Адаптационная модель сестринского дела
В 1976 году сестра Каллиста Рой разработала «Модель адаптации сестринского дела» — выдающуюся теорию сестринского дела . Теории сестринского дела создают, объясняют или определяют практику сестринского дела. Модель Роя рассматривает человека как совокупность взаимосвязанных систем (биологических, психологических и социальных). Индивид стремится поддерживать баланс между этими системами и внешним миром, но абсолютного уровня равновесия не существует. Индивиды стремятся жить в уникальной группе, в которой они могут адекватно справляться.
Обзор теории
[ редактировать ]Эта модель включает в себя четыре доменных понятия: человек, здоровье, окружающая среда и уход; это также включает в себя шестиэтапный процесс ухода. Эндрюс и Рой (1991) утверждают, что человек может быть представителем отдельного человека или группы людей. [1] Модель Роя рассматривает человека как «биопсихосоциальное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с меняющейся средой». [2] Человек представляет собой открытую, адаптивную систему, которая использует навыки совладания, чтобы справиться со стрессорами. Рой рассматривает окружающую среду как «все условия, обстоятельства и влияния, которые окружают и влияют на развитие и поведение человека». [1] Рой описывает стрессоры как стимулы и использует термин « остаточные стимулы» для описания тех стрессоров, влияние которых на человека неясно. [1] Первоначально Рой писал, что здоровье и болезнь находятся в континууме с множеством возможных состояний или степеней. [2] Совсем недавно она заявила, что здоровье — это процесс существования и становления целостной и целостной личности. [1] Цель Роя в области сестринского дела - «способствовать адаптации в каждом из четырех режимов, тем самым способствуя здоровью человека, качеству жизни и достойной смерти». [1] Этими четырьмя режимами являются физиологический, самооценка, ролевая функция и взаимозависимость.
Рой использует шестиэтапный процесс ухода: оценка поведения; оценка стимулов; сестринская диагностика; постановка цели; вмешательство и оценка. На первом этапе наблюдается поведение человека в каждом из четырех режимов. Такое поведение сравнивается с нормами и считается либо адаптивным, либо неэффективным. Второй шаг касается факторов, влияющих на поведение. Стимулы подразделяются на фокальные, контекстуальные и остаточные. [2] Сестринский диагноз – это констатация неэффективного поведения наряду с выявлением вероятной причины. Обычно это называют проблемой ухода за больными, связанной с фокальными стимулами, образующими прямую связь. На четвертом этапе основное внимание уделяется постановке целей. Цели должны быть реалистичными и достижимыми и ставиться в сотрудничестве с человеком. [1] Обычно медсестра ставит перед пациентом как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Вмешательство происходит на пятом этапе, когда стимулами манипулируют. Его еще называют «фазой действия». [2] На заключительном этапе происходит оценка. Определяется степень изменения, о чем свидетельствуют изменения в поведении. Неэффективное поведение будет подвергнуто переоценке, а меры вмешательства будут пересмотрены. [1]
Модель была создана в 1964 году, когда Рой был аспирантом. преподаватель факультета медсестер, предложила ей Дороти Э. Джонсон, разработать концептуальную модель сестринского дела. Модель Роя во многом основывалась на работах Гарри Хелсона, психолога-физиолога. [3] Модель адаптации Роя обычно считается «системной» моделью; однако он также включает элементы «интерактивной» модели. Модель была разработана специально для отдельного клиента, но ее можно адаптировать к семьям и сообществам (Рой, 1983). [ нужна полная цитата ] . Рой заявляет (Клементс и Робертс, 1983) [ нужна полная цитата ] что «так же, как человек как адаптивная система имеет вход, выход и внутренние процессы, так и семью можно описать с этой точки зрения».
В основе модели Роя лежат три концепции: человек, адаптация и уход. Человек рассматривается как биопсихосоциальное существо, постоянно взаимодействующее с окружающей средой. Целью человека в этом взаимодействии является адаптация. По словам Роя и Робертса (1981, стр. 43) [ нужна полная цитата ] «Человек имеет две основные внутренние подсистемы обработки информации: регуляторную и когнаторную». Эти подсистемы представляют собой механизмы, используемые человеком для борьбы со стимулами из внутренней и внешней среды. Регуляторный механизм работает в основном через вегетативную нервную систему и включает в себя эндокринные, нервные пути и пути восприятия. Этот механизм подготавливает человека к реагированию на стимулы окружающей среды. Когнаторный механизм включает в себя эмоции, обработку восприятия/информации, обучение и суждение. Процесс восприятия объединяет эти два механизма (Рой и Робертс, 1981). [ нужна полная цитата ] .
Типы стимулов
[ редактировать ]- Три типа стимулов влияют на способность человека справляться с окружающей средой. К ним относятся фокальные стимулы, контекстуальные стимулы и остаточные стимулы. Фокусными стимулами являются те, которые непосредственно противостоят человеку в конкретной ситуации. К основным стимулам для семьи относятся индивидуальные потребности; уровень семейной адаптации; и изменения внутри членов семьи, между членами и в семейной среде (Рой, 1983) [ нужна полная цитата ] . Контекстуальные стимулы – это те другие стимулы, которые влияют на ситуацию. Остаточные стимулы включают убеждения или отношения человека, которые могут повлиять на ситуацию. Зачастую это «догадка» медсестры о других факторах, которые могут повлиять на проблему. Контекстуальные и остаточные стимулы семейной системы включают заботу, социализацию и поддержку (Рой, 1983). Адаптация происходит, когда все стимулы попадают в адаптивные способности человека/семьи или зону адаптации. Входные данные для семьи включают все стимулы, которые влияют на семью как группу. Результатом семейной системы являются три основные цели: выживание, преемственность и рост (Рой, 1983). [ нужна полная цитата ] . Рой заявляет (Клементс и Робертс, 1983) [ нужна полная цитата ] :
- Поскольку уровень адаптации является результатом совокупного эффекта всех других соответствующих стимулов, медсестра исследует контекстуальные и остаточные стимулы, связанные с фокальным стимулом, чтобы определить зону, в которой может иметь место позитивный семейный копинг, и предсказать, когда данный стимул выйдет за пределы этой зоны. и потребует вмешательства медсестры.
Четыре режима адаптации
[ редактировать ]Левин считает, что адаптация человека происходит четырьмя различными способами. Это справедливо и для семей (Hanson, 1984). К ним относятся физиологический режим, режим самооценки, режим ролевой функции и режим взаимозависимости. [3]
Регуляторный механизм индивидуума задействован в первую очередь в физиологическом режиме, тогда как когнаторный механизм задействован во всех четырех режимах (Roy and Roberts, 1981). [ нужна полная цитата ] . Семейные цели соответствуют способам адаптации модели: выживание = физиологический режим; рост = режим самооценки; непрерывность = режим ролевой функции. Транзакционные модели попадают в режим взаимозависимости (Клементс и Робертс, 1983). [ нужна полная цитата ] .
В физиологическом режиме адаптация предполагает поддержание физической целостности. В этом режиме определяются основные потребности человека, такие как питание, кислород, жидкость и регулирование температуры (Fawcett, 1984). [ нужна полная цитата ] . При оценке семьи медсестра спрашивает, как семья обеспечивает физические потребности и потребности членов семьи в выживании. Функцией режима Я-концепции является потребность в поддержании психической целостности. Восприятие своего физического и личного «я» включено в этот режим. Семья также имеет представление о себе как о семейной ячейке. Оценка семьи в этом режиме будет включать степень понимания, оказываемого членам семьи, солидарность семьи, семейные ценности, степень дружеского общения, оказываемого членам семьи, а также ориентацию (настоящую или будущую) семьи. семья (Хэнсон, 1984) [ нужна полная цитата ] .
Потребность в социальной целостности подчеркивается в режиме ролевой функции. Когда люди адаптируются к различным ролевым изменениям, происходящим на протяжении жизни, они адаптируются именно таким образом. По словам Хэнсона (1984) [ нужна полная цитата ] Роль семьи можно оценить, наблюдая за моделями общения в семье. Оценка должна включать в себя способы принятия решений, роли и модели общения участников, то, как переносятся изменения ролей, а также эффективность общения (Hanson, 1984). [ нужна полная цитата ] . Например, когда пара соответствующим образом корректирует свой образ жизни после выхода на пенсию с полной занятости, они адаптируются к этому режиму.
Необходимость социальной целостности также подчеркивается в режиме взаимозависимости. Взаимозависимость предполагает поддержание баланса между независимостью и зависимостью в отношениях с другими. Зависимое поведение включает поиск привязанности, поиск помощи и поиск внимания . Независимое поведение включает преодоление препятствий и проявление инициативы. По мнению Хэнсона (1984), оценивая этот режим в семьях, медсестра пытается определить, насколько успешно семья живет в рамках данного сообщества. Медсестра будет оценивать взаимодействие семьи с соседями и другими общественными группами, системы поддержки семьи и других значимых людей (Hanson, 1984). [ нужна полная цитата ] .
Целью сестринского дела является содействие адаптации клиента как во время здоровья, так и во время болезни во всех четырех режимах. Действия медсестры начинаются с процесса оценки. Семья оценивается на двух уровнях. Сначала медсестра выносит суждение о наличии или отсутствии дезадаптации. Затем медсестра фокусирует оценку на стимулах, влияющих на дезадаптивное поведение семьи. Медсестре может потребоваться манипулировать окружающей средой, элементом или элементами клиентской системы или и тем, и другим, чтобы способствовать адаптации. [3]
Многие медсестры, а также школы медсестер приняли модель адаптации Роя в качестве основы для сестринской практики. Модель рассматривает клиента целостно и вносит значительный вклад в сестринские знания. Модель продолжает подвергаться уточнению и развитию автором.
Применение модели Роя к семейной оценке
[ редактировать ]При использовании модели Роя в качестве теоретической основы руководство для оценки семей может послужить следующим.
- I. Режимы адаптации
- А. Физиологический режим
- 1. В какой степени семья способна удовлетворить основные потребности своих членов в выживании?
- 2. Испытывают ли члены семьи трудности с удовлетворением основных потребностей выживания?
- Б. Режим самооценки
- 1. Как семья рассматривает себя с точки зрения своей способности достигать своих целей и помогать своим членам в достижении их целей? В какой степени они считают себя самостоятельными? Другой режиссер?
- 2. Каковы ценности семьи?
- 3. Опишите степень дружеского общения и понимания, оказываемого членам семьи.
- C. Режим ролевой функции
- 1. Опишите роли, которые берут на себя члены семьи.
- 2. В какой степени семейные роли поддерживают, конфликтуют и отражают ролевую перегрузку?
- 3. Как принимаются семейные решения?
- D. Режим взаимозависимости
- 1. В какой степени членам семьи и подсистемам внутри семьи разрешено быть независимыми в определении и достижении целей (например, подростки)?
- 2. В какой степени члены поддерживают друг друга?
- 3. Какова система поддержки семьи? Важные другие?
- 4. В какой степени семья открыта для информации и помощи извне? Хотите помочь другим семьям за пределами семейной ячейки?
- 5. Опишите модели взаимодействия семьи в обществе.
- А. Физиологический режим
- II. Адаптивные механизмы
- А. Регулятор: Физическое состояние семьи с точки зрения здоровья? т. е. состояние питания, физическая сила, наличие физических ресурсов
- B. Когнатор: уровень образования, база знаний семьи, источник принятия решений, база власти, степень открытости системы для ввода, способность к обработке.
- III. Стимул
- А. Фокальный
- 1. Что больше всего беспокоит семью в настоящее время?
- 2. Что больше всего беспокоит отдельных членов?
- 3. Обычно это связано с сестринским диагнозом или основными стимулами, вызывающими проблемное поведение. Медсестре важно попытаться исправить это, прежде чем она сможет исправить проблемное поведение, поскольку они связаны друг с другом. [4]
- Б. Контекстуальный
- 1. Какие элементы в семейной структуре, динамике и окружающей среде влияют на способ и степень, в которой семья может справиться со своими основными проблемами и адаптироваться к ним (т. е. финансовые и физические ресурсы, наличие или отсутствие систем поддержки, клинические условия) и так далее)?
- Они могут быть как отрицательными, так и положительными в зависимости от основной проблемы сестринского дела.
- С. Остаток
- 1. Какие знания, навыки, убеждения и ценности этой семьи следует учитывать при попытках семьи адаптироваться (т. е. стадия развития, культурный фон, духовные/религиозные убеждения, цели, ожидания)? Обычно это предположение медсестры, которое может повлиять на уход. Это можно описать как образовательное предположение о чем-то, происходящем в жизни пациента, что может еще больше усугубить проблему. [5]
- А. Фокальный
Медсестра оценивает, в какой степени действия семьи в каждом режиме приводят к положительному копингу и адаптации к фокальным стимулам. Если преодоление трудностей и адаптация не способствуют укреплению здоровья, оценка типов стимулов и эффективности регуляторов обеспечивает основу для разработки сестринских вмешательств, способствующих адаптации.
Отвечая на каждый из этих вопросов в ходе каждой оценки, медсестра может получить полное представление о проблеме, с которой может столкнуться пациент. Важно распознавать каждый стимул, потому что без него не каждый аспект проблемы человека можно будет рассмотреть и исправить. Их работа как медсестры — распознавать все эти режимы, механизмы и стимулы при уходе за пациентом. Они делают это, используя свои передовые знания процесса ухода за больными, а также проводя беседы с отдельными пациентами и членами их семей.
Каллиста Рой утверждает, что существует четыре основные системы адаптации, которые она называет способами адаптации. Она называет их 1. физиолого-физическая система 2. система групповой идентичности Я-концепции 3. Ролевое мастерство/система функций. 4. система взаимозависимости.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эндрюс и Рой 1991 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рэмбо 1984 год .
- ^ Перейти обратно: а б с Рой 1980 .
- ^ Рой, Каллиста (2009). Модель адаптации Роя . Пирсон. п. 24. ISBN 978-0130384973 .
- ^ Рой, Каллиста (2009). Модель адаптации Роя . Прентис Холл. п. 23. ISBN 978-0130384973 .
- Хаджегудари, Мохаммед; Сима Лакдизаджи; Хади Хасанхни; Алиреза Мохаджел Агдам; Мохаммад Хаджегодари; Резвание Салехи (март 2013 г.). «Влияние образовательной программы на качество жизни пациентов с сердечной недостаточностью: рандомизированное клиническое исследование» . Журнал заботливых наук . 2 (1): 11–18. дои : 10.5681/jcs.2013.002 . ПМК 4161102 . ПМИД 25276705 .
Библиография
[ редактировать ]- Агглтон, П.; Чалмерс, Х. (3 октября 1984 г.). «Модель адаптации Роя». Время медсестер .
- Рой, К. (1980). «Модель адаптации Роя». В Риле, JP; Рой, К. (ред.). Концептуальные модели сестринского дела . Норуолк: Эпплтон: Сенчури Крофтс. ISBN 978-0-8385-1200-5 .
- Эндрюс, Х.; Рой, К. (1991). Модель адаптации . Норуолк: Эпплтон и Ланге. ISBN 978-0-8385-2272-1 .
- Рэмбо, Б. (1984). Адаптивный уход . Филадельфия: Компания WB Saunders.