Латские деньги

Деньги в латах ( лаосский : ເງິນລາດ ) относятся к чеканке монет в форме слитка, которые чеканились и использовались в качестве валюты в королевстве Лан Ксанг и его последующих королевствах Вьентьян , Луанг Прабанг и Чампасак . «Лат» — это лаосское сокращение от «талат» или «рынок», обозначающее валюту небольшого номинала, которую также можно назвать «лодочными деньгами» или «нгерн хеуа». [ 1 ] Чеканка Лансанга в форме слитка могла различаться по форме, весу, металлу, сплаву и знаку монетного двора. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]В Лансанге, как и в остальной части Юго-Восточной Азии , самым ранним и распространенным способом обмена был бартер. [ 4 ] Самые ранние латышские монеты датируются четырнадцатым веком. [ 5 ] Основатель Лан Ксанга, король Фа Нгум (1353–1378), ввел новую единицу массы и использование геометрических весов, оба из которых он перенял у кхмеров . [ 6 ] В отличие от соседних государств, где стандарты колебались, в долине реки Меконг со времен Лансанга до девятнадцатого века сохранялась стандартная единица массы 1,23 г или 12,3 г. [ 7 ] Хотя номиналы неизвестны, в операциях наименьшего номинала использовались бы монеты «лат», которые обычно изготавливаются из меди, бронзы или сплава и имеют мало знаков монетного двора или вообще не имеют их. Серебряный «хой» использовался для сделок с более высокой стоимостью. Монеты изготавливались методом литья в закрытые формы. [ 8 ] Золото предназначалось для королевских или религиозных целей. [ 9 ] Будучи центром внутренней торговли Юго-Восточной Азии, помимо чеканки латовых монет, широко распространялись и другие формы валюты соседних государств. [ 1 ]
Районы к востоку от Луангпрабанга обеспечивали доступную для добычи медь и серебро, золото собирали из россыпных месторождений. [ 10 ] Первое западное сообщение о минеральных богатствах Лан Ксанга поступило в 1552 году от португальского исследователя Жоао де Барроса, который отметил, что лаосцы экспортировали серебро. [ 10 ] В 1642 году экспедиция Голландской Ост-Индской компании под руководством Геррита Ван Вюйстхоффа отметила большое количество золота и других металлов, доступных для торговли, и обратила внимание на монаха, арестованного за фальшивомонетничество. Некоторые нумизматы , в том числе Даниэль, предполагают, что некоторые из наиболее богато украшенных монет «хой» датируются этим периодом как защита от подделок. [ 11 ] Другой голландский торговец, Джеремиас Ван Влит, отметил в 1692 году, что Лан Ксанг торговал золотом с Аюттайей , но не монетами или слитками. [ 12 ]
Хотя датировать монеты сложно, общее мнение состоит в том, что большинство латских монет вошли в употребление в пятнадцатом веке, получив широкое распространение в шестнадцатом веке, совпавшем с правлением королей Висуна , Фотисарата и Сеттатирата . [ 2 ] Производство монет должно было сократиться в период с середины 1570-х по 1585 год, в период бирманских вторжений. [ 13 ] Во время правления короля Сулинья Вонгсы , которое обычно называют «золотым веком» Лан Ксанга, спрос на чеканку монет увеличился, и были записаны первые регулярные европейские отчеты о Лан Ксанге. [ 6 ] [ 14 ] К середине восемнадцатого века бирманские вторжения и споры о престолонаследии разделили Лансанг на королевства Вьентьян, Луангпрабанг и Чампасак. [ 15 ]
К 1779 году сиамцы вытеснили бирманцев и распространили сюзеренитет на лаосские королевства. [ 16 ] С конца восемнадцатого века до 1820-х годов сиамцы пытались укрепить свой контроль над лаосскими королевствами. В 1826 году Анувонг , король Вьентьяна, восстал и потерпел поражение. [ 17 ] Дэниел предполагает, что именно в этот период чеканка была перенесена в Ланна и Луангпрабанг, что объясняет маркировку Ланна на некоторых монетах хой. [ 18 ] Спустя годы после восстания выяснилось, что сиамцы запретили маркировку, и чеканка монет стала более низкокачественной. [ 19 ] Латовые монеты меньшего номинала были датированы 1855 годом, во время правления короля Мантатурата Луангпрабанга, и их продолжали чеканить последующие короли до конца девятнадцатого века. [ 20 ] Также в этот период, вскоре после восшествия на престол сиамского короля Монгкута в 1851 году, в Лаосе должен был быть введен «бат». существовали бы бок о бок два разных стандарта взвешивания Таким образом, для сделок с товарами между контролируемыми Сиамом частями Лаоса и Сиама до прихода французов . «Бат» стал золотой единицей массы в Сиаме/Тайланде и Лаосе, где в настоящее время он используется наряду с метрической системой. [ 6 ]
Знаки монетного двора
[ редактировать ]В Лаосе как гири, так и монеты в форме слитка были проштампованы символом «луанг», что доказывало, что они являются действительными весами и средством платежа. Этим символом, считавшимся священным, защищались как гири, так и монеты. Манипуляции предотвратить невозможно, но вмешательство будет считаться кощунством. [ 21 ] Форма символа «Луанг» или «На» варьируется от боковой буквы «S» или «J» до буквы «W» и символизирует мифическую змею или нагу. [ 22 ] «Луанг» был одним из двух королевских символов, обычно используемых в чеканке монет, вторым был слон. Майори и Пхеифан Нгаосриватана пишут: «В начале шестнадцатого века предпочтительный перевод «Сисаттанаханахута» изменился с «Миллион наг» на «Миллион слонов» или «Лан Ксанг» на лаосском языке». [ 23 ] По мнению Гейбеля, из этого следует, что белый слон стал королевским символом лишь значительно позже, с широким распространением буддизма, вероятно, не ранее шестнадцатого века, хотя, по мнению Крессвелла, он уже изображен на ранних латышских деньгах. до тринадцатого или четырнадцатого века. [ 24 ] [ 25 ]
Помимо королевских знаков «луанга» или слона, также широко используются религиозные знаки. Буддийские « чакры » или « колеса дхармы » являются наиболее распространенными и различаются по внешнему виду. [ 26 ] Следует отметить, что символ «луанг» не появляется на монетах с другими буддийскими знаками, что добавляет правдоподобия интерпретации того, что этот символ связан с анимизмом или Сатсана Пхи и соответствующими подношениями нагов . [ 3 ]
Другие распространенные маркировки на латышских монетах включают различные животные и флору, которые, по-видимому, используются в качестве знаков монетного двора, указывающих, где были отчеканены монеты. Рыбы, черепахи, моллюски, цветы и лотосы — распространенные мотивы. Некоторые предположили, что в конце восемнадцатого века количество знаков увеличилось из-за соперничества между Вьентьяном, Луангпрабангом и Чампассаком, когда лев, корова, лошадь или олень заменили слона как символ королевской власти. [ 27 ]
Латские монеты
[ редактировать ]Деньги в латах, также известные как лодочные деньги , деньги хеуа или деньги-пиявки , представляли собой монеты меньшего номинала, изготовленные из меди. [ 24 ] Эти монеты обычно делятся на два типа. Первый тип обычно обозначается тремя (иногда четырьмя) символами. Всегда присутствует символ слона, который считается знаком королевской подлинности. Обычно присутствует также символ «чакры». Третий символ обычно представляет собой животное или цветочный символ, который может указывать на то, где была отчеканена монета. Второй тип монет имеет конус на обоих концах с полостью или углублением по всей длине монеты. Эти монеты чаще всего называют «каноэ» или «лодочные деньги». Эти монеты обычно не имеют каких-либо знаков и сделаны из меди. [ 28 ]
Монеты Хойя
[ редактировать ]Деньги хой, также известные как тигровый язык , представляли собой монеты большего номинала, изготовленные из серебра с более высоким содержанием. По форме монеты обычно крупнее других типов лата и характеризуются «двойной присоской» или точечной текстурой по краю. [ 29 ] Маркировка обычно ограничивается буддийским колесом или символом «На» или «Луанг», представляющим мифическую «Нагу» или змею. [ 22 ] [ 3 ] Грэм и Винклер предполагают, что эти деньги имели особую религиозную связь и жертвовались в особых случаях, особенно в качестве пожертвований монастырям и святыням. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Деньги-пули , монеты на основе серебряных слитков, используемые в Сиаме.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Музей монет .
- ^ Перейти обратно: а б Крессвелл (1974) , с. 27-37.
- ^ Перейти обратно: а б с Габель (2009) , стр. 74.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 37.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Габель (2009) , стр. 85.
- ^ Габель (2009) , стр. 84.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 32.
- ^ Дэниел (2014) , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Дэниел (2014) , с. 17.
- ^ Дэниел (2014) , с. 19.
- ^ Дэниел (2014) , с. 20.
- ^ Дэниел (2014) , с. 18.
- ^ Стюарт-Фокс (1998) , с. 90.
- ^ Стюарт-Фокс (1998) , с. 99.
- ^ Стюарт-Фокс (1998) , с. 113-116.
- ^ Стюарт-Фокс (1998) , с. 117-127.
- ^ Дэниел (2014) , с. 22.
- ^ Дэниел (2014) , с. 23.
- ^ Дэниел (2014) , с. 23-24.
- ^ Габель (2009) , стр. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Крессвелл (1974) , с. 35.
- ^ Нгаосриватана и Нгаосриватана (2009) , стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Крессвелл (1974) , с. 30.
- ^ Габель (2009) , стр. 72.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 31-32.
- ^ Дэниел (2014) , с. 21.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 30-34.
- ^ Крессвелл (1974) , с. 34.
- ^ Грэм и Винклер (1992) , с. 53-55.
Ссылки
[ редактировать ]- Крессвелл, Оливер (1974). Ранняя чеканка Юго-Восточной Азии . Даллас, Техас: Международная нумизматика.
- Дэниел, Ховард (2014). Лаосские монеты и валюта . Хошимин, Вьетнам: Сокровищница Юго-Восточной Азии. ISBN 9786048607609 .
- Габель, Иоахим (2009). «Лаосские гири и символ Луанга». Журнал Сиамского общества . 97 : 69–100.
- Грэм, Марк; Винклер, Манфред (1992). Тайские монеты . Бангкок: Finance One Limited.
- г-н Риватана, Майори; Нгаосриватана, Pheuiphanh (2009). Непреходящий священный ландшафт нагов . Чиангмай: Меконг Пресс.
- «Хой, Лад, Ханг, Хуэа, Ту: особенности таиландских денег Исан» . Музей монет . Министерство финансов Таиланда . Проверено 1 октября 2021 г.
- Стюарт-Фокс, Мартин (1998). Лаосское королевство Лансанг: расцвет и упадок . Бангкок: White Lotus Press. ISBN 9748434338 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майкл, Митчинер (1998). История и чеканка монет Юго-Восточной Азии . Лондон: Публикации Хокинса.