Jump to content

Экскурсия по Шайку

Тур Шайка в 1979 году.

Тоер ван Шайк (родился 28 сентября 1936 г.) — голландский артист балета, хореограф, и художникам , художник по костюмам художник и скульптор. Наряду с Руди ван Данцигом и Хансом ван Маненом он входит в творческий триумвират, который принес Голландскому национальному балету международную известность во второй половине двадцатого века. [ 1 ]

Ранняя жизнь и обучение

[ редактировать ]

Родившийся в Амстердаме Тоер ван Шайк (или Шайк) начал свое обучение балету еще подростком, сначала у Ираила Гадескова, а затем у Сони Гаскелл , бывшей танцовщицы Ballets Russes, которая руководила школой и небольшой классической труппой в городе. Она пригласила его присоединиться к ее труппе Nederlands Ballet в 1955 году, когда ему было 19 лет. Красивый молодой человек и выразительный танцор, он оставался в ее труппе до 1959 года, когда прервал свою танцевальную карьеру, чтобы изучать живопись и скульптуру в Королевской академии художеств в Гааге . [ 2 ]

Театральная карьера

[ редактировать ]

В 1965 году ван Шайк вернулся к танцам и присоединился к Национальному балету Het (Голландский национальный балет), который был образован в результате слияния Нидерландского балета и Амстердамского балета. Там с 1965 по 1976 год его красноречивые и мощные интерпретации привели его к стать одним из самых любимых солистов труппы. Среди его самых популярных ролей был «Мальчик в Памятнике voor een Gestorven Jongen» («Памятник мертвому мальчику»), балете Руди ван Данцига на музыку Яна Бурмана, в котором речь шла о юноше-гомосексуалисте, который пострадал от предубеждений из-за своей неортодоксальной сексуальности. Ван Шайк поставил свою первую хореографию « Onvoltooid Verleden Tijd» («Несовершенное прошедшее время»), положенную на музыку Дьёрдя Лигети, в 1971 году. Ballet и завоевал международную репутацию благодаря примерно тридцати произведениям, которые он создал для труппы. Он также стал известен как один из выдающихся голландских сценографов, особенно благодаря своим балетам и балетам ван Данцига. Как художник и скульптор, он провел выставки в Амстердаме, Афинах, Лондоне и Нью-Йорке. [ 3 ]

Хореографический подход Ван Шайка очень пластичен, он часто сочетает в себе танец и пантомиму, а танцоров использует как движущиеся скульптуры. Его балеты демонстрируют близость к балетам ван Данцига, особенно в использовании как классического балета, так и техник современного танца. Его акцент на выражении эмоций также похож на акцент ван Данцига, часто загадочный и тревожный, но менее мучительный и более элегичный, иногда с оттенком меланхолии. Кроме того, его танцевальные образы более импрессионистичны, с плавным, неземным аспектом и четкими, линейными движениями рук и ног, которые придают его работам определенное качество, напоминающее альбом для рисования. Короче говоря, его хореография более скульптурна и живописна, чем у его коллеги. [ 4 ]

Избранные танцевальные произведения

[ редактировать ]
  • 1971, Onvoltooid Verleden Tijd (Несовершенное прошедшее время), музыка Дьёрдя Легети.
  • 1972. Voor, Onder en Na het Feest (До, во время и после вечеринки), музыка Гилиуса ван Бергейка. О некоммуникабельности, отмеченной сухим, ироничным чувством юмора.
  • 1973. Искусство прощания , музыка Генри Перселла.
  • 1974. Пирровы танцы , музыка Джеффри Грея. Первый из четырех балетов, вдохновленных боевыми танцами Древней Греции.
  • 1975. Восемь мадригалов , музыка Карло Джезуальдо.
  • 1975. Коллективная симфония с Хансом ван Маненом и Руди ван Данцигом, музыка Игоря Стравинского.
  • 1976. Eerste Lugtige Plaatsing (Первая воздушная позиция), музыка Луи Шпора. Прямая отсылка к появлению романтического балета в 1830-х годах, когда балерины впервые поднялись в воздух на пуантах.
  • 1977. Пирровы танцы II , музыка Жана-Батиста Люлли, Франсуа Куперена и других.
  • 1977. Игры , музыка Клода Дебюсси. Первая из двух работ, вдохновленных балетами, созданными Вацлавом Нижинским для «Русского балета» Сергея Дягилева в 1910-х годах.
  • 1978. Фавн , музыка Клода Дебюсси.
  • 1979. Жизнь с Руди ван Данцигом, музыка разных композиторов. Тема – угнетение свободы.
  • 1980. Пирровы танцы III , музыка Альбана Берга.
  • 1980. Светотень , музыка Карло Джезуальдо и Яна ван Влеймена.
  • 1980. Заброшенный сад , музыка Вольфганга Амадея Моцарта.
  • 1982. Landschap (Пейзаж), музыка разных композиторов. Сильный социальный акцент на войне и загрязнении окружающей среды.
  • 1983. Доденейленд (Остров Смерти), музыка Сергея Рахманинова.
  • 1986. Седьмая симфония , музыка Людвига ван Бетховена.
  • 1987. Het Mythische Voorwensel (Мифический предлог), музыка Белы Бартока.
  • 1990. Моцарт Реквием , музыка Вольфганга Амадея Моцарта.
  • 1991. Пирровы танцы IV , музыка Бита Фуррера и Бруно Либерды.
  • 1992. Stilleven wit Plein (Натюрморт с белым квадратом), музыка Арнольда Шенберга. Отличается языком движений с характерной скульптурностью.
  • 1994. De Reversbaarheid van Roest (Обратимость ржавчины), музыка разных композиторов.
  • 1996. Nussknacker en Mousekonig (Щелкунчик и Мышиный король) с Уэйном Иглингом на музыку Петра Ильича Чайковского. Действие происходит в Амстердаме в День Святого Николая (6 декабря) около 1810 года. Более динамично, захватывающе и менее слащаво, чем большинство постановок.
  • 1999. Де Товерфлюит (Волшебная флейта) с Уэйном Иглингом, музыка Рикардо Дриго.

Видеосъемка

[ редактировать ]
  • ок. 2003 г. Голландский национальный балет . Трио балетов, в том числе Седьмая симфония . Музыка Людвига ван Бетховена. Хореография Тоера ван Шайка. Чистая танцевальная работа, за которую ван Шайк был удостоен в 1987 году Хореографической премии Ассоциации директоров театров и концертных залов. Выпущен на DVD компанией Arthaus Muzik.
  • 2009. Жизель . Музыка Адольфа Адама с вставками других композиторов. Хореография Мариуса Петипа по мотивам Жана Коралли и Жюля Перро. Продюсер и дополнительная хореография Рэйчел Божан и Рикардо Бустаменте. Декорации и костюмы Тоера ван Шайка. С Анной Цыганковой в роли Жизели, Йозефом Варгой в роли Альбрехта и Игоной де Йонг в роли Мирты. Голландский национальный балет, записанный вживую в Амстердамском музыкальном театре в феврале 2009 года. Выпущен на DVD компанией Kultur International Films.
  • 2011. Дон Кихот . Музыка Людвига Минкуса. Хореография Алексея Ратманского. Декорации и костюмы Тоера ван Шайка. С Анной Цыганковой в роли Китри, Мэтью Голдингом в роли Бэзила, Питером де Йонгом в роли Дон Кихота и Карелом Рооем в роли Санчо Пансы. Голландский национальный балет, запись в Амстердаме. Выпущен на DVD компанией Arthaus Muzik в апреле 2011 года.
  • 2012. Щелкунчик и Мышиный король . Музыка Петра Ильича Чайковского. Хореография Тоера ван Шайка и Уэйна Иглинга. Декорации и костюмы Тоера ван Шайка. С Анной Цыганковой в роли Клары, Мэтью Голдингом в роли принца, Джеймсом Стаутом в роли Щелкунчика, Вольфгангом Титце в роли господина Дроссельмейера и Александром Жембровским в роли Мышиного короля. Голландский национальный балет, запись в Амстердаме. Выпущен на DVD компанией Arthaus Muzik в мае 2012 года.

Личная и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Тоер ван Шайк познакомился с Руди ван Данцигом, когда оба были молодыми людьми в компании Сони Гаскелл в конце 1950-х годов. Они образовали крепкий романтический союз, который продлился более пятидесяти лет, вплоть до смерти ван Данцига в 2012 году. Как профессионалы, они были выдающейся парой в танцевальном мире, одновременно талантливыми и плодовитыми хореографами и творческими коллегами в создании новых постановок. Ван Шайк разработал декорации и костюмы для большинства произведений ван Данцига, а также для своих собственных. [ 5 ]

Хотя ван Шайк ушел на пенсию в 2011 году, он продолжает активно работать в Национальном балете Нидерландов. Он до сих пор репетирует с труппой свои балеты и курирует свои проекты. Он оформил новую постановку «Золушки» сэра Фредерика Эштона для Королевского балета в Лондоне в 2003 году; он создал замечательные декорации и костюмы для знаменитой постановки «Жизели» на канале Dutch National в 2009 году; и он разработал сказочные костюмы для постановки Уэйна Иглинга « Спящая красавица» для Национального балета Японии в 2014 году. С тех пор он руководил декорациями, костюмами и освещением в различных балетных постановках в Нидерландах, Англии, Польше и Канаде. [ 6 ]

  1. ^ Луук Утрехт, «Шайк, Тоер ван», в Международной энциклопедии танца под редакцией Семы Джин Коэн и других (New York Oxford University Press, 1998), том. 5, стр. 555-556.
  2. ^ Ева ван Шайк, "Тоер ван Шайк", Ballett International (Кельн) 11,6/7 (июнь/июль 1988 г.), стр. 52-59.
  3. ^ Луук Утрехт, 25 лет национального балета: разделение национального балета с 1961 по 1986 год (Амстердам: Allert de Lange bv и Het Nationale Ballet, 1987).
  4. ^ Изабелла Ланц и Марсель-Арман ван Ньюпорт, Тоер ван Шайк: Три измерения в танце (Зутфен, Нидерланды: Walburg Pers, 1998).
  5. Штатный автор, некролог «Руди ван Данциг», The Daily Telegraph (Лондон), 2 февраля 2012 г.
  6. ^ Штатный автор, «Toer van Schayk», Голландский национальный театр оперы и балета, веб-сайт http://www.operaballet.nl.en/node/2833 . Проверено 17 февраля 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9fa4311c81cb9815f93133700d7364c__1690540500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/4c/c9fa4311c81cb9815f93133700d7364c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toer van Schayk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)