Разрушение украинских православных церквей на востоке Польши
В период с 1937 по 1938 год более 150 Украинских православных церквей были разрушены под эгидой Второй Польской республики в двух регионах - Холмском и Подляшье , которые сейчас составляют соответственно Люблинское и Подляское воеводства. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]На начало 1918 года насчитывалось 370 Украинских православных церквей , в Холмском и Подляшьском краях, после провозглашения независимости Польши в 1918 году около 320 из них были немедленно преобразованы в римско-католические церкви, а остальные были закрыты или разрушены. Только 50 православных церквей остались для практики при православном населении, насчитывающем около 230 000 человек. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ]
В ответ на отказ оставшихся православных верующих принять христианство был воспринят как упрямство, польские власти начали кампанию по обращению «украинских православных верующих в католицизм». [ 1 ]
Сопротивление местного населения попыткам обращения в христианство привело к введению политики « возрождения ». В 1938 г. был сформирован координационный комитет, который возглавил генерал Я. Моравинский , которому была поручена реализация планов, подкрепленная помощью военных гарнизонов. [ 1 ]
Действуя совместно с Координационным комитетом, польская пресса повторила призывы с требованием, чтобы Украинские Православные Церкви начали использовать польский язык во время богослужений и занятий по катехизации, а также ввела новый календарь празднования "украинских религиозных праздников". Также раздавались призывы к православным детям посещать мессу в римско-католических церквях, и были созваны публичные собрания, в ходе которых «принимались резолюции об уничтожении украинских православных церквей». [ 1 ]
В 1938 году польское правительство издало приказ, устанавливающий использование польского языка во время проповедей, в знак протеста украинские священники вообще прекратили проповедовать. В июле 1938 года польский парламент ( Сейм ) стал ареной протеста, когда украинские члены парламента, в том числе православный священник преподобный Мартин Волков (Сарный), Степан Скрипник и украинский католик Степан Баран, подали ряд жалоб «против конвенции между Польша и Ватикан». Аналогичным образом 14 июля 1938 года протесты подали украинские делегаты Остап Луцкий и заместитель сенатора Николай Маслов. [ 1 ]
На заседании парламента депутат Сейма С. Баран заявил: «Как украинец и греко-католик, который подчиняется апостольской столице и Папе Римскому, заявляю, что вопрос защиты Православной Церкви является национальным вопросом для всей Украины. нации, и поэтому мы, украинские греко-католические галицкие депутаты, будем голосовать против [подписания договора между Польшей и Ватиканом] в защиту дорогой для нас Православной Церкви и в интересах украинской нации, в название его исторические и технические права». [ 1 ]
В наказание за свою позицию преподобный Волков был лишен прихода в Сарнах и вынужден скрываться в резиденции митрополита Дионисия. [ 1 ]
В ответ на недавние действия в польском парламенте львовская газета «Дило» написала 9 июля 1938 года: «Сегодня в польском сейме представители украинского греко-католического и православного населения Галичины , Волыни и Подляшья продемонстрировали свое украинское национальное единство. и общины в защиту национально-религиозных позиций». [ 1 ]
Польский парламент и Сенат проигнорировали протесты украинцев, и конвенция была принята 20 июня 1938 года во Второй Польской республике. Согласно положениям конвенции, "имущество, принадлежавшее приходам Православной Церкви и временно принадлежавшее Украинской Греко-Католической Церкви, подлежало передаче Польскому государству". [ 1 ]
Получив якобы «законное право» на Православную Церковь, правительство Второй Польской Республики в конце июня 1938 года приступило к уничтожению Украинских Православных Церквей в Холмском и Подляшьском районах. Вспомогательные силы, мобилизованные для оказания помощи в операции, включали Польское государственное полицейские и польские рабочие. [ 1 ]
Результат
[ редактировать ]Самая старая церковь Холмщины была построена в селе Розотка, сразу после провозглашения независимости польское правительство закрыло церковь XVI века, и украинским прихожанам разрешили посещать там мессу только три раза в год. 8 июля 1938 года церковь была разрушена.
За июнь и июль 1938 года в Холмском и Подляшьском районах Второй Народной Республики было разрушено 112 церквей. 98 из них были построены до Брестской унии (1596 г.) и включали: церковь в Замостье (1589 г.), собор в Белой Подляске (1582 г.), церковь в Корнистии (1578 г.) и, наконец, церковь в Щебрешине (1184 г.). . В своем запросе тогдашнему премьер-министру Польши Феличяну Славому Складковскому парламентарий Степан Баран отметил, что «все эти жемчужины древней украинской архитектуры были полностью уничтожены и безвозвратно потеряны для цивилизации». [ 1 ]
Реакции
[ редактировать ]16 июля 1938 года митрополит Андрей Шептицкий глава Украинской Греко-Католической Церкви издал архипастырское послание, в котором осуждал «акты вандализма, совершенные поляками, проявившими себя врагами христианской веры». В письме митрополит Андрей выразил глубокое сочувствие своим православным собратьям. Содержание письма не было широко известно, поскольку оно было конфисковано польскими властями. [ 1 ]
Украинские иерархии за рубежом также отреагировали с возмущением на действия польского правительства: митрополит Украинской Православной Церкви в США архиепископ Иоанн Теодорович «осудил разрушение храмов, насильственное обращение православных прихожан в католицизм, а также действия Ватикана». незаконная продажа Польше имущества Православной Церкви, которой она изначально никогда не владела». [ 1 ]
Польская поддержка и отношения с православными украинцами.
[ редактировать ]Архиерейский Собор Православной Автокефальной Церкви в Польше решительно протестовал против разрушения церквей и 16 июля 1938 г. опубликовал письмо возмущения, которое из-за цензуры также дошло только до части населения. [ 1 ]
Несколько польских юристов и журналистов осудили преследования православных украинцев и разрушение местных церквей. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Кардаш, Питер. Геноцид на Украине . ISBN 0-9581038-3-6 . OCLC 162556804 .
- ^ Jump up to: а б Петренко, Галина (1987). Украина, Краткая энциклопедия . Мичиганский университет.
- ^ «Холмский край» . www.энциклопедияofukraine.com . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Любовь Оля Фербей Прокопив ·, Орыся (1967). Украинцы: Очерк истории . Калифорнийский университет.
- Восточное православие в Польше
- Украинское меньшинство во Второй Польской республике
- Религия во Второй Польской республике
- Нападения на церкви в Европе
- Дискриминация в Польше
- Польско-украинские отношения (1918–1939)
- 1937 год в Польше.
- 1938 год в Польше.
- 1937 год в христианстве
- 1938 год в христианстве
- 1937 год на Украине.
- 1938 год на Украине.
- Восточное православие в Украине
- Антивосточное православие в католицизме
- Разрушение религиозных зданий и сооружений
- Снесенные здания и сооружения в Польше
- Нападения на здания и сооружения в Польше
- Нападения на здания и сооружения в 1930-е годы