6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия
6-я гвардейская Донско-Сегедская Краснознамённая ордена Кутузова истребительная авиационная дивизия | |
---|---|
Активный | 1943–1991 |
Страна | ![]() |
Ветвь | Советские ВВС |
Тип | боец |
Размер | 103 боевых самолета (1990 г.) |
Часть | 16-я воздушная армия (1968–1991) |
штаб-квартира | Мерзебург (1951–1991) |
Помолвки | Вторая мировая война |
Украшения | |
Почетные знаки | |
Командиры | |
Примечательный командиры | |
Самолет летал | |
боец | МиГ-29 |
6- я гвардейская Донско-Сегедская Краснознамённая ордена Суворова истребительная авиационная дивизия — истребительная авиационная дивизия ВВС СССР в годы Великой Отечественной и Холодной войны . Дивизия сформирована в начале 1943 года на базе 268-й истребительной авиационной дивизии , отличившейся в Сталинградской битве . После окончания войны дивизия с 1951 года до конца Холодной войны дислоцировалась в Восточной Германии.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Дивизия сформирована в июне 1942 года как 268-я истребительная авиационная дивизия (ИАД) из маневренной авиационной группы ВВС Юго-Западного фронта . Первоначально дивизией командовал подполковник Андрей Рязанов, которого в начале июля сменил полковник Борис Сиднев. В период с июня по декабрь в составе 8-й воздушной армии (переведенной на Сталинградский фронт 12 июля) 268-я иад участвовала в тяжелых боях на харьковском направлении и в Сталинградской битве . За этот период он совершил 5278 боевых вылетов и уничтожил 229 самолетов. 273 Як-1 -й истребительный авиационный полк (ИАП) маневренной авиационной группы, оснащенный , стал первым полком, вошедшим в состав дивизии 12 июня, а на следующий день вместе с ЛаГГ в состав дивизии вошел еще один полк Як-1 - 659-й. -3 — оснащен 9-м гв. ИАП . 659-я и 9-я гв. были свежими частями, вернувшимися с восстановления в тылу. [ 1 ] К концу 30 июня в дивизии оставался всего 21 исправный самолет из 41, хотя остальные истребительные дивизии 8-й воздушной армии были сокращены в равной степени. В 659-м и 875-м ИАП исправных самолетов не было, в 9-м гв и 512-м ИАП имелось соответственно десять и семь исправных ЛаГГ-3, а в 273-м ИАП - четыре исправных Як-1. [ 2 ] 659-й иап был отправлен в тыл на перестроение 5 июля. [ 3 ] на следующий день его заменяет 297-й ИАП с ЛаГГ-3. 297-й был уничтожен и к 28 июля отправлен в тыл за новыми самолетами. [ 4 ] Еще один полк ЛаГГ-3, свежий 440-й ИАП, вошел в состав дивизии 26 июля, но был практически уничтожен, сократившись к моменту передачи их 9-му гв. Август. [ 5 ] 512-й иап с ЛаГГ -3 вошёл в состав 268-го 19 июня, но 20 июля был передан в состав 220-й иад 8-й воздушной армии. [ 6 ] 6 августа 268-я ИАД получила 296-й ИАП с Як-1 из состава 200-й ИАД. [ 7 ]
273-й, 296-й и 9-й гвардейские ИАП не были застрахованы от истощения и сохраняли боеспособность лишь благодаря значительным усилениям; За первые месяцы боев 9-й гвардейский ИАП потерял 65 ЛаГГ-3. 18 сентября его вывели из строя на восстановление, получив Як-1 в тыл фронта. [ 1 ] Як-1, оснащенный 11-м ИАП, и 126-й ИАП, оснащенный «Киттихаками» , входивший в состав ПВО Москвы, присоединился к дивизии 28 августа, но 12 сентября 126-й вернулся в ПВО Москвы. [ 8 ] 11-й ИАП понес большую часть своих 62 боевых потерь под Сталинградом и 25 декабря передал оставшиеся самолеты и пилотов 31-му гвардейскому ИАП. [ 9 ] 274-й ИАП с Як-1 и Як-7бс был передан в состав дивизии 23 октября, но 4 января 1943 г. оставил своих летчиков в составе других полков дивизии и был отправлен в тыл на перестроение. [ 10 ] Во время Сталинградской битвы в состав дивизии входила также сформированная 18 сентября для обвиняемых в преступлениях летчиков и механиков штрафная истребительная авиационная эскадрилья , которая была расформирована 15 ноября. [ 11 ]
273-й ИАП 22 ноября стал 31-м гвардейским ИАП за «образцовое выполнение боевых задач». [ 12 ] 10 декабря 9-й гвардейский ИАП, ныне полк асов, вернулся в дивизию на Як-1. [ 1 ] 2-й ИАП с Як-1 был передан в состав 268-го 1 января 1943 года. В конце января и феврале дивизия и другие истребительные части 8-й воздушной армии обеспечивали прикрытие с воздуха сухопутных войск Южного фронта в наступлении на Донбасс. операция. За «успешное выполнение задач и проявленный героизм личного состава» 268-я ИАД 18 марта была преобразована в элитную 6-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию, а 4 мая 1943 года ей было присвоено почетное звание « Дон» . [ 13 ] 18 марта 296-й ИАП также стал 73-м гвардейским ИАП, а 2-й ИАП стал 85-м гвардейским ИАП. 31-й, 73-й и 85-й гвардейские ИАП останутся в составе дивизии до конца войны. [ 7 ] [ 14 ] В начале августа 1943 года 9-й гвардейский ИАП был перевооружён на предоставленные по ленд-лизу американцами «Аэракобры» . [ 1 ]
С декабря 1943 по февраль 1944 года дивизия отражала удары немецкой авиации по войскам 4-го Украинского фронта в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции . В начале февраля полковник Иосиф Гейбо сменил Сиднева, назначенного командиром корпуса. В ходе Крымской наступательной операции ее летчики сопровождали бомбардировочную и штурмовую авиацию 8-й воздушной армии, а также обеспечивали воздушное прикрытие сухопутных войск фронта в прорыве Перекопского перешейка и южного берега Сиваша , а также преследование отступающих войск Оси. За «успешное выполнение задач по освобождению Симферополя награждена орденом Красного Знамени , проявленное мужество и героизм» 6-я гвардейская ИАД 24 апреля . После Крымского наступления 25 мая 9-й гвардейский ИАП покинул дивизию и стал одним из первых подразделений, получивших новые Ла-7 . [ 1 ] В июле и августе дивизия в составе 2-й воздушной армии вела Львовско-Сандомирскую наступательную операцию , обеспечивая прикрытие с воздуха 1-го Украинского фронта . [ 13 ]
С октября 1944 по май 1945 года 6-я гвардейская ИАД входила в состав 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 5- й воздушной армии фронта 2-го Украинского . За этот период он участвовал в Дебреценском наступлении , Будапештском наступлении , Венском наступлении и Пражском наступлении , в ходе которых совершил 4654 боевых вылета и уничтожил 147 самолетов. За вклад в взятие Сегеда 31 октября 1944 года дивизия получила почетный знак «Сегед». 4 июня 1945 года она была награждена орденом Суворова 2-й степени за «успешное выполнение боевых задач» по взятию Сегеда. Яромержице , Зноймо , Холлабрунн и Штоккерау . [ 13 ]
За время войны летчики дивизии совершили около 40 000 боевых вылетов. Командиру дивизии полковнику Иосифу Гейбо и шестнадцати летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза . [ 13 ]
Холодная война
[ редактировать ]В августе 1945 года дивизия была передислоцирована из Чехословакии в Одесский военный округ ее полки получили предоставленные по ленд-лизу американцами «Кингкобры» , где в середине 1946 года . Дивизия и ее полки были переведены из состава 48-й воздушной армии в 24-ю воздушную армию (перенумерованную в 1968 г. в 16-ю воздушную армию ) Группы советских войск в Германии в октябре 1951 года. В течение первых нескольких месяцев в Германии полки дивизии вступили в реактивную эпоху, когда их перевооружили на МиГ-15 . [ 12 ] До конца Холодной войны дивизия базировалась на аэродроме Мерзебург , где дислоцировался ее 85-й гвардейский ИАП. 31-й гвардейский ИАП в 1956 году передислоцировался в Фалькенберг , где оставался до 1993 года. [ 15 ] 968-я была переведена в дивизию в 1989 году из Рось в Белоруссии, где дислоцировалась в составе расформированной 95-й истребительной авиационной дивизии армии 26-й воздушной . [ 16 ] и базировался в Альтенбурге . Согласно данным на 19 ноября 1990 года, опубликованным в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе , в дивизии насчитывалось 93 истребителя МиГ-29 в трех истребительных полках, по 31 в каждом полку, и десять МиГ-23УМ . учебно-тренировочных самолетов [ 17 ]
В 1991 году штаб дивизии был выведен в Ивано-Франковск , где перешёл под контроль Украины в составе 14-го авиакорпуса . Из ее названия убрали советские названия, и она была переименована в 6-ю истребительную авиационную дивизию. В этот период в его состав входил 9-й (бывший 894-й ИАП ПВО) [ 18 ] и 114-й истребительный авиаполк. [ 19 ] переведен на отделение из 4-го IAD на 1 июня Суворова года . The 114th Fighter Aviation Regiment был 1992 дивизия ). [ 20 ] Штаб дивизии был расформирован при переходе ВВС Украины к бригадной структуре, в которой 114-я стала 114-й истребительной авиационной бригадой . 15 октября 2003 года [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Bykov & Anokhin 2014 , pp. 33–37.
- ^ Раткин 2013 , с. 37.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , pp. 674–675.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , p. 287.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , pp. 593–594.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , p. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Bykov & Anokhin 2014 , pp. 152–156.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , pp. 393–394.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , pp. 312–313.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , pp. 523–525.
- ^ Medved 2006 , pp. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Bykov & Anokhin 2014 , pp. 83–86.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ogarkov 1977 , p. 247.
- ^ Bykov & Anokhin 2014 , pp. 160–163.
- ^ Фройндт и Бюттнер 2007 , с. 151.
- ^ Ленский и Цыбин 2004 , с. 21.
- ^ Ленский и Цыбин 2004 , стр. 14–15.
- ^ "9 бригада тактической . авиации "
- ^ Alexandrov, Alexander. "Вооруженные силы Украины на 1 января 2001 г." [Armed Forces of Ukraine on 1 January 2001]. soldat.ru (in Russian) . Retrieved 9 June 2017 .
- ^ "Об упорядочении присвоения почетных наименований воинским частям, учреждениям, узлам связи, органам и подразделениям" . Официальный вебпортал парламента Украины (in Russian) . Retrieved 2022-06-11 .
- ^ "ИЗВЕЩЕНИЕ | Историческая справка:114 Иван" . zvitiaga.org . Retrieved 2022-06-11 .
Библиография
[ редактировать ]- Bykov, Mikhail; Anokhin, Vladimir (2014). Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия [ All Fighter Aviation Regiments of Stalin. The First Complete Encyclopedia ] (in Russian). Moscow: Yauza. ISBN 9785457567276 .
- Фройндт, Лутц; Бюттнер, Стефан (2007). Красные поля: российские военные аэродромы в Германии, 1945–1994 гг. [ Красные поля: российские военные аэродромы в Германии, 1945–1994 гг. ] (на немецком языке). Берлин: АэроЛит. ISBN 978-3-935525-11-4 .
- Lensky, A.G.; Tsybin, M.M. (2004). Военная авиация отечества - Организация, вооружение, дислокация (1991/2000 г.г.) [ Military Aviation of the Fatherland: Organization, Armament, and Basing 1991/2000 ] (in Russian). St. Petersburg: Edelveys. OCLC 54860360 .
- Medved, Aleksandr (2006). "Штрафные эскадрильи ВВС Красной армии" (PDF) . Krylya Rodiny (in Russian).
- Ogarkov, N. V., ed. (1977). "Донско-Сегедская истребительная авиационная дивизия" [Don-Szeged Fighter Aviation Division]. Советская военная энциклопедия (in Russian). Vol. 3. Moscow: Voenizdat. p. 247.
- Ratkin, Vladimir (2013). Авиация в Сталинградской битве [ Aviation in the Battle of Stalingrad ] (in Russian). Moscow: Fond Russkiye Vityazi. ISBN 978-5-903389-72-8 .
- Авиационные дивизии советских ВВС
- Истребительные авиационные части и соединения Советского Союза.
- Авиационные части и соединения Советского Союза во Второй мировой войне.
- Воинские части и соединения, награжденные орденом Красного Знамени
- Воинские части и соединения, созданные в 1943 году.
- Воинские части и соединения расформированы в 1991 году.