Jump to content

Адаптационная модель сестринского дела

В 1976 году сестра Каллиста Рой разработала «Модель адаптации сестринского дела» — выдающуюся теорию сестринского дела . Теории сестринского дела создают, объясняют или определяют практику сестринского дела. Модель Роя рассматривает человека как совокупность взаимосвязанных систем (биологических, психологических и социальных). Индивид стремится поддерживать баланс между этими системами и внешним миром, но абсолютного уровня равновесия не существует. Индивиды стремятся жить в уникальной группе, в которой они могут адекватно справляться.

Обзор теории

[ редактировать ]

Эта модель включает в себя четыре доменных понятия: человек, здоровье, окружающая среда и уход; это также включает в себя шестиэтапный процесс ухода. Эндрюс и Рой (1991) утверждают, что человек может быть представителем отдельного человека или группы людей. [1] Модель Роя рассматривает человека как «биопсихосоциальное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с меняющейся средой». [2] Человек представляет собой открытую, адаптивную систему, которая использует навыки совладания, чтобы справиться со стрессорами. Рой рассматривает окружающую среду как «все условия, обстоятельства и влияния, которые окружают и влияют на развитие и поведение человека». [1] Рой описывает стрессоры как стимулы и использует термин « остаточные стимулы» для описания тех стрессоров, влияние которых на человека неясно. [1] Первоначально Рой писал, что здоровье и болезнь находятся в континууме с множеством возможных состояний или степеней. [2] Совсем недавно она заявила, что здоровье — это процесс существования и становления целостной и целостной личности. [1] Цель Роя в области сестринского дела - «способствовать адаптации в каждом из четырех режимов, тем самым способствуя здоровью человека, качеству жизни и достойной смерти». [1] Этими четырьмя режимами являются физиологический, самооценка, ролевая функция и взаимозависимость.

Рой использует шестиэтапный процесс ухода: оценка поведения; оценка стимулов; сестринская диагностика; постановка цели; вмешательство и оценка. На первом этапе наблюдается поведение человека в каждом из четырех режимов. Такое поведение сравнивается с нормами и считается либо адаптивным, либо неэффективным. Второй шаг касается факторов, влияющих на поведение. Стимулы подразделяются на фокальные, контекстуальные и остаточные. [2] Сестринский диагноз – это констатация неэффективного поведения наряду с выявлением вероятной причины. Обычно это называют проблемой ухода за больными, связанной с фокальными стимулами, образующими прямую связь. На четвертом этапе основное внимание уделяется постановке целей. Цели должны быть реалистичными и достижимыми и ставиться в сотрудничестве с человеком. [1] Обычно медсестра ставит перед пациентом как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Вмешательство происходит на пятом этапе, когда стимулами манипулируют. Его еще называют «фазой действия». [2] На заключительном этапе происходит оценка. Определяется степень изменения, о чем свидетельствуют изменения в поведении. Неэффективное поведение будет подвергнуто переоценке, а меры вмешательства будут пересмотрены. [1]

Модель была создана в 1964 году, когда Рой был аспирантом. преподаватель факультета медсестер, предложила ей Дороти Э. Джонсон, разработать концептуальную модель сестринского дела. Модель Роя во многом основывалась на работах Гарри Хелсона, психолога-физиолога. [3] Модель адаптации Роя обычно считается «системной» моделью; однако он также включает элементы «интерактивной» модели. Модель была разработана специально для отдельного клиента, но ее можно адаптировать к семьям и сообществам (Рой, 1983). [ нужна полная цитата ] . Рой заявляет (Клементс и Робертс, 1983) [ нужна полная цитата ] что «так же, как человек как адаптивная система имеет вход, выход и внутренние процессы, так и семью можно описать с этой точки зрения».

В основе модели Роя лежат три концепции: человек, адаптация и уход. Человек рассматривается как биопсихосоциальное существо, постоянно взаимодействующее с окружающей средой. Целью человека в этом взаимодействии является адаптация. По словам Роя и Робертса (1981, стр. 43) [ нужна полная цитата ] «Человек имеет две основные внутренние подсистемы обработки информации: регуляторную и когнаторную». Эти подсистемы представляют собой механизмы, используемые человеком для борьбы со стимулами из внутренней и внешней среды. Регуляторный механизм работает в основном через вегетативную нервную систему и включает в себя эндокринные, нервные пути и пути восприятия. Этот механизм подготавливает человека к реагированию на стимулы окружающей среды. Когнаторный механизм включает в себя эмоции, обработку восприятия/информации, обучение и суждение. Процесс восприятия объединяет эти два механизма (Рой и Робертс, 1981). [ нужна полная цитата ] .

Типы стимулов

[ редактировать ]
  • Три типа стимулов влияют на способность человека справляться с окружающей средой. К ним относятся фокальные стимулы, контекстуальные стимулы и остаточные стимулы. Фокусными стимулами являются те, которые непосредственно противостоят человеку в конкретной ситуации. К основным стимулам для семьи относятся индивидуальные потребности; уровень семейной адаптации; и изменения внутри членов семьи, между членами и в семейной среде (Рой, 1983) [ нужна полная цитата ] . Контекстуальные стимулы – это те другие стимулы, которые влияют на ситуацию. Остаточные стимулы включают убеждения или отношения человека, которые могут повлиять на ситуацию. Зачастую это «догадка» медсестры о других факторах, которые могут повлиять на проблему. Контекстуальные и остаточные стимулы семейной системы включают заботу, социализацию и поддержку (Рой, 1983). Адаптация происходит, когда все стимулы попадают в адаптивные способности человека/семьи или зону адаптации. Входные данные для семьи включают все стимулы, которые влияют на семью как группу. Результатом семейной системы являются три основные цели: выживание, преемственность и рост (Рой, 1983). [ нужна полная цитата ] . Рой заявляет (Клементс и Робертс, 1983) [ нужна полная цитата ] :
  • Поскольку уровень адаптации является результатом совокупного эффекта всех других соответствующих стимулов, медсестра исследует контекстуальные и остаточные стимулы, связанные с фокальным стимулом, чтобы определить зону, в которой может иметь место позитивный семейный копинг, и предсказать, когда данный стимул выйдет за пределы этой зоны. и потребует вмешательства медсестры.

Четыре режима адаптации

[ редактировать ]

Левин считает, что адаптация человека происходит четырьмя различными способами. Это справедливо и для семей (Hanson, 1984). К ним относятся физиологический режим, режим самооценки, режим ролевой функции и режим взаимозависимости. [3]

Регуляторный механизм индивидуума задействован в первую очередь в физиологическом режиме, тогда как когнаторный механизм задействован во всех четырех режимах (Roy and Roberts, 1981). [ нужна полная цитата ] . Семейные цели соответствуют способам адаптации модели: выживание = физиологический режим; рост = режим самооценки; непрерывность = режим ролевой функции. Транзакционные модели попадают в режим взаимозависимости (Клементс и Робертс, 1983). [ нужна полная цитата ] .

В физиологическом режиме адаптация предполагает поддержание физической целостности. В этом режиме определяются основные потребности человека, такие как питание, кислород, жидкость и регулирование температуры (Fawcett, 1984). [ нужна полная цитата ] . При оценке семьи медсестра спрашивает, как семья обеспечивает физические потребности и потребности членов семьи в выживании. Функцией режима Я-концепции является потребность в поддержании психической целостности. Восприятие своего физического и личного «я» включено в этот режим. Семья также имеет представление о себе как о семейной ячейке. Оценка семьи в этом режиме будет включать степень понимания, оказываемого членам семьи, солидарность семьи, семейные ценности, степень дружеского общения, оказываемого членам семьи, а также ориентацию (настоящую или будущую) семьи. семья (Хэнсон, 1984) [ нужна полная цитата ] .

Потребность в социальной целостности подчеркивается в режиме ролевой функции. Когда люди адаптируются к различным ролевым изменениям, происходящим на протяжении жизни, они адаптируются именно таким образом. По словам Хэнсона (1984) [ нужна полная цитата ] Роль семьи можно оценить, наблюдая за моделями общения в семье. Оценка должна включать в себя способы принятия решений, роли и модели общения участников, то, как переносятся изменения ролей, а также эффективность общения (Hanson, 1984). [ нужна полная цитата ] . Например, когда пара соответствующим образом корректирует свой образ жизни после выхода на пенсию с полной занятости, они адаптируются к этому режиму.

Необходимость социальной целостности также подчеркивается в режиме взаимозависимости. Взаимозависимость предполагает поддержание баланса между независимостью и зависимостью в отношениях с другими. Зависимое поведение включает поиск привязанности, поиск помощи и поиск внимания . Независимое поведение включает преодоление препятствий и проявление инициативы. По мнению Хэнсона (1984), оценивая этот режим в семьях, медсестра пытается определить, насколько успешно семья живет в рамках данного сообщества. Медсестра будет оценивать взаимодействие семьи с соседями и другими общественными группами, системы поддержки семьи и других значимых людей (Hanson, 1984). [ нужна полная цитата ] .

Целью сестринского дела является содействие адаптации клиента как во время здоровья, так и во время болезни во всех четырех режимах. Действия медсестры начинаются с процесса оценки. Семья оценивается на двух уровнях. Сначала медсестра выносит суждение о наличии или отсутствии дезадаптации. Затем медсестра фокусирует оценку на стимулах, влияющих на дезадаптивное поведение семьи. Медсестре может потребоваться манипулировать окружающей средой, элементом или элементами клиентской системы или и тем, и другим, чтобы способствовать адаптации. [3]

Многие медсестры, а также школы медсестер приняли модель адаптации Роя в качестве основы для сестринской практики. Модель рассматривает клиента целостно и вносит значительный вклад в сестринские знания. Модель продолжает подвергаться уточнению и развитию автором.

Применение модели Роя к семейной оценке

[ редактировать ]

При использовании модели Роя в качестве теоретической основы руководство для оценки семей может послужить следующим.

  • I. Режимы адаптации
    • А. Физиологический режим
      • 1. В какой степени семья способна удовлетворить основные потребности своих членов в выживании?
      • 2. Испытывают ли члены семьи трудности с удовлетворением основных потребностей выживания?
    • Б. Режим самооценки
      • 1. Как семья рассматривает себя с точки зрения своей способности достигать своих целей и помогать своим членам в достижении их целей? В какой степени они считают себя самостоятельными? Другой режиссер?
      • 2. Каковы ценности семьи?
      • 3. Опишите степень дружеского общения и понимания, оказываемого членам семьи.
    • C. Режим ролевой функции
      • 1. Опишите роли, которые берут на себя члены семьи.
      • 2. В какой степени семейные роли поддерживают, конфликтуют и отражают ролевую перегрузку?
      • 3. Как принимаются семейные решения?
    • D. Режим взаимозависимости
      • 1. В какой степени членам семьи и подсистемам внутри семьи разрешено быть независимыми в определении и достижении целей (например, подростки)?
      • 2. В какой степени члены поддерживают друг друга?
      • 3. Какова система поддержки семьи? Важные другие?
      • 4. В какой степени семья открыта для информации и помощи извне? Хотите помочь другим семьям за пределами семейной ячейки?
      • 5. Опишите модели взаимодействия семьи в обществе.
  • II. Адаптивные механизмы
    • А. Регулятор: Физическое состояние семьи с точки зрения здоровья? т. е. состояние питания, физическая сила, наличие физических ресурсов
    • B. Когнатор: уровень образования, база знаний семьи, источник принятия решений, база власти, степень открытости системы для ввода, способность к обработке.
  • III. Стимул
    • А. Фокальный
      • 1. Что больше всего беспокоит семью в настоящее время?
      • 2. Что больше всего беспокоит отдельных членов?
      • 3. Обычно это связано с сестринским диагнозом или основными стимулами, вызывающими проблемное поведение. Медсестре важно попытаться исправить это, прежде чем она сможет исправить проблемное поведение, поскольку они связаны друг с другом. [4]
    • Б. Контекстуальный
      • 1. Какие элементы в семейной структуре, динамике и окружающей среде влияют на способ и степень, в которой семья может справиться со своими основными проблемами и адаптироваться к ним (т. е. финансовые и физические ресурсы, наличие или отсутствие систем поддержки, клинические условия) и так далее)?
      • Они могут быть как отрицательными, так и положительными в зависимости от основной проблемы сестринского дела.
    • С. Остаток
      • 1. Какие знания, навыки, убеждения и ценности этой семьи следует учитывать при попытках семьи адаптироваться (т. е. стадия развития, культурный фон, духовные/религиозные убеждения, цели, ожидания)? Обычно это предположение медсестры, которое может повлиять на уход. Это можно описать как образовательное предположение о чем-то, происходящем в жизни пациента, что может еще больше усугубить проблему. [5]

Медсестра оценивает, в какой степени действия семьи в каждом режиме приводят к положительному копингу и адаптации к фокальным стимулам. Если преодоление трудностей и адаптация не способствуют укреплению здоровья, оценка типов стимулов и эффективности регуляторов обеспечивает основу для разработки сестринских вмешательств, способствующих адаптации.

Отвечая на каждый из этих вопросов в ходе каждой оценки, медсестра может получить полное представление о проблеме, с которой может столкнуться пациент. Важно распознавать каждый стимул, потому что без него не каждый аспект проблемы человека можно будет рассмотреть и исправить. Их работа как медсестры — распознавать все эти режимы, механизмы и стимулы при уходе за пациентом. Они делают это, используя свои передовые знания процесса ухода за больными, а также проводя беседы с отдельными пациентами и членами их семей.

Каллиста Рой утверждает, что существует четыре основные системы адаптации, которые она называет способами адаптации. Она называет их 1. физиолого-физическая система 2. система групповой идентичности Я-концепции 3. Ролевое мастерство/система функций. 4. система взаимозависимости.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эндрюс и Рой 1991 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Рэмбо 1984 год .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Рой 1980 .
  4. ^ Рой, Каллиста (2009). Модель адаптации Роя . Пирсон. п. 24. ISBN  978-0130384973 .
  5. ^ Рой, Каллиста (2009). Модель адаптации Роя . Прентис Холл. п. 23. ISBN  978-0130384973 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cce2b7fb1006230d9a1961c56f277ec7__1719799500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/c7/cce2b7fb1006230d9a1961c56f277ec7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adaptation model of nursing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)