Экскурсия по Шайку

Тоер ван Шайк (родился 28 сентября 1936 г.) — голландский артист балета, хореограф, и художникам , художник по костюмам художник и скульптор. Наряду с Руди ван Данцигом и Хансом ван Маненом он входит в творческий триумвират, который принес Голландскому национальному балету международную известность во второй половине двадцатого века. [ 1 ]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Родившийся в Амстердаме Тоер ван Шайк (или Шайк) начал свое обучение балету еще подростком, сначала у Ираила Гадескова, а затем у Сони Гаскелл , бывшей танцовщицы Ballets Russes, которая руководила школой и небольшой классической труппой в городе. Она пригласила его присоединиться к ее труппе Nederlands Ballet в 1955 году, когда ему было 19 лет. Красивый молодой человек и выразительный танцор, он оставался в ее труппе до 1959 года, когда прервал свою танцевальную карьеру, чтобы изучать живопись и скульптуру в Королевской академии художеств в Гааге . [ 2 ]
Театральная карьера
[ редактировать ]В 1965 году ван Шайк вернулся к танцам и присоединился к Национальному балету Het (Голландский национальный балет), который был образован в результате слияния Нидерландского балета и Амстердамского балета. Там с 1965 по 1976 год его красноречивые и мощные интерпретации привели его к стать одним из самых любимых солистов труппы. Среди его самых популярных ролей был «Мальчик в Памятнике voor een Gestorven Jongen» («Памятник мертвому мальчику»), балете Руди ван Данцига на музыку Яна Бурмана, в котором речь шла о юноше-гомосексуалисте, который пострадал от предубеждений из-за своей неортодоксальной сексуальности. Ван Шайк поставил свою первую хореографию « Onvoltooid Verleden Tijd» («Несовершенное прошедшее время»), положенную на музыку Дьёрдя Лигети, в 1971 году. Ballet и завоевал международную репутацию благодаря примерно тридцати произведениям, которые он создал для труппы. Он также стал известен как один из выдающихся голландских сценографов, особенно благодаря своим балетам и балетам ван Данцига. Как художник и скульптор, он провел выставки в Амстердаме, Афинах, Лондоне и Нью-Йорке. [ 3 ]
Хореографический подход Ван Шайка очень пластичен, он часто сочетает в себе танец и пантомиму, а танцоров использует как движущиеся скульптуры. Его балеты демонстрируют близость к балетам ван Данцига, особенно в использовании как классического балета, так и техник современного танца. Его акцент на выражении эмоций также похож на акцент ван Данцига, часто загадочный и тревожный, но менее мучительный и более элегичный, иногда с оттенком меланхолии. Кроме того, его танцевальные образы более импрессионистичны, с плавным, неземным аспектом и четкими, линейными движениями рук и ног, которые придают его работам определенное качество, напоминающее альбом для рисования. Короче говоря, его хореография более скульптурна и живописна, чем у его коллеги. [ 4 ]
Избранные танцевальные произведения
[ редактировать ]- 1971, Onvoltooid Verleden Tijd (Несовершенное прошедшее время), музыка Дьёрдя Легети.
- 1972. Voor, Onder en Na het Feest (До, во время и после вечеринки), музыка Гилиуса ван Бергейка. О некоммуникабельности, отмеченной сухим, ироничным чувством юмора.
- 1973. Искусство прощания , музыка Генри Перселла.
- 1974. Пирровы танцы , музыка Джеффри Грея. Первый из четырех балетов, вдохновленных боевыми танцами Древней Греции.
- 1975. Восемь мадригалов , музыка Карло Джезуальдо.
- 1975. Коллективная симфония с Хансом ван Маненом и Руди ван Данцигом, музыка Игоря Стравинского.
- 1976. Eerste Lugtige Plaatsing (Первая воздушная позиция), музыка Луи Шпора. Прямая отсылка к появлению романтического балета в 1830-х годах, когда балерины впервые поднялись в воздух на пуантах.
- 1977. Пирровы танцы II , музыка Жана-Батиста Люлли, Франсуа Куперена и других.
- 1977. Игры , музыка Клода Дебюсси. Первая из двух работ, вдохновленных балетами, созданными Вацлавом Нижинским для «Русского балета» Сергея Дягилева в 1910-х годах.
- 1978. Фавн , музыка Клода Дебюсси.
- 1979. Жизнь с Руди ван Данцигом, музыка разных композиторов. Тема – угнетение свободы.
- 1980. Пирровы танцы III , музыка Альбана Берга.
- 1980. Светотень , музыка Карло Джезуальдо и Яна ван Влеймена.
- 1980. Заброшенный сад , музыка Вольфганга Амадея Моцарта.
- 1982. Landschap (Пейзаж), музыка разных композиторов. Сильный социальный акцент на войне и загрязнении окружающей среды.
- 1983. Доденейленд (Остров Смерти), музыка Сергея Рахманинова.
- 1986. Седьмая симфония , музыка Людвига ван Бетховена.
- 1987. Het Mythische Voorwensel (Мифический предлог), музыка Белы Бартока.
- 1990. Моцарт Реквием , музыка Вольфганга Амадея Моцарта.
- 1991. Пирровы танцы IV , музыка Бита Фуррера и Бруно Либерды.
- 1992. Stilleven wit Plein (Натюрморт с белым квадратом), музыка Арнольда Шенберга. Отличается языком движений с характерной скульптурностью.
- 1994. De Reversbaarheid van Roest (Обратимость ржавчины), музыка разных композиторов.
- 1996. Nussknacker en Mousekonig (Щелкунчик и Мышиный король) с Уэйном Иглингом на музыку Петра Ильича Чайковского. Действие происходит в Амстердаме в День Святого Николая (6 декабря) около 1810 года. Более динамично, захватывающе и менее слащаво, чем большинство постановок.
- 1999. Де Товерфлюит (Волшебная флейта) с Уэйном Иглингом, музыка Рикардо Дриго.
Видеосъемка
[ редактировать ]- ок. 2003 г. Голландский национальный балет . Трио балетов, в том числе Седьмая симфония . Музыка Людвига ван Бетховена. Хореография Тоера ван Шайка. Чистая танцевальная работа, за которую ван Шайк был удостоен в 1987 году Хореографической премии Ассоциации директоров театров и концертных залов. Выпущен на DVD компанией Arthaus Muzik.
- 2009. Жизель . Музыка Адольфа Адама с вставками других композиторов. Хореография Мариуса Петипа по мотивам Жана Коралли и Жюля Перро. Продюсер и дополнительная хореография Рэйчел Божан и Рикардо Бустаменте. Декорации и костюмы Тоера ван Шайка. С Анной Цыганковой в роли Жизели, Йозефом Варгой в роли Альбрехта и Игоной де Йонг в роли Мирты. Голландский национальный балет, записанный вживую в Амстердамском музыкальном театре в феврале 2009 года. Выпущен на DVD компанией Kultur International Films.
- 2011. Дон Кихот . Музыка Людвига Минкуса. Хореография Алексея Ратманского. Декорации и костюмы Тоера ван Шайка. С Анной Цыганковой в роли Китри, Мэтью Голдингом в роли Бэзила, Питером де Йонгом в роли Дон Кихота и Карелом Рооем в роли Санчо Пансы. Голландский национальный балет, запись в Амстердаме. Выпущен на DVD компанией Arthaus Muzik в апреле 2011 года.
- 2012. Щелкунчик и Мышиный король . Музыка Петра Ильича Чайковского. Хореография Тоера ван Шайка и Уэйна Иглинга. Декорации и костюмы Тоера ван Шайка. С Анной Цыганковой в роли Клары, Мэтью Голдингом в роли принца, Джеймсом Стаутом в роли Щелкунчика, Вольфгангом Титце в роли господина Дроссельмейера и Александром Жембровским в роли Мышиного короля. Голландский национальный балет, запись в Амстердаме. Выпущен на DVD компанией Arthaus Muzik в мае 2012 года.
Личная и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Тоер ван Шайк познакомился с Руди ван Данцигом, когда оба были молодыми людьми в компании Сони Гаскелл в конце 1950-х годов. Они образовали крепкий романтический союз, который продлился более пятидесяти лет, вплоть до смерти ван Данцига в 2012 году. Как профессионалы, они были выдающейся парой в танцевальном мире, одновременно талантливыми и плодовитыми хореографами и творческими коллегами в создании новых постановок. Ван Шайк разработал декорации и костюмы для большинства произведений ван Данцига, а также для своих собственных. [ 5 ]
Хотя ван Шайк ушел на пенсию в 2011 году, он продолжает активно работать в Национальном балете Нидерландов. Он до сих пор репетирует с труппой свои балеты и курирует свои проекты. Он оформил новую постановку «Золушки» сэра Фредерика Эштона для Королевского балета в Лондоне в 2003 году; он создал замечательные декорации и костюмы для знаменитой постановки «Жизели» на канале Dutch National в 2009 году; и он разработал сказочные костюмы для постановки Уэйна Иглинга « Спящая красавица» для Национального балета Японии в 2014 году. С тех пор он руководил декорациями, костюмами и освещением в различных балетных постановках в Нидерландах, Англии, Польше и Канаде. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луук Утрехт, «Шайк, Тоер ван», в Международной энциклопедии танца под редакцией Семы Джин Коэн и других (New York Oxford University Press, 1998), том. 5, стр. 555-556.
- ^ Ева ван Шайк, "Тоер ван Шайк", Ballett International (Кельн) 11,6/7 (июнь/июль 1988 г.), стр. 52-59.
- ^ Луук Утрехт, 25 лет национального балета: разделение национального балета с 1961 по 1986 год (Амстердам: Allert de Lange bv и Het Nationale Ballet, 1987).
- ^ Изабелла Ланц и Марсель-Арман ван Ньюпорт, Тоер ван Шайк: Три измерения в танце (Зутфен, Нидерланды: Walburg Pers, 1998).
- ↑ Штатный автор, некролог «Руди ван Данциг», The Daily Telegraph (Лондон), 2 февраля 2012 г.
- ^ Штатный автор, «Toer van Schayk», Голландский национальный театр оперы и балета, веб-сайт http://www.operaballet.nl.en/node/2833 . Проверено 17 февраля 2016 г.