Пенина Мухандо
Пенина Мухандо | |
---|---|
Рожденный | 1948 (возраст 75–76 лет) |
Национальность | Танзанийский |
Альма-матер | Университет Дар-эс-Салама |
Род занятий | Драматург Академический Театрализатор |
Организация | Форум африканских женщин-педагогов |
Пенина Мухандо , также известная как Пенина Млама (род. 1948), — танзанийский драматург кисуахили , теоретик и практик театра развития в Танзании.
Жизнь и литературная карьера
[ редактировать ]Мухандо родилась в Береге, регион Морогоро в Танзании, в 1948 году. Она получила степень бакалавра театрального искусства , бакалавра педагогики и доктора философии и лингвистики в Университете Дар-эс-Салама . [1] [2]
Мухандо входил в группу танзанийских драматургов конца 1960-х и начала 1970-х годов, появившихся после Джулиуса Ньерере президента Арушской декларации в 1967 году . Социализм Уджамаа стал руководящей философией страны. В этой обстановке театры отговаривались от постановки пьес зарубежных артистов. Ньерере призвал местных драматургов использовать свое искусство как средство распространения основных концепций уджамаа среди народа Танзании, а искусство служить средством развития. [3] Мухандо столкнулся с дилеммой: писать на английском и суахили. Работы на английском языке откроют глобальную клиентуру, но останутся недоступными для большинства танзанийцев, не говорящих на этом языке. Суахили откроет национальную аудиторию за счет глобальной. Она решила сосредоточиться на писательстве на суахили, потому что чувствовала, что театр был прежде всего инструментом массовой коммуникации, а доступность для населения Танзании была более важной. [4] [5]
Ранние работы Мухандо, такие как «Гаития» (Вина, 1972), с энтузиазмом относятся к перспективам социализма уджамаа . Однако в конце 1970-х и 1980-х годах стало ясно, что ожидания, возникшие уджамаа в отношении углубления демократии и развития, не оправдались. Мухандо, как и другие писатели, в этот период стал более критичным. В таких пьесах, как «Нгузо Мама» («Мать, главная опора», 1982), «Лина Убани» («Есть противоядие от гнили», 1984) и «Митумба Ндуи» («Оспа», 1989), она выразила свое разочарование, сосредоточив внимание на политической коррупции, борясь за политическая власть и стремление к личной выгоде важнее развития сообщества. [3] [6]
назначил Мухандо председателем BASATA В 2013 году президент Джакая Киквете (Национального совета искусств) сроком на три года. [7]
Академическая карьера
[ редактировать ]Мухандо стал профессором и заведующим кафедрой театрального искусства Университета Дар-эс-Салама. [1]
Она была одним из пионеров «Театра развития в Африке» — движения, которое стремилось побудить маргинализированных людей использовать пьесы для обсуждения важных для их жизни вопросов в своих сообществах и с экспертами. [8] Вместе со своей коллегой Амандиной Лихамбой она впервые применила особенно глубокий подход в их проекте «Театр социального развития», финансируемом Oxfam, который проходил в течение восемнадцати месяцев в Малии, в регионе Мванза на севере Танзании. [9] В 1996 году проект Мухандо и Лихамбы «Тусеме» работал над расширением прав и возможностей девочек средней школы посредством театра. [10]
Ее самая важная публикация « Культура и развитие: подход к популярному театру в Африке » (1991) дает исторический обзор общественных представлений и популярного театра в Танзании, а также исследует методы и практики, которые она разработала на протяжении всей своей работы в общественном театре. [11]
Она также сделала важную работу по эстетике африканского ораторского искусства . [12]
Работает
[ редактировать ]Пьесы [1]
[ редактировать ]- Вина , 1972
- Знай свои права , 1973.
- Моя честь , 1974 год.
- Памбо (Украшение), 1975 г.
- Освободительная борьба с Амандиной Лихамбой и Ндианао Балисидья , 1982 год.
- Мать-столп , 1982.
- Наш Абджади , 1983 год.
- Лина убани (Противоядие от гнили), 1984 г.
- Развод — не моя жена (Женщина, я с тобой развожусь)
Книги
[ редактировать ]- Литература и исполнительское искусство , 1976.
- Культура и развитие: популярный театральный подход в Африке, 1991 г. [13]
Статьи
[ редактировать ]- «Дигуби: форма театра коренных народов Танзании», The Drama Review , 1981 г. [14]
- «Культурная политика Танзании и ее влияние на вклад искусства в социалистическое развитие», Утафити, 1985 г. [15]
- «Творчество на родном языке: вызовы современному африканскому писателю», Исследование африканской литературы , 21.4, 1990,: 5-14. [16]
- «Участие женщин в коммуникации в целях развития: популярная альтернатива театру в Африке», Исследование африканской литературы , 1991 г. [17]
- «Африканские перспективы программ для североамериканских студентов в Африке: опыт Университета Дар-эс-Салама», « Проблемы Африки » , 2000 г. [18]
- «Популярный театр и проблемы развития на будущее: опыт Танзании», Contemporary Theater Review , 2002 г. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ада У. Азодо , «Мухандо, Пенина», в книге Джейн Элдридж Миллер (ред.), «Кто есть кто в современном женском писательстве» , Routledge, 2001, стр. 226–227.
- ^ Гриффитс, Гарет (2014). Африканская литература на английском языке: Восток и Запад . Рутледж. п. 381.
- ^ Jump up to: а б Чемберс, Колин, изд. (2002). "Танзания". Континуум-компаньон театра двадцатого века . Континуум. стр. 746–747.
- ^ Джеймс, Адеола (1992). «Африканские писательницы говорят своими голосами». В Гребнере, Вернер (ред.). Популярная культура Сокомоко в Восточной Африке . Родопи. п. 216.
- ^ Аманкулор, Дж. Ндудаку (1993). «Англоязычная драма и театр». В Овомоеле, Оекан (ред.). История африканской литературы двадцатого века . Издательство Университета Небраски. п. 158 .
- ^ Лихамба, Амандина (2004). "Танзания". В Банхеме, Мартин (ред.). История театра в Африке . Издательство Кембриджского университета. п. 243 .
- ^ «Танзания: Млама назначен председателем BASATA» . allAfrica.org. 4 сентября 2013 года . Проверено 7 ноября 2016 г.
- ^ Пластоу, Джейн (2015). «Воплощение, интеллект и эмоции». Во Флинне, Алекс; Тилиус, Йонас (ред.). Антропология, театр и развитие: преобразующий потенциал перформанса . Пэлгрейв Макмиллан. п. 107.
- ^ Керр, Дэвид (1995). Африканский народный театр: от доколониальных времен до наших дней . Лондон: Джеймс Карри. п. 158. ИСБН 978-0-85255-534-7 .
- ^ Шуле, Виченсия (2015). «Бинти Лео: Женщины в искусстве Танзании». В Хатчисоне, Иветт (ред.). Африканский театр. Современные женщины . Вудбридж: Джеймс Карри. стр. 72–83. ISBN 978-1-84701-131-2 .
- ^ Сэвори, Элейн (1993). «Обзор культуры и развития: подход к популярному театру в Африке» . Исследования африканской литературы . 24 (1): 149–151. ISSN 0034-5210 .
- ^ Огундипе-Лесли, Молара; Дэвис, Кэрол Бойс (1994). "Введение" . Исследования африканской литературы . 25 (3): 1–6. ISSN 0034-5210 .
- ^ Млама, Пенина (1991). Культура и развитие: популярный театральный подход в Африке . Уппсала: Скандинавский институт африканских исследований. ISBN 978-91-7106-317-5 .
- ^ Млама, Пенина О. (1981). «Дигуби: форма театра коренных народов Танзании» . Обзор драмы: TDR . 25 (4): 3–12. дои : 10.2307/1145372 . ISSN 0012-5962 .
- ^ Млама, Пенина (1986). «Культурная политика Танзании и ее влияние на вклад искусства в социалистическое развитие». Утафити : 9–19.
- ^ Млама, Пенина Мухандо (1990). «Творчество на родном языке: вызовы современному африканскому писателю» . Исследования африканской литературы . 21 (4): 5–14. ISSN 0034-5210 .
- ^ Млама, Пенина Мухандо (1991). «Участие женщин в «коммуникациях в целях развития»: альтернатива популярному театру в Африке» . Исследования африканской литературы . 22 (3): 41–53. ISSN 0034-5210 .
- ^ Млама, Пенина (2000). «Африканские взгляды на программы для североамериканских студентов в Африке: опыт Университета Дар-эс-Салама» . Африканские проблемы . 28 (1/2): 24–27. дои : 10.2307/1167053 . ISSN 1548-4505 .
- ^ Млама, Пенина (1 января 2002 г.). «Народный театр и проблемы развития на будущее: опыт Танзании» . Обзор современного театра . 12 (1–2): 45–58. дои : 10.1080/10486800208568651 . ISSN 1048-6801 .