Луиза Дуттенхофер
Луиза Дуттенхофер | |
---|---|
![]() Карандашный рисунок Луизы Дуттенхофер на слоновой кости, возможно, автопортрет. | |
Рожденный | Кристиана Луиза Хуммель 5 апреля 1776 г. |
Умер | 16 мая 1829 г. | (53 года)
Занятие | по вырезанию из бумаги Художник |
Супруг | |
Дети | 7 |

Кристиана Луиза Дуттенхофер (урожденная Хуммель ; 5 апреля 1776 – 16 мая 1829) была немецкой художницей , вырезающей из бумаги . Она выросла в протестантской семье среднего класса, которая дала ей некоторое художественное образование, но не позволила ей стать профессиональной художницей. В 28 лет она вышла замуж за своего двоюродного брата, гравера Кристиана Дуттенхофера . Трое из семи их детей достигли совершеннолетия. После путешествия в Рим около 1805 года, где они познакомились с несколькими немецкими художниками и познакомились с классической античностью, пара переехала в Штутгарт. Там Дуттенхофер познакомился с образованной буржуазией, а также встретил таких известных авторов, как Жан Поль и Иоганн Вольфганг фон Гете .
Дуттенхофер сделал множество вырезок из бумаги, из которых известно более 1500, включая силуэтные портреты, вырезанные от руки. Она работала над самыми разными темами, например, пейзажами, животными и орнаментами. Многие из ее вырезок из бумаги изображают мифологические или религиозные сцены, а другие изображают сцены из ее повседневной жизни. При ее жизни ее работы были показаны на двух выставках в Штутгарте и включены в сборник стихов, который она иллюстрировала вместе со своим мужем. После ее смерти ее искусство было практически забыто, но вновь открыто в начале 20 века, когда оно неоднократно выставлялось и переиздавалось.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дуттенхофер родилась как Кристиана Луиза Хуммель на Курце-штрассе, 40 в Вайблингене 5 апреля 1776 года. [ 1 ] Она была единственным ребенком Георга Гуммеля, протестантского пастора, и Луизы Хедвиг ( урожденной Спиттлер ). [ 1 ] После смерти отца в 1779 году она и ее мать переехали к ее бабушке и дедушке по материнской линии в Штутгарт , Якобу Фридриху Шпиттлеру и его жене Йоханне Кристине ( урожденной Билфингер ). [ 1 ] Ее дедушка, член консисторского совета и проповедник Штифтскирхе , умер 15 октября 1780 года. [ 2 ] как назначенный прелат Херренальба . [ 3 ] Затем ее воспитывали мать и бабушка. [ 4 ] Ее двоюродный дедушка, прелат Генрих Кристоф Бильфингер, оплачивал уроки рисования Луизе, талант которой был заметен уже в раннем возрасте, но не позволил ей заняться живописью. [ 5 ] [ 6 ] Позже она сожалела, что не имела более основательного художественного образования, и хотела бы стать художницей, но средний класс ожидал, что искусство - это досуг, а не профессия. [ 4 ] [ 6 ] Помимо рисования, в котором она вскоре превзошла своего учителя, она также выучила французский язык и литературу. [ 7 ] Еще ребенком она начала вырезать из бумаги, вырезая готические орнаменты, похожие на те узоры, которые она видела в церкви. [ 6 ] [ 7 ]
Брак и путешествие в Рим
[ редактировать ]
27 июля 1804 года она вышла замуж за своего двоюродного брата, гравера Кристиана Фридриха Трауготта Дуттенхофера (1778–1846). [ 8 ] [ 9 ] Он также происходил из протестантского происхождения: [ 10 ] его отцом был прелат (а позже суперинтендант ) Хайльбронна, Кристиан Фридрих Дуттенхофер , а его мать Йоханна Кристиана, урожденная Хуммель, была сестрой отца Луизы. [ 11 ] Кристиан Дуттенхофер изучал искусство в Дрезденской академии изящных искусств у Иоганна Кристиана Кленгеля и в Венской Академии изящных искусств . [ 12 ] [ 11 ] После свадьбы пара отправилась в Рим, где пробыла 18 месяцев. [ 11 ] знакомство со многими немецкими художниками, в том числе Йозефом Антоном Кохом , Готлибом Шиком , Иоганном Кристианом Рейнхартом , Иоганном Мартином Вагнером и Анжеликой Кауфман . [ 13 ] [ 14 ] Помимо взаимодействия с этими художниками, еще одним влиянием на искусство Дуттенхофера стал опыт классической античности, а также итальянского Возрождения. [ 15 ] В 1805 году у Дуттенхоферов родился первый ребенок, сын Карл Аурел, но он умер вскоре после рождения. Луиза Дуттенхофер сделала две вырезки из бумаги, запечатлевшие этот опыт: на одной она изображена в постели, в то время как маленькие гномы уносят ее маленького сына, а на другой — труп ее сына на носилках. [ 16 ]
Жизнь в Штутгарте
[ редактировать ]
Дуттенхофер и ее муж переехали в Штутгарт в 1805 или 1806 году, где Кристиан Дуттенхофер работал гравером. [ 12 ] Он не создавал собственных работ, а репродуцировал работы других художников. [ 17 ] Напротив, Луиза Дуттенхофер была креативна и оригинальна в вырезании из бумаги. [ 18 ] Ее поддержал Иоганн Генрих фон Даннекер , скульптор, в чьей мастерской она делала рисунки на основе его коллекции копий антиквариата, включая копии произведений искусства, привезенных в Париж Наполеоном, а также копии мраморов Парфенона . [ 15 ] [ 19 ] Центральным местом встречи Штутгартского Bildungsbürgertum был дом Августа фон Хартмана (позже его зятя Георга Рейнбека ), где Дуттенхофер общался со многими местными интеллектуалами, а также с посетителями, включая Жана Поля. и Иоганн Вольфганг фон Гете . [ 15 ] Среди ее местных друзей были поэт Карл Майер , Morgenblatt редактор Фридрих Хауг и историк искусства Людвиг фон Шорн . [ 20 ] Она оказала влияние на художницу, вырезающую из бумаги Клэр фон Грейерц , чья работа включает в себя те же методы тиснения, что и Дуттенхофер, и две женщины поменялись вырезками из бумаги. [ 21 ] Возможно, они встретились, когда фон Грейерц останавливался у Карла Майера в 1813 году. [ 22 ]
У Дуттенхофера было еще шестеро детей в Штутгарте, трое из них достигли совершеннолетия: Мария Луиза (1807–1839), Фридрих Мартин (1810–1859) и Антон Рафаэль (1812–1843). [ 23 ] Все трое младших детей умерли рано: Питер Алексис (1814–1815), Корнели Джорджин (1816–1816) и Эмиль Георг Альберт (1818–1819). [ 24 ]
С ноября 1828 года Дуттенхофер, ее муж и двое детей провели несколько месяцев в Мюнхене, где она делала рисунки с произведений из различных галерей и коллекций. [ 25 ] Она умерла вскоре после возвращения в Штутгарт, 16 мая 1829 года. [ 25 ] [ 15 ]
Работа
[ редактировать ]
Дуттенхофер сделал много вырезов из бумаги; известно более 1500. [ 4 ] Темы охватывают широкий диапазон, включая портреты, пейзажи, животных, а также орнаменты. [ 10 ] Многие из ее портретов имеют элементы карикатуры. [ 26 ] Она часто работала на религиозные или мифологические темы, но также вырезала сцены из своей повседневной жизни. [ 27 ] [ 28 ] Силуэты Дуттенхофер обычно представляли собой вырезки от руки, сделанные без предварительных рисунков, что отличало ее от большинства других силуэтистов. [ 29 ] [ 30 ] Обычно она вырезала сложенную бумагу, создавая два бумажных разреза, которые были зеркальным отражением друг друга. [ 29 ] На некоторых из сохранившихся вырезок видно зеркальное письмо, что делает вероятным, что Дуттенхофер отдала правильно ориентированную вырезку из бумаги и сохранила зеркальное изображение для своих архивов. [ 31 ] Используемая бумага обычно была черной спереди и белой сзади, но иногда она использовала и цветную бумагу. [ 29 ] [ 30 ] Некоторые из более крупных работ состоят из нескольких листов бумаги. [ 30 ] Одним из ее нововведений было использование перспективы для создания трехмерного эффекта, особенно с помощью узорчатых полов. [ 32 ]
Дуттенхофер выставляла некоторые из своих работ в Штутгарте в 1812 и 1824 годах. Оба раза ее работы упоминались, а ее виртуозность хвалили в репортажах о выставке в Morgenblatt . [ 33 ] Единственной публикацией, включающей ее работы при ее жизни, был сборник стихов Кристиана Готтлоба Фишера 1821 года, иллюстрированный Дуттенхофер и ее мужем. [ 34 ] [ 35 ] В 1826 году она участвовала в конкурсе иллюстраций к одному из стихотворений Гете, получив похвалу Гете за свою работу. [ 36 ]
Наследие
[ редактировать ]Дуттенхофер была самым известным силуэтистом своего времени в Германии. [ 37 ] [ 38 ] но ее работы были по большей части забыты после ее смерти и вновь открыты только в начале 20 века историком искусства Густавом Эдмундом Пазауреком и выставлены в Дюссельдорфе в 1909 году. [ 39 ] Ее потомки передали большую часть ее творчества Национальному музею Шиллера : [ 11 ] 337 страниц фолио, содержащих по крайней мере одну вырезку из бумаги, были подарены одному и тому же музею Отто Тафелем в 1911 и 1933 годах. [ 25 ] Вырезки Дуттенхофера из бумаги несколько раз выставлялись и переиздавались в различных изданиях. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фиге 1979 , с. 2.
- ^ Гвиннер 1855 , с. 39.
- ^ Государственное статистическое управление Вюртемберга, 1895 г. , с. 451.
- ^ Jump up to: а б с Седда 2014 , с. 181.
- ^ Штайнхайдер 2014 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б с Фиге 1979 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Шваб 1829 , стр. 613–614.
- ^ Пазаурек 1924 .
- ^ Седда 2010 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Седда 2009 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с д Седда 2010 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Фиге 1979 , с. 7.
- ^ Шлаффер 1986 , с. 8.
- ^ Седда 2010 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д Седда 2014 , с. 182.
- ^ Седда 2010 , с. 89.
- ^ Фиге 1979 , с. 8.
- ^ Файдж 1979 , стр. 8–9.
- ^ Седда 2010 , стр. 95–96.
- ^ Фиге 1979 , с. 10.
- ^ Фанкхаузер 2014 .
- ^ Седда 2010 , с. 61.
- ^ Седда 2010 , стр. 42–43.
- ^ Седда 2010 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Фиге 1979 , с. 11.
- ^ Дэвид 2020 , с. 300
- ^ Фиге 1979 , с. 5.
- ^ Hölscher 2023 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б с Седда 2014 , с. 183.
- ^ Jump up to: а б с Седда 2010 , с. 49.
- ^ Седда 2010 , с. 50.
- ^ Хёльшер 2023 , с. 203.
- ^ Седда 2010 , стр. 8, 48–49.
- ^ Седда 2010 , с. 52.
- ^ Вишер 1821 .
- ^ Седда 2010 , с. 53.
- ^ Седда 2009 , с. 109.
- ^ Седда 2014 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Седда 2010 , стр. 8–9.
Библиография
[ редактировать ]- Давидис, Майкл (2020). «Между классицизмом и романтизмом: стрижка Луиза Дуттенхофер (1776–1829)» . Швабская родина (на немецком языке). 71 (3): 299–306. дои : 10.53458/sh.v71i3.1214 . ISSN 2750-4662 . S2CID 248136681 .
- Фанкхаузер, Хайнц (2014). «Древний, аллегорический и поэтический» . Пересечение: Бюллетень Швейцарской ассоциации друзей вырезания из бумаги = бюллетень швейцарской ассоциации друзей декупажа по бумаге (на немецком и французском языках). OCLC 718636256 .
- Фиге, Гертруда (1979). Ножницы Луизы Дуттенхофер . Журнал Marbacher (на немецком языке). Том 13. Марбах-на-Неккаре: Немецкие Шиллерги. ОСЛК 256108064 .
- Гвиннер (1855 г.). «Галерея лесников Вюртемберга» . Ежемесячный журнал лесной системы Вюртемберга (на немецком языке). Котта: 37-40.
- Хёльшер, Люциан (2023). Теневые миры: Темная сторона Просвещения . Вейлерсвист-Меттерних: т. Хасэ и Келер. дои : 10.5771/9783748940715 . ISBN 978-3-7489-4071-5 .
- Пазаурек, Густав Эдмунд (1924). Die Scherenkünstlerin Луиза Дуттенхофер (1776–1829) (на немецком языке). OCLC 72711308 .
- Шлаффер, Ханнелор (1986). Силуэты Луизы Дуттенхофер (на немецком языке). Инсель Верлаг. ISBN 978-3-458-19026-4 . OCLC 721874036 .
- Шваб, Густав (29 июня 1829 г.). «Утренняя газета для образованных классов от 29 июня 1829 года» . Утренняя газета для образованных классов (на немецком языке) (154): 613–615.
- Седда, Джулия (2009). «Кружки чтения, поделки и аранжировка цветов: предметы повседневного обихода в силуэтах Луизы Дуттенхофер (1776–1829)». В Гоггине Морин Дейли; Тобин, Бет Фаукс (ред.). Женщины и вещи, 1750–1950: гендерные материальные стратегии . Фарнем: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6550-2 .
- Седда, Джулия (2010). Рецепция античности и христианской традиции в силуэтных работах Луизы Дуттенхофер (1776-1829) (кандидатская диссертация) (на немецком языке). Университет Тюбингена.
- Седда, Джулия (2014). «Силуэты: модная бумажная портретная миниатюра около 1800 года». В картоне Бернд; Шмиглиц-Оттен, Юлиана; Вальчак, Геррит (ред.). Европейские портретные миниатюры: художники, функции и коллекции . Петерсберг: Михаэль Имхоф Верлаг . стр. 179–185. ISBN 978-3-86568-969-6 .
- Государственное статистическое управление Вюртемберга (1895 г.). Описание Oberamt Cannstatt (на немецком языке). В. Кольхаммер.
- Штайнхайдер, Юдит (13 марта 2014 г.). Силуэты и силуэты как инструменты оформления книжной иллюстрации: история и библиография (на немецком языке). Научные издательства Tectum. ISBN 978-3-8288-5964-7 .
- Вишер, Ч. Г. (1821 г.). Звучит лютня: сборник лирических стихов (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне. OCLC 311408292 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с вырезками из бумаги Луизы Дуттенхофер, на Викискладе?