Унделя (Минни) Апма
Унделя (Минни) Апма (ок. 1909 — 14 августа 1990) была в Аррернте домашней прислугой , родившейся на станции Хорсшу-Бенд на Северной территории . [1]
В юности ее усыновил Герберт Базедов , чтобы работать в его доме, и она прожила в Аделаиде . большую часть своей жизни [1]
Она является членом Stolen Generations . [2]
Биография [ править ]
Апма был четвертым ребенком Чарли Апмы (Апмве) Пелхарре, который был родом из района Джей-Крик , и Джоулты, традиционного владельца Imarnte. [1]
В мае 1920 года, когда Апме было 11 лет, семья жила на станции Краун-Пойнт , где вскоре (в июне 1920 года) они встретились с Гербертом Базедовым. Базедов путешествовал вместе со своей женой Олив (Нелл), чтобы документировать состояние здоровья аборигенов в этом районе, и, таким образом, обследовал Апму и ее отца. Впоследствии, когда Чарли отсутствовал на станции, Базедов забрал оттуда Апму и планировал усыновить ее и отвезти в Аделаиду. [1]
Когда они покинули станцию Краун-Пойнт, они планировали сначала остановиться в Алис-Спрингс , но пока они ехали туда на багги, запряженном верблюдами, произошел ущерб, и им пришлось остановиться в Германсбурге (Нтария) для ремонта. Жители Германсбурга беспокоились за Апму, которая выглядела очень грустной, и решили, что ей нужна подруга ее возраста для компании в путешествии, и 12-летняя девочка Луритья Чикана (Чикарна) Купер была выбрана для путешествия с ней. [1] Фрида Стрелов написала в своем дневнике об обмене, что Базедовы «хотят взять двух девушек с собой на юг, служанки слишком дороги: 30 шиллингов в неделю». [2]
было заключено соглашение Однажды в Алис-Спрингс между Базедовым и Робертом Стоттом , у которого они остановились, об усыновлении девочек и обучении их домашним обязанностям, и их обоих отвезли в Аделаиду и в дом Базедова в Кенттауне . [1]
Было проведено несколько расследований обстоятельств высылки Апмы и Купера, и в ответ на обвинения в том, что девочек усыновили в целях научного исследования, Базедов ответил, что девочек усыновили «в духе дружбы», поскольку они у них не было собственных детей, и что «тяжелое положение этих двоих их привлекло». [3] Несмотря на это, многие были убеждены, что девочек в первую очередь привлекали в качестве домашней прислуги и обращались с ней соответственно, и в 1929 году их фотография (вместе с Базедовым) была напечатана в журнале The Register News-Pictorial , где говорилось, что они были прислугой. [4] [1]
В 1922 году Фредерик Уркхарт, администратор Северной территории , по подсказке Чарли Апмы связался с комиссаром полиции Южной Австралии и отметил, что: [1]
[Хотя выдворение девочек в то время было официально санкционировано… теперь, похоже, возникло сомнение относительно того, добровольно ли они пошли к доктору Базедову и здоровы ли они сейчас и счастливы ли они.
- Фредерик Уркарт, 1922, SRSA GRG 52/1.
После этого расследования дом посетил полицейский и сообщил, что девочки здоровы и счастливы. [1]
Позже, в 1928 году, отец Апмы Чарли напрямую связался с Базедовым телеграммой и потребовал вернуть его дочь. Он сказал: [1]
Я… настоящий Отец Алонга Минни — моя девочка, тебя забрали из Новой Короны… ты отправь их быстро обратно — пожалуйста
— Чарли Апма, SLSA SRG 139
Вновь были проведены дальнейшие расследования, но никаких действий предпринято не было, и в 1930 году Джон Генри Секстон , секретарь Ассоциации друзей аборигенов , добавил к этим жалобам. [1]
Когда в 1933 году умер Герберт Базедов, о горе Ампы и Купера, которым сейчас было чуть за 20, сообщила газета The Mail (Аделаида), в которой они обе были названы «двумя туземными девушками с грустными глазами» и что они «глубоко оплакивали безвременную смерть». доктора Базедова и два дня отказывался от еды». [3] В этой статье также сообщалось, что они оба останутся с Нелл Безедов, однако вскоре после того, как их «отдали» незамужним сестрам Базедова; Бланка, Эльза и Хедвиг. [1] [5]
Об их жизни в это время мало что известно, однако известно, что у Апмы было двое детей: Чарли, родившийся в 1942 году, которого сестры Базедова взяли на воспитание как своего собственного, и Маргарет, родившаяся в 1943 году, которая была отправлен в приют Колбрук . [1] [6] [5]
Майра А Чи вспоминает, как посетила свою Апму, когда «осталась только Хедвиг», и сказала, что постучит в дверь и: [7]
Хедвиг ответила, но не вышла. Она только выглянула из-за угла и исчезла, а Минни и Чикана вышли и забрали меня.
- Канакия Майра А Чи, Девушка-кочевница, 2021 г.
Она также вспомнила, что многие члены семьи навещали их там, иногда в качестве жильцов, когда работали в Аделаиде, поскольку дом был настолько большим, что в нем мог легко разместиться каждый. [7]
В 1958 году Апма смогла вернуться в Центральную Австралию, где ей удалось воссоединиться со своей дочерью Маргарет; его родители уже умерли. За это время Апма много лет провел в гостях у большой семьи по всей Центральной Австралии. [7]
Апма умер в Алис-Спрингс 14 августа 1990 года и похоронен на кладбище Алис-Спрингс. [1] [6]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Пенангке, Кэт Апма Трэвис, «Унделя (Минни) Апма (ок. 1909–1990)» , Австралийский биографический словарь , Канберра: Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет , получено 6 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Никол, Джессика (24 июня 2020 г.). «Путешествие черноголового змея» . Белларин Таймс . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Черные девушки оплакивают благодетеля» . Почта (Аделаида) . Том. 22, нет. 1, 098. Южная Австралия. 10 июня 1933 г. с. 2 . Проверено 6 апреля 2024 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Служанки-аборигены» . Новости-иллюстрации Регистра . Том. XCIV, нет. 27, 269. Южная Австралия. 8 января 1929 г. с. 10 . Проверено 6 апреля 2024 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трэвис, Кэт Апма Пенангке (март 2023 г.). «Ее-историческая биография и поиск семейной истории в архивах» . Австралийский журнал политики и истории . 69 (1): 110–121. дои : 10.1111/ajph.12871 . ISSN 0004-9522 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трэвис, Кэт Апма Пенангке; Хаскинс, Виктория (3 апреля 2021 г.). «Этика феминистских исследований и рассказы о жизни женщин коренных народов: разговор» . Австралийские феминистские исследования . 36 (108): 126–141. дои : 10.1080/08164649.2021.2004537 . ISSN 0816-4649 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ах Чи, Канакия Майра (2021), Девушка-кочевница: моя жизнь на гибберских равнинах и за их пределами , Aboriginal Studies Press, ISBN 978-1-922059-83-3