Jump to content

Яна Стербак

Яна Стербак
Рожденный 1955 (68–69 лет)
Национальность чешско-канадский
Образование Университет Конкордия
Награды 1991 - Стипендия Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма

1993 - Премия Антуана Гишара, Фонд казино (Франция).

1995 - Приз Озиаса-Ледука

2012 - Премия генерал-губернатора в области изобразительного и медиаискусства.

2017 - Премия Поля-Эмиля-Бордюаса
Веб-сайт http://www.janasterbak.com/

Яна Стербак (Яна Штербакова) — многопрофильная художница чешского происхождения.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Стербак получил степень бакалавра изящных искусств в Университете Конкордия. [1] завершение занятий по истории кино у Джона Локка и Тома Во, а также рисование у Ива Гоше. [2] Гвидо Молинари . В 1980-х годах она изучала историю искусств в Университете Торонто и Нью-Йоркском университете, в конечном итоге бросив учебу, чтобы посвятить себя художественной практике. [1] В ее художественном подходе перформанс включен в ее фото-, кино- и видеоинсталляции.

В 1990-е годы Стербак переехал в Париж, чтобы преподавать в Высшей национальной школе изящных искусств ( ENSBA ). В 36 лет ретроспектива ее работ прошла в Национальной галерее Канады (1991), а затем была показана в Массачусетском технологическом институте в Бостоне. [3] и в Музее современного искусства Сан-Диего (1992). [4]

Ее европейская карьера началась в 1990 году в клубе «Аперто». [5] международный раздел Венецианской биеннале , где сокуратор Бернар Блистен решил представить свои работы. Затем последовало несколько персональных выставок: в 1992 году в Музее современного искусства Луизианы (Дания) и в МоМА в Нью-Йорке. [6] где была представлена ​​одна из ее знаковых инсталляций «Сизиф» (эта работа затем вошла в коллекцию MAC Marseille), а также в 1993 году в Фонде La Caixa в Барселоне. [7] Velleitas , персональная выставка, курируемая Коринн Дисеренс, была представлена ​​в 1995 году в Музее современного искусства Сент-Этьена и в Фонде Антони Тапиеса в Барселоне. [8] и в галерее Serpentine в Лондоне в 1996 году. [9]

В начале 2000-х она выпустила две видеоинсталляции. Первый, «Отсюда туда» , представлял Канаду на Венецианской биеннале 2003 года; вторая, «В ожидании паводка» , снятая в Венеции во время феномена acqua alta , была представлена ​​на Пражской биеннале в 2005 году. «В ожидании паводка» стала ее самой выставляемой видеоинсталляцией (текст каталога Хуберта Дамиша). [10]

В 2012 году Стербак, гражданка Канады с двадцатилетия, получила Премию генерал-губернатора в области визуальных и медиа-искусств. [11] а в 2017 году она выиграла Приз Поля-Эмиля-Бордуа (Квебек). [12]

«Ее биография, может быть, и не нашла прямого отражения в ее произведениях, но она дала накопленный опыт для рассмотрения вопроса о том, как разные общества связаны друг с другом. Это вопросы, относящиеся к человеческим конфликтам в современной жизни, к напряжению между частной и публичной сферами, а также между свободой и зависимостью.Работы Яны Стербак столь же поэтичны, сколь и политичны. Они концептуально точны, переплетая непосредственность конкретных материалов с отсылками к мотивам мифологии, литературы и философии. Ее материалы часто эфемерны и трансформируют, например, лед, который образует медленно тающие стулья в «Аудитории растворения» , или кусочки плоти, сшитые вместе, чтобы сделать платье в ее знаменитой и широко обсуждаемой работе и широко копируемой «Ванитас: Платье из плоти для альбинос с анорексией ». [13] Оба являются мощными метафорами социальных и физических процессов, которые говорят с нами явно на личном и чувственном уровне.

Работы Яны Стербак примечательны своей формой и функцией, часто противоречащими друг другу. Некоторые из ее произведений имеют знакомую форму мебели или одежды, но использование неподходящих материалов придает работам иной смысл. Ее палитра варьируется от металла и проволоки, которые можно считать постоянными, неподатливыми или ограничительными, до хлеба, торта, шоколада и/или мяса, все из которых являются органическими и вызывают ассоциации с едой, а также с элементом разложение.

В газетной статье 1989 года, озаглавленной «Искусство, которое абсолютно шокирует», автор Брайан Волке из The Leader-Post пишет: «Работы можно сгруппировать в две общие категории: мебель и платья, обе из которых обычно считаются частью женский домен. И мебель, а именно кровати и диваны, и женщины символизируют схожие вещи: отдых, расслабление, заботу и удовольствие. И то и другое рассматривалось как товар. Стербак нападает на эти ассоциации». В статье продолжают цитироваться конкретные инсталляции работ Стербака, выставленные в Художественной галерее Маккензи, в том числе «Кушетка соблазнения» (1986–87), шезлонг из перфорированной стали. Диван, оснащенный генератором Ван де Граафа, создает электростатический заряд, который делает человека совсем не комфортным». В фильме «Отношения» (1987) есть кровать размера «king-size» с вышитыми подушками с надписями «Болезнь, репутация» и «Жадность», а также упоминается электрифицированная проволочная одежда с надписью «Я хочу, чтобы вы чувствовали то же, что и я…» Платье)». Знаменитое произведение Стербака «Ванитас — платье из плоти для аноректика-альбиноса» (1987) известно тем, что «вызывает в воображении образы женщин как «кусков мяса» — товара, который морит себя голодом, чтобы влезть в модную одежду. И название отражает точку зрения женщины, страдающей анорексией, которая, смысл понятен, предпочла бы носить телесное платье, чем есть его». [14]

В 1992 году Стербак создал «Катакомбы», в которых из твердого шоколада отлили различные кости, создав сладкий, съедобный и неполный человеческий скелет. В 1997 году творения Яны Стербак «хлебная кровать» и «табурет для торта» играют с символами средств к существованию. [15] Комфорт кресла приобретает болезненный оттенок в «Стуле Аполлинера» (1996), сделанном из сырого мяса. Подобные произведения искусства могут заставить зрителя усомниться в том, какую ценность мы придаем еде и жизни как такой мимолетной и драгоценной вещи.


  1. ^ Jump up to: а б «Премия Озиаса-Ледук | Яна Стербак »
  2. ^ «Ив Гоше | Канадская энциклопедия» .
  3. ^ «Яна Стербак: состояния бытия | Центр визуальных искусств MIT List» . listart.mit.edu . 13 января 2022 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
  4. ^ Оллман, Лия (24 декабря 1992 г.). «Скульптуры Стербака флиртуют с глубиной» . Лос-Анджелес Таймс .
  5. ^ «Венецианская биеннале 1990 года на Венецианской биеннале» . Artmap.com (на латинице). 30 сентября 1990 года . Проверено 24 января 2024 г.
  6. ^ «Проекты 38: Яна Штербак | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 2 декабря 2022 г.
  7. ^ «Яна Стербак, Сала Монткада, Фонд Ла Кайша, Барселона, Испания, 1992» . Роза Мартинес . 30 мая 1992 года . Проверено 30 ноября 2022 г.
  8. ^ «Яна Стербак. Веллейтас» .
  9. ^ «Маленькое – это красиво» . Независимый . 28 января 1996 г. Проверено 30 ноября 2022 г.
  10. ^ Стербак, Яна (2006). Ожидание паводка . Хьюберт Дамиш, Канадский культурный центр. Париж: Коллекция Эспланады, Канадский культурный центр. ISBN  1-896940-41-2 . OCLC   76814558 .
  11. ^ «Премии генерал-губернатора 2012 года в области визуального и медиаискусства» . Проверено 27 ноября 2022 г.
  12. ^ «Яна Стербак» . 31 октября 2017 г.
  13. ^ Соке Динкла, Яна Стербак: в натуральную величину , Инсбрук, Дуйсбург, Taxispalais Innsbruck, Музей Лембрука в Дуйсбурге. 27 июля 2017, 140 с.
  14. ^ «Яна Стербак» . 4 апреля 2024 г.
  15. ^ «Яна Стербак» . 4 апреля 2024 г.
  16. ^ «Яна Стербак» . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма . Проверено 4 февраля 2023 г.
  17. ^ «Призы» . Совет Канады . Проверено 16 августа 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb4646e4ed4e48074e0288c1bf84645f__1721739480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/5f/cb4646e4ed4e48074e0288c1bf84645f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jana Sterbak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)