Я понимаю
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2015 г. ) |
Я понимаю | |
---|---|
Координаты: 50 ° 1' с.ш. 17 ° 59' в.д. / 50,017 ° с.ш. 17,983 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
воеводство | Ополе |
Графство | Глубчицкий повят |
Коммуна | гмина Кетж |
Область | |
• Общий | 8,84 км 2 (3,41 квадратных миль) |
Население (2007) | |
• Общий | 332 |
• Плотность | 38/км 2 (97/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Код города | +48 77 |
Автомобильные номера | ОГЛ |
![]() |
Розумице [rɔzuˈmit͡sɛ] (нем. Rösnitz ) — деревня в общине Гмина Кетш , в Глубчицком повяте , Опольское воеводство , на юго-западе Польши, недалеко от границы с Чехией . [ 1 ] Он расположен примерно в 8 км (5 миль) к югу от Кетжа , в 23 км (14 миль) к юго-востоку от Глубчице и в 73 км (45 миль) к югу от региональной столицы Ополе .
Ранняя история
[ редактировать ]Хотя пока еще недокументировано [ 2 ] Найденные здесь инструменты каменного и бронзового веков свидетельствуют о поселении здесь, по крайней мере, начиная с каменного века. Последние археологические находки подтверждают, что поселение в Розумицах существовало еще с позднего палеолита. [ 3 ] Устная история гласит, что раньше существовало славянское поселение всего из двух домов. [ 4 ] Затем король Богемии Оттокар II призвал квалифицированных немецких иммигрантов поселиться в этом регионе под надзором Прамостратенсера Ордена регулярных каноников Примонтри . Вполне вероятно, что Рёсниц был заселен около 1250 года вместе с соседней деревней Пильщ (Пильч), имеющей близкие физические характеристики. Первые документальные свидетельства о Рёснице датируются 1335 годом (тогда он назывался Резениц), когда была предоставлена пятилетняя бесплатная аренда сельскохозяйственных угодий. [ 4 ] Сравнение культуры и диалекта позволяет предположить, что эти первые поселенцы были выходцами из Франконии . Около 1432 года Рёсниц на короткое время попал под контроль Богемии, когда немецкий язык был заменен чешским в качестве официального языка (хотя жители деревни так и не отказались от своего немецкого языка), и деревня была переименована в Розумич. Иоанн II, герцог Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург, в документе передает деревню Йохану фон Вустову, что свидетельствует о том, что деревня в то время находится под контролем и владением государя. Оригинальные фамилии немецких поселенцев Кремсер, Проске, Кремер, Альшер, Гриттнер, Ламхе, Вайхт, Кольбе, Гейдрих, Шиндлер, Клозе сохранились и до этого времени. [ 4 ] несмотря на то, что временами находился под властью Австрии, Чехии, Польши или Пруссии, и продолжал доминировать в жизни деревни вплоть до этнической чистки деревни в 1946 году .
История села
[ редактировать ]Значительный шаг в истории деревни произошел в 1526 году, когда, согласно устным преданиям, деревня стала протестантской. [ 4 ] воодушевлены связями с суровым монастырем-основателем. В 1523 году княжество Егерндорф, находящееся под управлением Дома Гогенцоллернов , включающее деревню, было куплено Георгом, маркграфом Бранденбург-Ансбахским , также ревностным лютеранином. Начиная с 1557 года, община выкупила документы, подтверждающие право собственности на свои дома, землю, которую они обрабатывали, и, наконец, освободилась от крепостного права и большей части десятины. Была построена новая новая церковь. С восшествием на престол Фердинанда II, императора Священной Римской империи в 1617 году, и возрождением римско-католической веры в регионе, деревня вскоре оказалась втянутой в длительный период войны, которая продолжалась 30 лет с ожесточенными спорами и возмездием. [ 5 ] Находясь вблизи важного старого торгового пути и границ нескольких штатов, в этом районе часто происходили войны, и по мере того, как боевые успехи в этом районе возрастали и уменьшались, жители деревни были вынуждены платить налоги для финансирования войны, размещения оккупационной или проходящей армии и предоставить людей для борьбы с той стороной, которая в то время преобладала. Такое положение дел сохранялось вплоть до Первой мировой войны. Протестантская церковь была закрыта в 1628 году. В районе Леобшютца в последующий период только две деревни, Рёсниц и Штойбервиц, не были обращены обратно в католицизм, ценой значительных личных затрат. . Жители деревни в течение длительного периода подвергались ожесточенному давлению с целью вернуться обратно, но сумели выстоять и остаться протестантами. [ 6 ] В 1671 году католическая церковь назначила миссионера-иезуита. Сообщество все еще держалось, держа свои секретные службы в лесу. [ 7 ] а церковь осталась запертой для них. По окончании Силезских войн деревня перешла под власть Пруссии. В документе, подписанном и скрепленном печатью Фридриха II Прусского, в 1743 году были подтверждены свободы жителей деревни и дано разрешение на строительство часовни. Часовня была построена в 1747 году. Самое раннее документальное упоминание о школе в деревне датируется 1575 годом. [ 8 ] с записями успешных учителей. Примерно с 1700 по 1742 год протестантская школа была закрыта. Нет никаких известных записей того периода о католических школьных учителях, поскольку никто из деревенских детей не посещал занятия. В 1742 году обучение в протестантской школе было снова разрешено, старая школа была снесена, а занятия проводились в одном из домов до 1804 года, когда он был перенесен в освободившийся дом проповедника, а в 1860 году были сделаны различные пристройки. Вторая школа Здание было построено в 1880 году, и назначен третий учитель. Деревня начала процветать и стала известна как самая богатая деревня уезда. Было проведено очень много улучшений: почта 1891 г., телеграф 1892 г., шифер заменил соломенные крыши примерно в то же время, мощеные дороги 1896–1899 гг., водопровод 1899 г., электричество 1923 г., пожарные гидранты и добровольная пожарная служба 1932 г., моторизованные мельницы вместо старой воды и две ветряные мельницы и даже бассейн и кинотеатр. [ 4 ] После перестройки границ после Первой мировой войны жители деревни в 1921 году получили право голоса: оставаться ли им в Германии или присоединиться к Польше, и район решительно решил остаться в составе Германии. В 1939 году здесь проживало 1060 жителей, действовало три магазина, три пекарни, две мясные лавки и паб.
Архитектурная форма
[ редактировать ]Деревня представляла собой вытянутое кольцо с ручьем вдоль центральной оси.
Фермерские дома располагались на внешнем краю, центральная площадка изначально оставалась пустой, но со временем эту внутреннюю территорию заняли ремесленники, магазины и школа. Фронтон главного фермерского дома выходил на главную дорогу, а ряд основных построек образовывал одну сторону закрытого двора, в который через главные ворота можно было попасть на улицу (см. эскизный план). Семейные номера выходили на улицу, затем на конюшню, затем на коровью конюшню. Животные находились в стойле круглый год: летом слишком сухо, чтобы пастись, а зимой завалено снегом. В дальнем конце двора находились сеновалы и пекарня. Первоначально они использовались для замачивания льна, но когда производство льна пришло в упадок и произошел переход на производство ячменя (очень ценимого в пивоваренной промышленности), они стали семейной пекарней. Для выпечки хлеба и тортов для особых случаев до сих пор использовалась деревенская пекарня. Эти семейные пекарни были непрактичными и нерентабельными для семьи, и ко времени Второй мировой войны их осталось всего около 20. На противоположной стороне от главного фермерского дома находился дом вдовы со свинарником и птичником за ним. Вопреки местным традициям в других местах, Лаймы (зернохранилища) располагались за пределами двора, на противоположной стороне главной улицы, а иногда и в саду. Необычно, что дома были известны под своими названиями 17-го века (если не старше), а не под нынешним владельцем, из-за повторения одних и тех же фамилий. Фермы передавались младшему сыну, который затем должен был выплачивать пропорциональную плату или приданое другим братьям и сестрам. Примерно в 1877–1882 годах лоскутное одеяло полей было перераспределено, и у каждого фермера была своя земля, расположенная близко друг к другу. Мелких фермеров называли «корововодами», а мелкие хозяйства — «садовниками».

Церковные колокола
[ редактировать ]Около 1450 г. был отлит 4-тонный колокол; Позже это стало известно как «средний колокол». Дата кастинга на «Маленький колокол» весом 1 + 1 ⁄ 2 тонны неизвестен, но считалось, что он очень старый. В 1580 году более ранняя церковь была расширена, и в ней заново повесили «средний колокол». В 1634 году был отлит и повешен на колокольне 9-тонный колокол. В то время (и до 1800 года) жители деревни были заперты в своей церкви и могли собираться только вокруг колокольни. В 1807 году в новой церкви повесили три колокола. Во время Первой мировой войны, когда металл пришлось сдать, чтобы помочь военным усилиям, колокола пощадили из-за их исторической ценности, а во время Второй мировой войны оставили самый большой колокол, так как его было слишком тяжело передвигать. Остальные колокола были вывезены (на колокольное кладбище Гамбурга). Большой колокол упал и треснул во время бомбардировки. Позже он был восстановлен, отремонтирован и передан деревне Штойбервиц, но это не похоже на правду. Средний колокол позже был обнаружен в аренду Муррхардту (Вюртемберг) и в 1978 году был повешен в церкви Николаикирхе, Ворхельм.
Век беженцев
[ редактировать ]По мере того, как 1-й Украинский фронт наступал на Верхнюю Силезию под командованием маршала Ивана Конева, все ближе и ближе, 24 марта 1945 года в 22:00 жители села покинули свое село, погрузив свое имущество в конные повозки. Примерно через шесть недель они двинулись на запад, пока не развернулись и не вернулись. После их ухода в Рёснице и его окрестностях некоторое время шли ожесточенные бои, церковь подверглась бомбардировке, многие дома были разрушены, владение деревней менялось четыре раза, в результате чего после объявления всеобщей капитуляции 8 мая осталось 50 выведенных из строя танков. . По возвращении жителей деревни заставили ликвидировать последствия боевых действий. Через два месяца в село переселили поляков из Восточной Галиции, и сельчанам пришлось покинуть свои дома, чтобы освободить им место, работать и собирать урожай на полях под их руководством. В период с 5 по 14 июля 1946 года согласно директиве союзных войск первые немецкие жители деревни были депортированы на запад с не более чем 50 кг еды и имущества на каждого. Так подошел окончательный конец 420-летней битвы за то, чтобы оставаться верными протестантской вере и быть вытесненной новыми римско-католическими оккупантами. [ 9 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]польские и украинские изгнанники из Кресских районов межвоенной Польши , аннексированных Советским Союзом Здесь поселились , а село переименовали в Розумице. Нынешние польские жители поддерживают тесные контакты с бывшими немецкоязычными жителями, которые регулярно посещают деревню с конца 1980-х годов и падения коммунизма в Польше. Хотя поначалу бывшие немецкие жители опасались посещать деревню, их покорило гостеприимство поляков. [ 10 ]

Немецкое сообщество издает в Германии информационный бюллетень о жизни деревни в ее прошлом и настоящем. Совместные усилия бывших и нынешних жителей этого места привели к совместному предложению о создании польско-немецкого музея истории села. [ 10 ] Президент Польши Лех Качиньский направил письмо, в котором поддержал это предложение и поздравил их с важной ролью в развитии дружественных польско-германских отношений. [ 10 ]
Известные жители
[ редактировать ]- Мартин Фибиг (1891–1947), ВВС. генерал
Достопримечательности
[ редактировать ]- Руины протестантской церкви, открытой в 1807 году, разрушенной Второй мировой войной.
- Единственный уцелевший Laimes, планируется реконструкция.
- Памятник павшим – Первая мировая война
- Археологические находки периода нижнего палеолита.
- Лесная кафедра тайного протестантского богослужения
- Природный заповедник Розумице
- Гора Гипса – природный заповедник
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Центральное статистическое управление (GUS) - TERYT (Национальный журнал территориального распределения земель)» (на польском языке). 01.06.2008.
- ^ Археологическое датирование будет начато под эгидой «Ассоциации друзей Розумице».
- ^ Э. Фолтин, Дж. К. Козловски, Дж. Вага, Археология Нижнего Сааля (одерский этап, OIS-8) в Верхней Силезии: человеческое поселение на периферии континентального ледникового покрова, «Британские археологические отчеты. Международная серия», 2005 г. , том. 1364, стр. 329-348; Фолтын Е. А. «Исследование уровней нижнего палеолита на участке 3 в Розумице, Опольское воеводство». [в:] Археологические исследования в Верхней Силезии и приграничных землях в 2003-2004 гг. Катовице 2006, стр. 15-24.
- ^ Jump up to: а б с д и Генрих Вайхт «Рёсниц, историческое повествование» неопубликованный перевод Анны Шписс, Тонтон, 2009 г.
- ^ Кшиштоф Гладковский, Издательство Варминско-Мазурского университета «Канцель/кафедра - протестантское местное сообщество в Верхней Силезии», датировано Ольштыном, 2008 г.
- ^ Кшиштоф Гладковский «Протестанты на Глубчицкой земле, Календарь Глубчицкий» 2006.
- ^ предложено восстановление лесной кафедры для тайного протестантского богослужения под эгидой «Ассоциации друзей Розумице».
- ^ Пастор Макс Фибиг «История евангелической церкви в Рёснице», Совет общественной церкви Рёсница, 1907 г.
- ^ Кшиштоф Гладковский, Туризм немецких протестантов, возвращающихся в Верхнюю Силезию - Международная конференция, Университет Париж 4 - Сорбонна, «Мемориальный туризм в Центральной и Восточной Европе: возвращение к местам разрушений», Париж-Сорбонна IV, 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с http://miasta.gazeta.pl/opole/1,35114,6780031,Tworza_wspolne__polsko_niemieckie_muzeum.html [ мертвая ссылка ]