Яна Стербак
Яна Стербак | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1955 (68–69 лет) |
Национальность | чешско-канадский |
Образование | Университет Конкордия |
Награды | 1991 - Стипендия Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма 1993 - Премия Антуана Гишара, Фонд казино (Франция). 1995 - Приз Озиаса-Ледука 2012 - Премия генерал-губернатора в области изобразительного и медиаискусства. 2017 - Премия Поля-Эмиля-Бордюаса |
Веб-сайт | http://www.janasterbak.com/ |
Яна Стербак (Яна Штербакова) — многопрофильная художница чешского происхождения.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Стербак получил степень бакалавра изящных искусств в Университете Конкордия. [1] завершение занятий по истории кино у Джона Локка и Тома Во, а также рисование у Ива Гоше. [2] Гвидо Молинари . В 1980-х годах она изучала историю искусств в Университете Торонто и Нью-Йоркском университете, в конечном итоге бросив учебу, чтобы посвятить себя художественной практике. [1] В ее художественном подходе перформанс включен в ее фото-, кино- и видеоинсталляции.
В 1990-е годы Стербак переехал в Париж, чтобы преподавать в Высшей национальной школе изящных искусств ( ENSBA ). В 36 лет ретроспектива ее работ прошла в Национальной галерее Канады (1991), а затем была показана в Массачусетском технологическом институте в Бостоне. [3] и в Музее современного искусства Сан-Диего (1992). [4]
Ее европейская карьера началась в 1990 году в клубе «Аперто». [5] международный раздел Венецианской биеннале , где сокуратор Бернар Блистен решил представить свои работы. Затем последовало несколько персональных выставок: в 1992 году в Музее современного искусства Луизианы (Дания) и в МоМА в Нью-Йорке. [6] где была представлена одна из ее знаковых инсталляций «Сизиф» (эта работа затем вошла в коллекцию MAC Marseille), а также в 1993 году в Фонде La Caixa в Барселоне. [7] Velleitas , персональная выставка, курируемая Коринн Дисеренс, была представлена в 1995 году в Музее современного искусства Сент-Этьена и в Фонде Антони Тапиеса в Барселоне. [8] и в галерее Serpentine в Лондоне в 1996 году. [9]
В начале 2000-х она выпустила две видеоинсталляции. Первый, «Отсюда туда» , представлял Канаду на Венецианской биеннале 2003 года; вторая, «В ожидании паводка» , снятая в Венеции во время феномена acqua alta , была представлена на Пражской биеннале в 2005 году. «В ожидании паводка» стала ее самой выставляемой видеоинсталляцией (текст каталога Хуберта Дамиша). [10]
В 2012 году Стербак, гражданка Канады с двадцатилетия, получила Премию генерал-губернатора в области визуальных и медиа-искусств. [11] а в 2017 году она выиграла Приз Поля-Эмиля-Бордуа (Квебек). [12]
«Ее биография, может быть, и не нашла прямого отражения в ее произведениях, но она дала накопленный опыт для рассмотрения вопроса о том, как разные общества связаны друг с другом. Это вопросы, относящиеся к человеческим конфликтам в современной жизни, к напряжению между частной и публичной сферами, а также между свободой и зависимостью.Работы Яны Стербак столь же поэтичны, сколь и политичны. Они концептуально точны, переплетая непосредственность конкретных материалов с отсылками к мотивам мифологии, литературы и философии. Ее материалы часто эфемерны и трансформируют, например, лед, который образует медленно тающие стулья в «Аудитории растворения» , или кусочки плоти, сшитые вместе, чтобы сделать платье в ее знаменитой и широко обсуждаемой работе и широко копируемой «Ванитас: Платье из плоти для альбинос с анорексией ». [13] Оба являются мощными метафорами социальных и физических процессов, которые говорят с нами явно на личном и чувственном уровне.
Работы Яны Стербак примечательны своей формой и функцией, часто противоречащими друг другу. Некоторые из ее произведений имеют знакомую форму мебели или одежды, но использование неподходящих материалов придает работам иной смысл. Ее палитра варьируется от металла и проволоки, которые можно считать постоянными, неподатливыми или ограничительными, до хлеба, торта, шоколада и/или мяса, все из которых являются органическими и вызывают ассоциации с едой, а также с элементом разложение.
В газетной статье 1989 года, озаглавленной «Искусство, которое абсолютно шокирует», автор Брайан Волке из The Leader-Post пишет: «Работы можно сгруппировать в две общие категории: мебель и платья, обе из которых обычно считаются частью женский домен. И мебель, а именно кровати и диваны, и женщины символизируют схожие вещи: отдых, расслабление, заботу и удовольствие. И то и другое рассматривалось как товар. Стербак нападает на эти ассоциации». В статье продолжают цитироваться конкретные инсталляции работ Стербака, выставленные в Художественной галерее Маккензи, в том числе «Кушетка соблазнения» (1986–87), шезлонг из перфорированной стали. Диван, оснащенный генератором Ван де Граафа, создает электростатический заряд, который делает человека совсем не комфортным». В фильме «Отношения» (1987) есть кровать размера «king-size» с вышитыми подушками с надписями «Болезнь, репутация» и «Жадность», а также упоминается электрифицированная проволочная одежда с надписью «Я хочу, чтобы вы чувствовали то же, что и я…» Платье)». Знаменитое произведение Стербака «Ванитас — платье из плоти для аноректика-альбиноса» (1987) известно тем, что «вызывает в воображении образы женщин как «кусков мяса» — товара, который морит себя голодом, чтобы влезть в модную одежду. И название отражает точку зрения женщины, страдающей анорексией, которая, смысл понятен, предпочла бы носить телесное платье, чем есть его». [14]
В 1992 году Стербак создал «Катакомбы», в которых из твердого шоколада отлили различные кости, создав сладкий, съедобный и неполный человеческий скелет. В 1997 году творения Яны Стербак «хлебная кровать» и «табурет для торта» играют с символами средств к существованию. [15] Комфорт кресла приобретает болезненный оттенок в «Стуле Аполлинера» (1996), сделанном из сырого мяса. Подобные произведения искусства могут заставить зрителя усомниться в том, какую ценность мы придаем еде и жизни как такой мимолетной и драгоценной вещи.
Награды
[ редактировать ]- 1991: Стипендия Гуггенхайма , Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма, США. [16]
- 1993: Премия Антуана Гишара, Foundation Casino, Музей Сент-Этьена, Франция (сейчас прекращено)
- 1993: Премия Виктора Мартина Линча-Стонтона от Совета Канады [17]
- 1996: Премия Озиаса Ледюка , Фонд Эмиля-Неллигана, Монреаль
- 2012: Награды генерал-губернатора в области визуальных и медиа-искусств , Канада.
- 2017: Премия Поля-Эмиля-Бордуа , Квебек
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Премия Озиаса-Ледук | Яна Стербак »
- ^ «Ив Гоше | Канадская энциклопедия» .
- ^ «Яна Стербак: состояния бытия | Центр визуальных искусств MIT List» . listart.mit.edu . 13 января 2022 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Оллман, Лия (24 декабря 1992 г.). «Скульптуры Стербака флиртуют с глубиной» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «Венецианская биеннале 1990 года на Венецианской биеннале» . Artmap.com (на латинице). 30 сентября 1990 года . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «Проекты 38: Яна Штербак | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Яна Стербак, Сала Монткада, Фонд Ла Кайша, Барселона, Испания, 1992» . Роза Мартинес . 30 мая 1992 года . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ «Яна Стербак. Веллейтас» .
- ^ «Маленькое – это красиво» . Независимый . 28 января 1996 г. Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Стербак, Яна (2006). Ожидание паводка . Хьюберт Дамиш, Канадский культурный центр. Париж: Коллекция Эспланады, Канадский культурный центр. ISBN 1-896940-41-2 . OCLC 76814558 .
- ^ «Премии генерал-губернатора 2012 года в области визуального и медиаискусства» . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Яна Стербак» . 31 октября 2017 г.
- ^ Соке Динкла, Яна Стербак: в натуральную величину , Инсбрук, Дуйсбург, Taxispalais Innsbruck, Музей Лембрука в Дуйсбурге. 27 июля 2017, 140 с.
- ^ «Яна Стербак» . 4 апреля 2024 г.
- ^ «Яна Стербак» . 4 апреля 2024 г.
- ^ «Яна Стербак» . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ «Призы» . Совет Канады . Проверено 16 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- История искусств Университета Конкордия
- Яна Стербак на Artnet
- Корин Дизеренс: Яна Стербак. Выставка Velleitas в Fundació Antoni Tàpies
- Фонды Яны Стербак в Национальной галерее Канады , Оттава, Онтарио.
- 1955 рождений
- Живые люди
- Канадские женщины-скульпторы
- Канадские скульпторы ХХ века
- Скульпторы XXI века
- Канадцы чешского происхождения
- Художники из Праги
- Выпускники Университета Конкордия
- Чехословацкие эмигранты в Канаде
- Современные канадские художники
- Канадские женщины-художницы XX века
- Канадские женщины-художницы XXI века
- Лауреаты Премии генерал-губернатора в области визуального и медиаискусства
- Женщины-скульпторы XX века.