Демонстрационный эффект
Демонстрационные эффекты — это воздействия на поведение людей, вызванные наблюдением за действиями других и их последствиями. Этот термин особенно используется в политологии и социологии для описания того факта, что события в одном месте часто действуют как катализатор в другом. [1]
Примеры
[ редактировать ]Родители могут заботиться о своих родителях, чтобы создать демонстрационный эффект, благодаря которому их дети позже будут заботиться о них. [2]
Страны и местные органы власти могут принимать законы и экономическую политику, аналогичные тем, которые, как представляется, демонстрируют успех в других местах. Доказанный успех этой политики обеспечивает демонстрационный эффект, который побуждает другие правительства попытаться подражать этому успеху. [1]
Туризм
[ редактировать ]Демонстрационный эффект наблюдается как естественное следствие туризма. В одном исследовании утверждается, что эффект демонстрации можно разделить на четыре формы: точная имитация, намеренно неточная имитация, случайная неточная имитация и социальное обучение. [3]
Экономика
[ редактировать ]В экономике демонстрационные эффекты могут помочь объяснить распространение финансовых или экономических кризисов, таких как азиатский финансовый кризис . Инвесторы не знают всего об экономической ситуации в странах, куда они вкладывают деньги. Однако, когда инвесторы видят коллапс экономики страны, они могут усомниться в безопасности инвестиций в другие страны с аналогичной экономической политикой. [1]
Некоторые неортодоксальные экономисты, такие как Джеймс Дюзенберри и Роберт Х. Франк , следуя оригинальным идеям Торстейна Веблена (1899), [4] утверждают, что осведомленность о потребительских привычках других людей обычно побуждает подражать этим практикам. Дузенберри (1949) дал этому явлению название «демонстрационный эффект». [5] утверждая, что это способствовало недовольству нынешним уровнем потребления, что повлияло на уровень сбережений и, следовательно, на возможности макроэкономического роста. Точно так же Рагнар Нурксе (1953). [6] утверждал, что знакомство общества с новыми товарами или образом жизни порождает недовольство тем, что раньше было приемлемой практикой потребления; он назвал это «эффектом международной демонстрации». Он утверждал, что в развивающихся странах давление с целью расширения доступа к материальным благам быстро возрастает, прежде всего потому, что люди «вступают в контакт с более качественными товарами или более совершенными моделями потребления, с новыми предметами или новыми способами удовлетворения старых потребностей». В результате, утверждал он, эти люди «склонны через некоторое время почувствовать определенное беспокойство и неудовлетворенность. Их знания расширяются, их воображение стимулируется, возникают новые желания». [7]
Политический
[ редактировать ]В конце 18-го века успешная Американская революция , возможно, оказала демонстрационный эффект, который спровоцировал последующую Французскую революцию . Политические движения могут получить импульс от наблюдаемого успеха аналогичных движений в других странах. об эффекте домино К этой идее относится тезис ; он утверждал, что коммунистические революции в некоторых странах распространятся на другие страны. [ нужна ссылка ] [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ахмед, Хелал Уддин (12 ноября 2017 г.). «Воздействие демонстрационного эффекта на общество» .
- ^ Вольф, Франсуа-Шарль (2001). «Частный контакт между поколениями во Франции и демонстрационный эффект». Прикладная экономика . 33 (2): 143–153. дои : 10.1080/00036840122181 . S2CID 153400675 .
- ^ Фишер, Дэвид (2004). «Возвращение к эффекту демонстрации». Анналы туристических исследований . 31 (2): 428–446. дои : 10.1016/j.annals.2004.01.001 .
- ^ Веблен, Торстейн (25 августа 2005 г.). Демонстративное потребление . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141964317 .
- ^ Дузенберри, Джеймс Стембл (1949). Доход: сбережения и теория потребительского поведения . Издательство Гарвардского университета.
- ^ Нурксе, Р. (1953). Проблемы формирования капитала в слаборазвитых странах . Оксфорд: Блэквелл.
- ^ Каттель, Райнер; Крегель, Ян А.; Райнерт, Эрик С. (2011). Рагнар Нурксе: Торговля и развитие . Гимн Пресс. ISBN 9780857283979 .
- ^ Сёнмез, Г. (2016). «Арабская весна, домино и Турция». Билги . 18 (2): 69–72.