Мартина Плантен
Мартина Плантен | |
---|---|
![]() Питер Пауль Рубенс , Мартина Плантен | |
Рожденный | 1550 |
Умер | 1616 |
Национальность | Австрийские Нидерланды (ныне Бельгия) |
Занятие | Принтер |
Годы активности | 1610–1614 |
Известный | Глава Плантен-Моретус. печатной династии |
Мартина Плантен (1550–1616) с пяти лет участвовала в полиграфическом бизнесе своего отца, а с 17 лет управляла семейным магазином кружев. После смерти отца и мужа она возглавила типографию -Моретус. Плантен бизнес с 1610 по 1614 год, ежедневными операциями руководили ее сыновья Бальтазар и Ян . Ее считали «грозной бизнес-леди из богатой буржуазии» и главой печатной династии Плантен-Моретус. [ 1 ] выйдя замуж за Яна Моретуса и будучи дочерью издателя Кристофа Плантена .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Плантен была второй дочерью издателя Кристофа Плантена и Жанны Ривьер. [ 1 ] [ а ] Родился в 1550 году, [ 1 ] ее рождение последовало за переездом ее родителей из Франции в Антверпен в 1548 или 1549 году. [ 2 ] У Плантенов было пять дочерей: Маргарета, Мартина, Катарина, Магдалена и Хенрика. Было два сына, которые не дожили до младенчества. [ 2 ]
Она научилась читать и писать в юном возрасте. [ 3 ] возможно, как французский, так и голландский, [ 2 ] и, возможно, его учили основам латыни, греческого и иврита. [ 1 ] [ 2 ] Ее отец спланировал уроки для своих дочерей так, чтобы они научились управлять домашним хозяйством и бизнесом. Он адаптировал обучение для каждой дочери в зависимости от ее сильных сторон и способностей. Например, одна из его дочерей училась на гравера, пока не начала терять зрение. [ 2 ] Ожидалось, что дочери Кристопера Плантена будут работать в семейном бизнесе. [ 1 ] К пяти годам Плантен корректировал печатные тексты в типографии. [ 3 ] Она руководила семейным кружевным бизнесом с 1567 года, когда ей было семнадцать лет. Она продолжала работать там после того, как вышла замуж и прекратила работу в кружевном магазине в 1573 году. [ 1 ] [ 2 ] [ б ]
Дочери Плантенов, похоже, не уникальны. О женщинах из Нидерландов XVI века Лодовико Гвиччардини заявил в своей книге «Descrittione di tutti i Paesi Bassi» :
Женщины, помимо того, что они (как я уже сказал выше) красивой и прекрасной формы, хорошо себя держат и грациозны, ибо с самого раннего детства, по местному обычаю, они начинают свободно беседовать с любым человеком. и все: по этой причине они становятся быстрыми и искусными в своих привычках, речи и во всем остальном; и, тем не менее, с такой великой свободой и свободой они, тем не менее, сохраняют честность и благопристойность, которые весьма похвальны, часто занимаясь своими делами без сопровождения, не только внутри по городу, но также часто и по всей стране, из одного города в другой, с очень небольшой компанией, но не навлекая на себя вины. Они, конечно, самые серьезные и самые активные: занимаются не только домашними делами, которыми приходится заниматься очень немногим мужчинам, но и занимаются покупкой и продажей товаров и имущества, а также обращаются руками и голосом ко всем другим мужским заботам: они все выполняют с таким умением и старанием, что в некоторых местах провинции, например, в Голландии и Зеландии, мужчины предоставляют им делать почти все: такой способ ведения дел в сочетании с естественным женским стремлением к доминированию, несомненно, делает их слишком властный, а иногда и слишком неприятный и гордый. Но давайте пройдем дальше. [ 2 ]
Брак и полиграфическая карьера
[ редактировать ]В 1570 году она вышла замуж за Яна Моретуса (1542–1610), который работал у ее отца с 1557 года, в возрасте 14 лет. [ 2 ] [ 4 ] Отец и муж Плантена вели полиграфический бизнес в промышленных масштабах, что было революционно для того времени. [ 5 ] [ с ] Бизнес достиг своего пика между 1574 и 1576 годами. [ 7 ] Имея 80 сотрудников и 22 типографии, [ 3 ] это был крупнейший полиграфический бизнес в мире, [ 3 ] [ 7 ] однако к моменту смерти Кристофа Плантена его успех значительно сократился до 16 сотрудников и четырех печатных машин. [ 7 ] Существовали две типографии: одна в Антверпене, другая в Лейдене . Моретус, который был директором и сыграл значительную роль в успехе полиграфического бизнеса, унаследовал бизнес Officina Plantiniana в Антверпене после смерти Кристофера Плантена. [ 4 ] [ 2 ] [ д ]
Со временем бизнес расширился, и к моменту смерти Моретуса в 1610 году у него было семь типографий. [ 7 ] после чего Плантен был номинальным главой и владельцем полиграфического дела с 1610 по 1614 год, когда она прекратила всю деловую деятельность. [ 8 ] Она — один из авторов Biblia Sacra: то, что в этом издании, переданном луианским богословам, указано несколько позже (1584/1590) [ 9 ] и Catechimvs Romanvs, впервые опубликованные по указу Тридентского собора и по приказу Пия V. Папы Максима (1611 г.). [ 10 ]
У Плантена и Моретуса было пять дочерей и шесть сыновей. [ 2 ] Плантен благодаря ее браку с Моретусом считался главой печатной династии, просуществовавшей более трех столетий. [ 1 ] Ее сыновья, Бальтазар и Ян , унаследовали типографию и книжный магазин. [ 1 ]
Смерть и мемориал
[ редактировать ]
Моретус умер в 1610 году, а Плантен умер шесть лет спустя. Они оба были похоронены в соборе Богоматери в Антверпене. Питер Пауль Рубенс , по заказу семьи, написал триптих Воскресения Христова с Иоанном Крестителем и Святой Мартиной , покровителями усопшего и его жены на боковых панелях. [ 7 ] [ 12 ] [ и ] На момент их смерти только пятеро из одиннадцати детей пережили своих родителей. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Юстус Липсиус, друг семьи, сказал о ее матери, что «Она [Жанна Ривьер] была добродетельной женой, без тщеславия и не склонной к мелочам; она любила своего мужа и полностью разбиралась во всех вопросах, касающихся управления семьей. ..." [ 2 ]
- ↑ Ее младшая сестра Катерина в подростковом возрасте тоже работала в кружевном бизнесе. [ 2 ]
- ^ Кристоф был известен как «один из самых важных издателей эпохи Возрождения». Он печатал полиглотские Библии, такие как «Plantin Polyglot» , а также классические греческие и латинские произведения. Редакторы, ученые и корректоры извлекли пользу из его большой коллекции рукописей, в том числе «Иллюминированных рукописей» . [ 6 ]
- ↑ Сыновей, унаследовавших поместье Кристофера Плантена, не было. После того, как завещание было оглашено, между членами семьи возникли разногласия, которые впоследствии были урегулированы следующим соглашением: Ривьер будет получать ренту, Моретус получит типографский бизнес в Антверпене , один зять, Франс Рафеленгиус, сохранит за собой в Лейдене. пресс-центр . была недвижимость На Хайлиге-Гестстраат в Брюгге , унаследованная семьями оставшихся сестер. Моретус получил самое ценное имущество, поскольку, как указано в завещании, он был директором организации и способствовал созданию успешного бизнеса. [ 2 ] Жанна Ривьер была официальным главой организации, но руководил ею Моретус. После смерти тещи в 1596 году Моретус официально владел бизнесом. [ 7 ]
- ↑ Семья Плантен-Моретус поручила Питеру Паулю Рубенсу нарисовать портреты членов семьи Мартины, включая ее родителей Адраину Гра и Якоба Моретуса; Мартина, ее мать Жанна Ривьер. Семейные портреты и религиозные картины, такие как «Мадонна с младенцем» и «Святой Иосиф», висели в большом зале дома Плантенов в Антверпене и позже стали частью коллекции музея Плантена-Моретуса . [ 13 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Музей Плантена-Моретуса (22 октября 2020 г.). «Ведущие дамы» . Середина . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Воэт, Леон (1972). «Глава 2». Золотые компасы: история дома Плантен-Моретус . Проверено 16 марта 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б с д «Кем же был Плантен?» . Музей Плантена-Моретуса . 26 апреля 2017 года . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Черновики писем, отправленных различными членами семьи Плантен-Моретус, 1597–1617 гг . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 25 декабря 2013 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Познакомьтесь с Плантеном и его семьей» . Музей Плантена-Моретуса . 27 ноября 2015 года . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ «Каталог иллюминированных рукописей, Музей Плантена-Моретуса, Антверпен» . hnanews.org . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Воэт, Леон (1972). «Глава 3». Золотые компасы: история дома Плантен-Моретус . Проверено 17 марта 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Воэт, Леон (1972). «Глава 4». Золотые компасы: история дома Плантен-Моретус . Проверено 17 марта 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Plantijnsche Drukkerij; Духовная семинария Маккормика; Коллекция духовной семинарии Маккормика (Библиотека Ньюберри); Иероним (1590 г.). Святая Библия: что было представлено в этом издании богословами Лувена, указано чуть позже . Из мастерской Кристофера Плантини. OCLC 697622607 . Проверено 16 марта 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Плантинше Друккерий.; Плантен, Мартина (1611). Катехимы Романа, впервые изданные по указу Тридентского Собора и по распоряжению Папы Пия V. Максима . Из мастерской Плантениана в Видуаме и Филиосе Ио. Морти OCLC 1090418466 . Получено 16 марта 2021 г. - через WorldCat.
- ^ Аллен, Грант (1905). Города Бельгии . А. Весселс. п. 173.
- ^ «Посещение собора Антверпена с картинами Рубенса» . Европейский путешественник . 4 апреля 2016 г. Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Русес, Макс (1904). Рубенс . Том. II. Лондон: Duckworth & Co., с. 550.
- ^ Плантен-Моретус, музей; Русес, Макс (1894). Каталог музея Плантена-Моретуса . Бушманн. стр. несколько.