Иранруд

Иранруд ( персидский : ایرانرود), что означает «река Иран» на персидском языке , представлял собой план строительства канала от Каспийского моря до Персидского залива . Бывший Советский Союз стремился реализовать этот проект, поскольку его единственные порты с теплой водой вели к Стамбульскому проливу и Дарданеллам , которые находились под контролем Турции , страны НАТО .
Было два разных предложения по маршруту канала: [1]
- прямо в Индийский океан через Дашт-е Лут , или;
- от Каспийского моря до озера Урмия и далее до Персидского залива .
История
[ редактировать ]Идея соединить два побережья через территорию Ирана впервые возникла в 19 веке. Первое профессиональное исследование было проведено в 1960-х годах.
Первая версия этого плана была написана Хумааном Фарзадом в 1968 году. Согласно его плану, должна быть установлена некая связь между Персидским заливом и Оманским морем . Было предложено три места: бассейн Хамун-э-Джаз-Муриан и два других места в Дашт-э-Луте и Дашт-э-Кавире .
Много лет спустя тот же план был предложен Мир-Хосейну Мусави , который был премьер-министром . в то время [2] [3]
Маршруты
[ редактировать ]- Западный маршрут : примерно следующий по кратчайшему воздушному расстоянию между двумя побережьями, простирается на общую длину около 950 км от северной оконечности Персидского залива до юго-запада Каспийского моря . Канал будет идти на юг через Арванд Руд и Карун (≈300 км), а на север — через Сефид Руд (≈50 км). Бассейн упомянутой реки был частично судоходным, и необходимо было регулировать сток. В центральной части канал протянется через высокогорную долину длиной около 600 км. [4] Главными преимуществами западного пути являются меньшее расстояние между морями, проход через Хузестанскую и Гуйланскую низменности, частичное течение рек, возможность использования большего количества искусственных озер, более легкое водоснабжение для влажного климата и многочисленных водотоков. Однако основным недостатком этого маршрута является прохождение через цепи Загрос и Альборз , особенно в провинциях Курдистан и Хамадан , где высота маршрута неизбежно должна будет подняться на высоту более 1800 метров. Западный маршрут упоминался исключительно как вариант, и более детальных исследований по нему не проводилось, поскольку специалисты отдают большое преимущество более гибкому восточному маршруту.
- Восточный маршрут : простирается от берегов Оманского залива до юго-восточного побережья Каспийского моря, общая протяженность составляет от 1465 до 1600 км. [5] Этот проход был впервые предложен инженером Х. Фарзадом в 1966 году, и он предусматривает проведение канала через впадины Хамун-э Джаз Муриан , Дашт-э Лут и Дашт-э Кавира . К концу 1990-х годов иранские инженеры для конечного южного пункта назначения спланировали район Бандар-Абас . [6] точнее, долина Минаб , а затем маршрут переместился на восток к долинам Макао реки Кашан в Джасканском или Кахиру в Чабахарском округе. [7] [6] [5] Российские эксперты в 2000-х годах, независимо от иранских, разработали предварительные планы масштабного переходного канала, а также видели в Бандар-Абасе конечную точку. [8] Долины обеих этих рек пересекают массив Башакерда и ведут к Хамун-э-Джаз-Муриан, самой южной части Иранского плато или впадины, восточная и северная границы которой предусмотрены для маршрута, составляют около 600 м н.в. Канал будет проходить через территория вокруг Иранхахеры, и одним из важных источников ее питания будет река Бампур .
Цели
[ редактировать ]Помимо выхода в открытые воды, было и больше причин для строительства этого канала.
Первый план
[ редактировать ]Прохождение реки через Лут приведет к тому, что вода достигнет ее жаждущих земель.
Второй план
[ редактировать ]В ответ на критическое падение уровня воды в озере Урмия этот план может обеспечить достаточное количество воды в этом озере .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Иранский руд: Великий Персидский канал» . 29 сентября 2014 г. Проверено 7 июля 2017 г.
- ↑ Мнение Исследовательского центра Меджлиса о возможности соединения вод севера и юга Ирана. Архивировано 2 июля 2007 г. на Wayback Machine (веб-сайт Исследовательского центра Меджлиса, 22 декабря 2004 г.).
- ↑ Исследовательский центр утвердил план соединения Каспийского моря с Персидским заливом (Информационное агентство «Наследие культурного наследия», 22 декабря 2014 г.). Архивировано 11 октября 2011 г., на Wayback Machine.
- ^ Желтый, Игорь С.; Косарев Алексей Н.; Гланц, Майкл; Костяной, Андрей Георгиевич (26 мая 2010 г.). Энциклопедия Каспийского моря . ISBN 9783642115240 .
- ^ Jump up to: а б «От Каспийского моря до Персидского залива на корабле? Мечта или реальность?» . Информационное агентство «Хабаронлайн» (на персидском языке). 27.10.2017 . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Просветитель пустыни; беседа с профессором Парвизом Кордавани» . Информационная база доменов Net (на персидском языке) . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «Река Иран» . Афтаб (на персидском языке ) Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ и. ГЕОГРАФИЯ – Иранская энциклопедия» . Энциклопедия Ираника . 1 января 1972 г. Проверено 27 октября 2017 г.