Чары (социальные науки)
Очарование — это термин, широко используемый для описания чего-то восхитительного, возможно, волшебного, вызывающего чувство чуда. Он был адаптирован рядом ученых из разных дисциплин, особенно антропологии и социологии, а затем и урбанистики, для описания того, как люди создают моменты чудес посреди повседневной жизни. Британский антрополог Альфред Гелл описал искусство как «технологию волшебства», позволяющую нам «видеть реальный мир в заколдованной форме». [1] Американский социолог Джордж Ритцер использует термин «очарование» в своем анализе потребительства и макдональдизации . [2] приводя аргумент, что «для того, чтобы заклинание подействовало, необходимо очарование потребителя». [3]
Инженеры по зачарованию
[ редактировать ]Другой подход был развит бельгийским ученым Ивом Винкином , который подчеркнул элемент сговора между «инженерами-волшебниками» (людьми, которые создают что-то, требующее добровольного прекращения неверия) и посетителями мест, где иллюзия или чудо были созданы, чтобы доставить им удовольствие. . [4] Очарование здесь заключается в переживании момента неожиданного удовольствия или счастья, при этом основное внимание уделяется не тем случаям, когда оно происходит случайно, а тому, когда оно является результатом чьих-то преднамеренных усилий. [5] В этих случаях под волшебством подразумеваются «места и пейзажи, созданные с целью вызвать состояние эйфории у тех, кто их часто посещает». [6] Часто люди на самом деле не обманываются чарами, а предпочитают отложить свое понимание повседневной жизни, чтобы участвовать в обмане самих себя, поэтому между инженерами и посетителями происходит активный сговор.
Первоначально предполагалось, что концепция очарования применима к местам, намеренно создающим иллюзии, таким как Диснейленд, исторические места или карнавалы. [7] Создание каждого из этих контекстов требует от инженеров по волшебству принятия определенных дизайнерских решений, чтобы добиться определенной реакции посетителей. В Диснейленде есть свои инженеры-волшебники, называемые «воображателями» ( Walt Disney Imagineering ). Таким образом, обычные люди живут в мире, который был сознательно подготовлен профессионалами, в мире, отличном от их повседневной реальности. Во многих более поздних дискуссиях описывались такие контексты, включая любое место, привлекающее туристов, [8] но особенно исторические места, [9] включая исторические здания [10] и различные способы привлечения к ним внимания (например, уникальные световые дисплеи). [11]
Очарование и прогулка
[ редактировать ]Чары применялись к ходьбе и поведению пешеходов в целом, сначала к историческим пешеходным маршрутам (например, паломничеству в Компостелу), [12] а затем, в более широком смысле, к поведению пешеходов и городскому опыту. Чаще всего основное внимание уделялось волшебным местам, расположенным по всему городу. [13] Большая часть этого направления исследований уделяет особое внимание удобствам, которые не только функциональны, но и эстетически приятны. Это процесс, состоящий из двух частей: кто-то (инженер-волшебник) должен что-то спроектировать, но затем ничего примечательного не происходит, пока другие люди не оценят это (туристы, посетители или просто обычные пешеходы). В этом случае посетителям достаточно быть «готовыми к кратковременному отрицанию реальности», чтобы произошло очарование. [14] Такие элементы, как карманные сады в Женеве, могут вызвать очарование у тех, кто проходит мимо. Таким образом, обнаружение сада, где никого не ждали, понимается как источник волшебства, доставляющий удовольствие гуляющим. [15] Это, в свою очередь, способствует развитию сообщества незнакомцев в городе, поэтому этим заинтересовались градостроители. [16] В центре внимания исследований, в частности, были туристы. [17] В 2021 году на коллоквиуме в Международном культурном центре Серизи-ла-Саль , конференц-центре на северо-западе Франции, было рассмотрено, что к тому моменту было сделано с этой концепцией: [18] в результате появилась книга. [19]
Очарование и искусство
[ редактировать ]В 2020-х годах произошло возвращение к искусству как источнику волшебства, в частности, изучалось отображение движущихся изображений на зданиях, фонтанах или даже деревьях в общественных местах и то, как это может вызвать «моменты волшебства, разделяемые между членами сообщества». общественность». Однако акцент на волшебстве как на «неожиданном и чудесном типе встречи» остается прежним. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гелл, А. (1992). Технология волшебства и волшебство техники. В книге Дж. Кут и А. Шелтон (ред.), Антропология, искусство и эстетика (стр. 40–63). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Ритцер, Г. (1999). Очаровывая разочарованный мир: революция в средствах потребления . Таузенд-Оукс: Pine Forge Press.
- ^ Ричардс, Г. (2001). Индустрия впечатлений и создание аттракционов. В книге Дж. Ричардса (ред.), Культурные достопримечательности и европейский туризм (стр. 55-70). Оксон, Великобритания: CABI Publishing, с. 59.
- ^ Винкин, Ю. (2001). Предложения по антропологии волшебства. В книге П. Рассе, Н. Мидола и Ф. Трики (редакторы), «Единство-разнообразие: культурные идентичности в игре глобализации» (стр. 169-179). Париж: L'Harmattan.
- ^ Винкин, Ю. (1998). Турист и его двойник: Элементы антропологии волшебства. В книге С. Оссмана (ред.) «Зеркала Магриба: маршруты личности и ландшафты встреч» (стр. 133–134). Париж: издания CNRS.
- ^ Винкин, Ю. (2001). Антропология коммуникации – от теории к области . Париж: Ле Сеуиль, стр. 215-216.
- ^ Винкин, Ю. (2005). Пообщайтесь с Цериси. В E. Heurgon и соавт. (Ред.), Сто лет интеллектуальных встреч от Понтиньи до Серизи (стр. 287–305). Париж: Editions de l’IMEC.
- ^ Бертран Рео, FP (2007). Очарование туристического мира. Труды социальных исследований , 5 (170), 4-13. DOI 10.3917/arss.170.0004
- ^ Сток, М. (2021). Прогресс во французской туристической географии: обитающие в туристических мирах . Лондон: Спрингер Линк.
- ^ Де Бидеран, Дж. (2021). Оцифровка и инсценировка литературного наследия в домах авторов: виртуальный визит в Центр Франсуа Мориака в Малагаре. Культура и музеи , (38), 149–174.
- ^ Ловелл, Дж., и Гриффин, Х. (2022). Незнакомый свет: Производство чар. Анналы туристических исследований , 92, 103328. https://doi.org/10.1016/j.annals.2021.103328.
- ^ Винкин, Ю. (2005). Le Chemin de St Jacques как феерический спектакль. В М. Ализере и К. Киме (ред.), Свежая теория . Париж: Лео Шеер.
- ^ Лавадиньо С. и Винкин Ю. (2012). На пути к приятной прогулке по городу: набор инструментов для увеличения удовольствия от прогулки . Лион, Франция: Editions du CERTU (Центр исследований сетей, транспорта и городского планирования).
- ^ Лавадиньо С. и Винкин Ю. (2008). Колдовская техника и расширение прав и возможностей пешеходов: случай Женевы. В Т. Ингольде и Дж. Л. Вергунсте (ред.), «Пути ходьбы: этнография и пешая практика» (стр. 155–167). Олдершот, Великобритания: Эшгейт. https://doi.org/10.4324/9781315234250
- ^ Раковина, С.; Лебрен-Кордье, П.; Винкин, Ю. (2022). Реляционный город . Издательство Bfluid.
- ^ де Неергаард, М., и Дженсен, HL (2020). Воплощенная этнография в исследовании мобильности. В М. Бюшере, М. Фройдендал-Педерсене, С. Кессельринге, Н.Г. Кристенсене (ред.), Справочнике по методам исследования и приложениях мобильности (стр. 374-381). Челтнем, Великобритания: Издательство Эдварда Элгара.
- ^ Браги, Р., и Паттарони, Л. (2023). Объединяя туристический город: городские пешеходные маршруты и неоднозначная политика исследования. В книге И. Санчес-Фуаррос, Д. Пайва и Д. Малет Кальво (ред.), Атмосфера, туризм и город (стр. 113–136). Лондон: Рутледж.
- ^ «Чары, которые возвращаются; Международный культурный центр Серизи» .
- ^ Браги Р., Тибо Ж.-П., Тиксье Н. и Заккай-Рейнерс Н. (ред.). (2023). Чары, которые возвращаются . Париж: Германн.
- ^ Делл'Ария, А. (2021). Движущееся изображение как паблик-арт: тротуарные зрители и способы очарования . Пэлгрейв Макмиллан, с. 5 и с. 9.