Руди ван Данциг

Руди ван Данциг (4 августа 1933 — 19 января 2012) — голландский хореограф, директор труппы и писатель. Он был ключевой фигурой в становлении мировой известности голландского балета во второй половине двадцатого века. [ 1 ]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Ван Данциг родился в Амстердаме, где его отец, Мурк ван Данциг, работал на авиационном заводе Fokker. Его родители придерживались решительно левых взглядов, поддерживали марксизм, защищали пацифизм и пропагандировали эсперанто. [ 2 ] Ему было шесть лет, когда немецкая армия разгромила голландские войска в битве за Нидерланды в мае 1940 года и оккупировала страну в начале Второй мировой войны. Во время оккупации родины юного Руди отправили жить в приемную семью во Фрисландии, где условия были безопаснее, чем в городе. Во время освобождения Нидерландов в мае 1945 года он встретил Вальтера, молодого солдата Первой канадской армии , которая в значительной степени ответственна за поражение немецких войск в Голландии. Его дружба и любовь к этому солдату, который был потерян для него, когда его внезапно перевели, легли в основу его отмеченного премией романа Voor een Verloren Soldaat ( «За пропавшего солдата »), опубликованного в Нидерландах в 1986 году, а затем экранизированного и переведенного. на английский язык. В романе солдат назван Уолтером П. Нарбутусом. [ 3 ]
Вернувшись в школу в Амстердаме, ван Данциг оказался плохим учеником, не интересовавшимся большей частью школьных занятий. Когда он зашел в кинотеатр, где показывали «Красные туфли» фильм-балет Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера (1948), его будущий путь был определен. Вдохновленный многократным просмотром фильма, он начал брать уроки балета в 16 лет у Анны Сибранды, а затем у Сони Гаскелл , бывшей танцовщицы Ballets Russes, которая руководила школой и небольшой классической труппой в городе. В послевоенной Европе не хватало талантливых танцоров-мужчин, поэтому, хотя он не обладал высокой квалификацией, Гаскелл пригласила его в 1954 году в качестве члена своей труппы Ballet Recital. Он был высоким, красивым, очень умным и трудолюбивым, и вскоре у него проявились способности к хореографии. В том же году Марта Грэм и ее компания впервые посетили Нидерланды, и ее техника и стиль оказали глубокое влияние на ван Данцига. Осознав новые возможности драматизма и выразительности в танце, он вскоре отправился в Нью-Йорк, чтобы продолжить обучение в ее школе. [ 4 ]
Театральная карьера
[ редактировать ]Ван Данциг был среди танцоров, основавших Нидерландский театр танца в 1959 году, но в 1960 году он вернулся в труппу Гаскелла, которая к тому времени называлась Nederlands Ballet. После того, как эта труппа и Амстердамский балет объединились и образовали Het Nationale Ballet ( Голландский национальный балет ), ван Данциг занял ряд важных должностей. Он стал постоянным хореографом в 1961 году, членом художественного совета в 1965 году, содиректором в 1968 году и единственным художественным руководителем в 1971 году. Он оставался на этом посту в течение двух десятилетий, до 1991 года. У него был талант к администрированию и острый ум. глаз на импорт и заказ балетов, которые расширили репертуар труппы и воспитали ее танцоров. [ 5 ] [ 6 ]
Начиная с 1960-х годов, ван Данциг поставил более пятидесяти балетов, большинство из которых на современные темы, и большинство из них - для своей родной труппы. Сочетая в себе как классические, так и современные танцевальные техники, его балеты экспрессионистичны и полны символизма, обычно отображая психологические конфликты внутри главного героя. Основными темами являются принятие несовершенства жизни и принятие смерти как неизбежного результата жизненной борьбы. Первое занимает центральное место в его самой известной работе «Памятник мертвому мальчику» (1965), портрете подростка, уничтоженного его неприемлемой сексуальностью. Последнее продемонстрировано в «Четырех последних песнях» (1977), ансамблевом произведении, которое обычно считается его лучшим произведением. В нем «он превратил размышления Штрауса о смерти в сдержанную любовную поэму, [в которой] четыре пары разлучаются дуэтом сочувствующий посланник смерти». [ 7 ]
Необычное сочетание классического балета и техники современного танца Ван Данцига в его хореографии привлекло интерес Рудольфа Нуриева , известного русского танцора Королевского балета в Лондоне. Он попросил, чтобы ему научили главную роль в «Памятнике мертвому мальчику» , которую он в конечном итоге исполнил, получив признание публики в Англии и Соединенных Штатах, проявив себя как опытный современный танцор, так и классик. У него и ван Данцига сложилась крепкая дружба. [ 8 ] Впоследствии он вернулся в Амстердам с заказом на два новых балета: « Унесенные легким ветром» (1975) и «О темном доме» (1976). Книга Ван Данцига « Вспоминая Нуриева: след кометы» с любовью описывает их двадцать пять лет в качестве друзей и коллег. [ 9 ]
В 1991 году ван Данциг покинул Национальный балет Голландии, чтобы сосредоточиться на написании и монтаже работ для других трупп. [ 10 ] Как хореограф он пользовался спросом на международном уровне, поскольку ставил произведения для балета Рамбер, балета Харкнесс, Королевского балета, Датского королевского балета, Американского театра балета, балета Парижской оперы и других. [ 11 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Будучи гомосексуалистом с активной политической чувствительностью, ван Данциг остро чувствовал нетерпимость своего времени, и это стало основной темой его балетов и произведений. Свою жизнь и карьеру он разделил со своим партнером Тоером ван Шайком (род. 1936), танцором, художником по декорациям и костюмам, а также хореографом Голландского национального балета. Он умер в больнице Амстердама от лимфомы и рака молочной железы у мужчин в 2012 году. Ему было 78 лет. [ 12 ]
Избранные танцевальные произведения
[ редактировать ]- 1955. Вайтеран (Остров ночи), музыка Клода Дебюсси .
- 1958. De Familiekring (Семейный круг), музыка Белы Бартока .
- 1961. Джунгли , музыка Хенка Бадингса .
- 1965. Памятник voor een Gestorven Jongen (Памятник мертвому мальчику), музыка Яна Бурмана .
- 1967. Ромео в Джулии , музыка Сергея Прокофьева .
- 1968. Ogenblikken (Моменты), музыка Антона Веберна .
- 1969. Эпитафия (Эпитафия), музыка Дьёрдя Лигети .
- 1970. Onderweg (В пути), музыка Исанга Юна .
- 1971. Геверфде Фогельс (Нарисованные птицы), музыка Никколо Кастильоне плюс запись финального хорала « Баха » Страстей по Матфею .
- 1973. Здесь покоится: летний день , музыка Франца Шуберта .
- 1973. Ramifications , музыка Дьёрдя Лигети.
- 1975. «Унесено легким ветром» , музыка Рихарда Штрауса .
- 1975. Коллективная симфония с Хансом ван Маненом и Тёром ван Шайком , музыка Игоря Стравинского .
- 1976. «О темном доме» , музыка Романа Хаубенштока-Рамати .
- 1976. «Ромео в Джулии» (вторая редакция), музыка Сергея Прокофьева.
- 1977. Песня молодежи , музыка Карлхайнца Штокхаузена .
- 1977. Четыре последние песни , музыка Рихарда Штрауса.
- 1979. Жизнь с Тоером ван Шайком , музыка разных композиторов.
- 1980. Антвуд Гевенд (Ответ), музыка Антона Веберна.
- 1981. Onder Mijne Voeten (Под моими ногами), музыка Питера Шата .
- 1987. Боуэн из Берстена (Bend or Break), музыка Чиэля Мейеринга .
- 1987. Безоружные граждане! , музыка Гектора Берлиоза .
- 1988. «Званенмер» («Лебединое озеро») на музыку Петра Ильича Чайковского .
- 1990. Archangelen Schlaten de Hemel Rood (Архангелы, мясники красные небеса), музыка Гии Канчели .
Избранные произведения
[ редактировать ]- 1974. «Голландское наследие», в балете и современном танце, при участии ведущих хореографов, танцоров и критиков . Лондон: Octopus Books, стр. 113–117.
- 1978. «Вопрос ценностей», в книге «Видения: балет и его будущее » под редакцией Майкла Крэбба. Торонто: Саймон и Пьер.
- 1981. Ольга де Хаас: Воспоминание ( Olga de Haas : A Memory). Зютфен, Нидерланды: Walberg Press.
- 1982. «Клинт Фарха: дикий мальчик сборной Голландии». Журнал Dance Magazine (Нью-Йорк), декабрь 1982 г., стр. 52–55.
- 1986. Voor een Verloren Soldaat , перевод Арнольда Дж. Померанца как «Для потерянного солдата» (Лондон: Bodley Head, 1991). Снят в Нидерландах по сценарию Руланда Кербоша, Дона Блока и Руди ван Данцига, режиссер Руланд Кербош и выпущен на DVD компанией Strand Releasing в 2002 году.
- 1993. Вспоминая Нуриева: След кометы в переводе Кэти де Хаан. Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 2008.
- 2003. Хет Левен ван Виллем Арондеус, 1874–1943: Документальный фильм (Жизнь Виллема Арондеуса ). Амстердам: Де Арбайдерсперс.
- 2007. Жизнь за метафорой: Рудольф Нуриев и Голландский национальный балет , с Рудольфом Нуриевым и фотографиями Роджера Урбана. Лексингтон, Массачусетс: Проект «Наследие Нуриева».
- 2012. Воспоминания о Соне Гаскелл , опубликовано посмертно.
Награды и почести
[ редактировать ]Среди наград и почестей, которые ван Данциг получил при жизни, были следующие. [ 13 ]
- 1956. Премия хореографии (Амстердам).
- 1961. Премия критиков.
- 1969. Кавалер ордена Оранж-Нассау.
- 1970. Премия хореографии (Амстердам).
- 1982. Крест За заслуги на ленте (Германия).
- 1985. Премия Сони Гаскелл
- 1991. Кавалер ордена Оранж-Нассау.
- 2002. Премия за выдающиеся достижения (Prix Benois de la Danse).
- 2005. Серебряная медаль (Амстердам).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Люук Утрехт, Руди ван Данциг: противоречивый идеалист в балете , перевод Николин Гейтхаус как Руди ван Данциг: противоречивый идеалист в балете (Зютфен, Нидерланды: Wahlberg Pres, 1992).
- ^ Анна Киссельгофф, «Руди ван Данциг, провокационный голландский хореограф, умирает в 78 лет», некролог, International New York Times , 26 января 2012 г.
- ↑ Джудит Крукшанк, «Руди ван Данциг», некролог, The Guardian (Лондон), 23 января 2012 г.
- ^ Луук Утрехт, «Данциг, Руди ван», в Международной энциклопедии танца под редакцией Сельмы Джин Коэн и других (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998), том. 2, стр. 346-348.
- ^ Гленн Мередит Лони, «Эволюция ансамбля: Руди ван Данциг о Национальном балете Голландии», Dance Magazine (Нью-Йорк), март 1974 г., стр. 34–39.
- ^ Штатный автор, «Прощание с хореографом: профиль хореографа Руди ван Данцига, когда он уходит с поста директора Голландского национального балета», Dance and Dancers (Лондон), июнь/июль 1991 г., стр. 56.
- ↑ Киссельгофф, «Руди ван Данциг», некролог, International New York Times , 26 января 2012 г.
- ^ «Крис Чемберс встречает Руди ван Данцига», Архив Радио Нидерландов, 13 октября 2002 г.
- ^ Аласдер Стивен, «Руди ван Данциг, который вдохновил Рудольфа Нуриева и привнес социальную политику и страсть в современный балет», некролог, The Scotsman (Лондон), 25 января 2012 г.
- ↑ Крукшанк, «Руди ван Данциг», некролог, The Guardian (Лондон), 23 января 2012 г.
- ^ Хорст Кеглер , «Данциг, Руди ван», в Кратком Оксфордском словаре балета (Oxford University Press, 1982).
- ↑ Штатный автор, некролог «Руди ван Данциг», The Daily Telegraph (Лондон), 2 февраля 2012 г.
- ^ Штатный автор, «Руди ван Данциг», Голландский национальный театр оперы и балета, веб-сайт, http://www.operballet.nl.en/node/2526 [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 16 февраля 2016 г.
- 1933 рождения
- смертей в 2012 г.
- Хореографы балета
- Голландские хореографы
- Голландские артисты балета
- Голландские гей-артисты
- Голландские писатели-геи
- Артисты из Амстердама
- Лауреаты танцевальной премии Бенуа
- Члены жюри танцевальной премии Бенуа
- Смертность от рака молочной железы в Нидерландах
- Смертность от рака молочной железы у мужчин
- Смерти от лимфомы
- Голландские танцоры ЛГБТ
- Танцоры-геи
- ЛГБТ-хореографы
- Голландские артисты балета 20-го века
- Артисты балета XXI века