Испании и Португалии , К. Рейнвальд (Париж)
- Картайяк, Эмиль (1889), Доисторическая Франция: по гробницам и памятникам , Ф. Алькан (Париж)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Открытие Альтамиры» . Национальный музей и исследовательский центр Альтамиры . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ Буш, Саймон (28 февраля 2014 г.). «Доисторические рисунки в испанской пещере Альтамира открылись немногим счастливчикам» . Кабельная новостная сеть . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ↑ Кляйбл, Йозеф: Cesta za Adamem, Прага, 1978.
- ^ Льюис-Уильямс, Дэвид: Разум в пещере , Лондон, 2002 г.
- ^ «Обзор примитивных памятников Балеарских островов Эмиля Картайяка» . Атенеум (3436): 327–328. 2 сентября 1893 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «КАРТАЙАК, Эмиль» , www.inha.fr , 2 февраля 2009 г.