Бернар Лаир
Бернар Лайр (англ. Французское произношение: [bɛʁnaʁ la.iʁ] , родился 9 ноября 1963 года в Лионе) — французский социолог и писатель, профессор социологии в ENSL аспирантуре в Лионе . Лаир также является членом Центра передовых культурных и социальных исследований Макса Вебера . [1] К концу 2000-х Лаир приобрел известность как один из самых выдающихся ныне живущих социологов страны. [2]
Ранние работы
[ редактировать ]Ранние работы Лаира включали критическое обсуждение Пьера Бурдье . В своем отредактированном томе Le travail soologique de Pierre Bourdieu: Dettes et critiques ( Социологическая работа Пьера Бурдье: использование и критика ) он представил главы, критикующие концепции поля и габитуса . Основное утверждение Лайра заключалось в том, что эти концепции полезны в качестве эвристики, но также сопряжены с риском чрезмерного обобщения. [3]
Многократный актер
[ редактировать ]По мнению Лахира, многие аспекты человеческой деятельности или практик выходят за слишком узкие рамки областей, даже если они дифференцированы от других видов деятельности. Точно так же он утверждал, что, хотя и существуют условия, в которых акторы воплощают унитарные и однородные диспозиции, это не всегда так. Этот последний момент был довольно подробно развит в его книге «L'Homme pluriel : Les ressorts de l'action» 1998 года , переведенной в 2005 году как «Множественный актер» . [4]
В своей книге Лаир поднимает ряд вопросов, связанных с формулировкой Бурдье концепции габитуса. Помимо вопросов об унитарной природе габитуса, он поднимает вопрос о том, является ли социальное действие настолько в подавляющем большинстве дорефлексивным и практичным, как предполагает Бурдье. В более общем плане своей книгой Лаир обозначил внимание к процессам, посредством которых диспозиции действительно воплощаются, то есть, к социализации . Таким образом, этот подход подчеркивает, как конкретные люди формируются в обществе под воздействием ряда факторов. В книге этот подход называется психологической социологией, но теперь Лаир называет его социологией на уровне личности. Его также иногда называют диспозиционалистско-контекстуалистским подходом. [5]
Социология на уровне личности
[ редактировать ]Теоретическая программа, изложенная в «Множественном действующем», получила эмпирическое развитие в его «Социологических портретах» ( «Социологические портреты »). [6] Книга представляет собой новаторский подход к социологической биографии как к конкретному способу «заниматься» социологией на уровне личности. Книга основана на повторных интервью с ограниченным числом случаев. Таким образом, Лаир стремился показать конкретное социальное формирование каждого человека, раскрывая его склонности и прослеживая их до социального опыта.
Проблема диссонанса диспозиций была подробно рассмотрена в его самой известной работе «Культура индивидов» ( «Культура индивидов ») 2006 года. [7] Книга продолжает точку зрения, высказанную в «Множественном действующем», что на макроуровне имеет смысл описывать классы как имеющие или воплощающие диспозиции, которые отличают их от других классов. Однако, как только фокус смещается на индивидуальный масштаб, обнаруживается большое разнообразие склонностей или, по крайней мере, различных культурных практик, которые различаются в зависимости от контекста.
Программа социологии на уровне личности получила дальнейшее развитие благодаря изучению классового неравенства среди детей в книге Enfances de classe: De l'inégalité parmi les enfants ( Классное детство: неравенство среди детей ) 2019 года. [8] В книге подробно изучаются 35 детей из разных классов, сочетая этнографические наблюдения с интервью родителей, друзей семьи, учителей, бабушек и дедушек. Это позволяет понять, как эти дети могут жить в одном и том же обществе, но фактически в разных мирах, как сказал Лаир в кратком изложении. Последние публикации Лайра представляют собой радикализацию психологической социологии, присущую его мышлению: двухтомная книга, посвященная социологической интерпретации сновидений, первый том которой вышел на английском языке. [9]
Публикации
[ редактировать ]Лаир является автором множества книг, статей и глав, лишь небольшая часть из которых опубликована на английском языке. Наиболее популярными английскими переводами являются «Множественный актер» (1998), «Социологическая интерпретация снов» (2018) и «Это не просто картина» (2019). [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Диспозиции, силы, культура, социализация - Центр Макса Вебера - UMR 5283» . www.centre-max-weber.fr . Центр Макса Вебера.
- ^ Ричман, Мишель. «Бернар Лаир и «Двойная жизнь писателей».» Новая история литературы 41, вып. 2 (2010): 439-441.
- ^ Лаир, Бернар, изд. (1999). Социологическая работа Пьера Бурдье: долги и критика . Сопровождающие тексты. Париж: Открытие. ISBN 978-2-7071-3086-0 .
- ^ Лахир, Бернар (2011). Многократный актер . Кембридж, Великобритания ; Молден, Массачусетс: Политика. ISBN 978-0-7456-4685-5 . OCLC 701662638 .
- ^ Маллман, Марк (07 апреля 2015 г.). «Рецензия на книгу: Множественный актер» . Тезис одиннадцатый . 127 (1): 155–158. дои : 10.1177/0725513615576156 . ISSN 0725-5136 .
- ^ Лаир, Бернар (2005). Социологические портреты: диспозиции и индивидуальные вариации . Сборник очерков и исследований. Париж: А. Колен. ISBN 978-2-200-34330-9 .
- ^ Лаир, Бернар (2004). Культура личности: культурные диссонансы и саморазличение . Сопровождающие тексты. Париж: Открытие. ISBN 978-2-7071-4222-1 .
- ^ Лаир, Бернар; Бертран, Жюльен, ред. (2019). Детство в классе: неравенство среди детей . Париж XIX века: Éditions du Seuil. ISBN 978-2-02-141960-3 .
- ^ Веран, Жан-Пьер (07.11.2019). " "Классные дети": доказательство примерами?" . Медиапарт (на французском языке) . Проверено 03 июля 2024 г.
- ^ Уолтон, Стюарт (19 сентября 2019 г.). «Мистификации арт-рынка» . Лос-Анджелесский обзор книг .