Страница Фиолетовая
Страница Фиолетовая | |
---|---|
Рожденный | Адежеху Олову 29 сентября 1967 г. Бенин-Сити , штат Эдо , Нигерия |
Национальность | нигерийский |
Образование | Университет Ибадана Университет Бенина |
Альма-матер | Университет Ибадана , Университет Бенина |
Род занятий | Художник, скульптор, профессор |
Родители) | Бабушка Олову, принцесса Элизабет Олову (урожденная Акензуа ) |
Педжу Лайивола — искусствовед , и художник из Нигерии работающий в различных медиа и жанрах. Она указана как «авангардист XXI века» в книге «Арт-города будущего», опубликованной издательством Phaidon Press . [ 1 ] В настоящее время она является профессором искусства и истории искусств в Университете Лагоса. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] и был описан как «разносторонне талантливый художник». [ 5 ] Ее работы можно найти в коллекции Microsoft в Лагосе, Музее Йемиси Шиллон, Pan Atlantic, Лагосе и домах частных коллекционеров, таких как Дж. П. и Эбун Кларк и Оби из Онитши . [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Лайивола, урожденная Адепеджу Олову, является дочерью Бабатунде Олатокунбо Олову и принцессы Элизабет Олову (урожденной Акензуа ). [ 7 ] Ее дед по отцовской линии был бизнес-магнатом, который основал первый кинотеатр и печатный станок в Бенине и регионе Дельта в старом штате Среднего Запада. Между тем ее дедушкой по материнской линии был Оба Акензуа II , король Бенина, правивший с 1933 по 1978 год. Она также является двоюродной сестрой DJ P Tee Money (урожденный Томпсон Ияму ). Лайивола продолжила творческие традиции своей матери, принцессы Элизабет Олову, первой женщины-литейщика бронзы в Нигерии. [ 8 ] статуса, которого она достигла благодаря устойчивости в очень патриархальной культуре. [ 9 ] Ее двойное наследие и история йоруба и Эдо вдохновили ее на профессиональную практику.
Образование
[ редактировать ]Лайивола начала свое начальное образование в подготовительной школе Эмотан, некоторое время проучилась в колледже Святой Марии Горетти и окончила его. Она начала свое среднее образование в женском колледже федерального правительства в городе Бенин, затем поступила в Университет Ибадана , где изучала историю искусств, и в Университет Бенина (Нигерия) , где изучала историю изобразительного искусства. [ 10 ]
Профессиональный опыт
[ редактировать ]Лайивола получила степень бакалавра (дизайн металлов) в Университете Бенина в 1988 году, а также степень магистра и доктора (изобразительные искусства) в Университете Ибадана , Нигерия, в 2004 году. Она является основателем Фонда искусства женщин и молодежи, организации, стремящейся расширение прав и возможностей женщин, молодые девушки и молодежь через искусство. Она также входила в состав художественного жюри. [ 11 ] Лайивола, который изначально начал работать с металлом, теперь исследует широкий спектр медиа, связанных с историей, памятью и культурной экспроприацией.
Ее внимание сосредоточено на личной и общественной истории, в центре внимания которой находится двойной статус королевства Бенин: древний и современный. Большая часть ее работ посвящена таким темам, как колонизация священных ценностей королевства Бенин и утверждение своего места в сфере бронзового литья, где доминируют мужчины. Лайивола также выступает против разграбления артефактов и выступает за репатриацию и реституцию. [ 12 ]
На ее самой амбициозной персональной выставке Benin1897.com: Искусство и вопрос реституции (2010) возвращение Лайиволы в карательную экспедицию в Бенин в 1897 году и разграбление ценных культурных артефактов из спальни ее предков объединяет ее личную и общественную историю. . Другой ее совместный общественный проект «Чье столетие?» (2014) также опирается на историю и архивы. В 2019 году она выступила с докладом о своей работе в Школе дизайна Род-Айленда и в Международной программе CAA-Getty в 2018 году.
О своей работе и вдохновении она говорит: «Я получила много вдохновения от своей матери, когда я видела ее, когда она была молодой девушкой, отливающей металл. Поэтому я выбрала дизайн металла в Университете Бенина, который был более широким спектром того, чем она занималась. училась, потому что занималась литьем металла под скульптурой. Но я специализируюсь на дизайне металла, который включает в себя производство ювелирных изделий, литье металла и т. д.» [ 13 ]
Будучи феминисткой, Лайивола посвятила свое время расширению прав и возможностей женщин посредством образования в области искусств. Художественные проекты и программы наставничества Лайиволы были описаны как оказавшие влияние на поколения молодых художников по всей Нигерии. [ 14 ] В настоящее время Лайивола проводит семинары по традиционной форме красителя для галстука под названием адире, которая включает в себя окрашивание хлопчатобумажной ткани в цвет индиго с использованием крахмального резиста, изготовленного из муки маниоки. [ 15 ] В 2019 году Лайивола запустит персональную выставку под названием «Переосмысление индиго» , на которой будут представлены различные виды традиционных ремесел йоруба и Эдо, такие как поэзия, работа по металлу и различные окрашенные ткани. [ 16 ] [ 17 ]
Преподавательская карьера
[ редактировать ]Лайивола начала свою карьеру в Университете Бенина в 1991 году и перешла в Университет Лагоса в 2002 году. Она дослужилась до должности исполняющего обязанности руководителя отдела творческих искусств Университета Лагоса с 2013 по 2015 год и руководителя с 2017 по 2020 год. Она настаивал на пересмотре учебных программ и редактировал первый журнал кафедры. Под ее руководством галерея Lagoon стала современной платформой для взаимодействия с общественностью Университета Лагоса. [ нужна ссылка ]
Избранные награды
[ редактировать ]- Грант «Искусство и культурный обмен» в странах Африки к югу от Сахары (SSA) (2021/2022) [ 18 ]
- Пожизненный член и премия выдающегося ученого Ассоциации исследований Лагоса (2021 г.) [ 19 ]
- Почетная награда и признание штата Арканзас - Премия посла доброй воли штата Арканзас (2019 г.)
- Номинация на стипендию Тайсона, Музей американского искусства Кристал Бриджес, Бентонвилл, Осенний семестр Арканзаса (2019–2020). [ 20 ]
- Многочисленный африканский кластер передового опыта, грант Байройтского университета, 2020 г.
- Африканский множественный кластер передового опыта, грант Байройтского университета, Германия (2019-2020) [ 21 ]
- Почетный приглашенный научный сотрудник Университета Арканзаса (2019-2020 гг.).
- Стипендиат Тайсона в музее Кристал Бриджес, Бентонвилл, США (2019)
- Грант Фонда американского искусства Терра (2018-2019) [ 22 ]
- Грант выпускников CAA-Getty (2018)
- Премия по обмену выпускниками США (2018 г.)
- Грант Фонда Терра для американского искусства в 2018 году
- Грант Goethe Resident Artist (KNW) в Дюссельдорфе в 2017 г.
- Малый грант Консульства США (2017 г.)
- Премия выдающимся исследователям факультета искусств Университета Лагоса, 2007 г.
- Номинирован на участие в программе лидерства международных посетителей (IVLP) по программе сохранения культурного наследия в США (2012 г.).
- Премия NYSC за заслуги перед штатом Лагос, 1989 г.
- Лучший выпускник художественной школы Бенинского университета 1988 года.
- Ведомственная премия в области прикладного искусства 1987 г.
Пропаганда возвращения украденных произведений искусства
[ редактировать ]Лайивола возглавил общественную пропаганду возвращения произведений искусства, украденных из Бенина во время карательной экспедиции 1897 года . [ 23 ] [ 24 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]- Лайивола Педжу (2017) Транскультурные беседы: американское искусство и нигерийское искусство в диалоге, Nka: Журнал современного африканского искусства-41, ноябрь, NKA Publications, Нью-Йорк, стр. 140–152.
- Лайивола, Педжу (2017). «Фестивали и поддержание коллективной памяти», рецензия на книгу. Календарь традиционных нигерийских фестивалей Фрэнка Эйга Имуокуэде, Eyo Journal, 20, Том 2.
- Лайивола, Педжу (2016) «Искусство в основе даяния: Брюс Онобракпея и мастерская Харматтана в ретроспективе», Онобракпея и мастерская Харматтана, SMO Contemporary, (16 сентября – 16 декабря 2016 г.), Арбитражный суд Лагоса, Лагос.
- Лайивола, Педжу (2015) «Чье столетие?» Проект паблик-арта как выражение колониальной памяти», Журнал полевого общества Нигерии, 85-летие, № 80, стр. 51–68.
- Лайивола, Педжу (2015) «Воскресший Христос Бена Энвонву как религиозная икона в Университете Ибадана» Город-государство Ибадан: текст и контекст, ред. Деле Лайивола, публикация Института африканских исследований Ибаданского университета в сотрудничестве с Bookbuilders (Editions Africa), Ибадан. стр. 169–176.
- Лайивола, Педжу (2015) Уокер и возвращение двух бенинских бронз, журнал Eyo Journal of the Arts and Humanities, Maiden Edition, факультет творческих искусств, Университет Лагоса. Эд. Педжу Лайивола. стр. 175–185.
- Лайивола Педжу (2014) Одетый в золото: Искусство ювелирного дела в Ибадане: Африканские заметки, том 33, № 1 и 2, Журнал Института африканских исследований, Университет Ибадана, Нигерия. стр. 18–26.
- Лайивола Педжу (2014) Придание смысла фрагментированному прошлому: 1897 год и творческий процесс, Тревожное прошлое: воспоминания, противоречия и творчество, Журнал Open Arts, Открытый университет Великобритании, под ред. Леон Уэйнрайт, летний выпуск 3, стр. 86–96.
- Лайивола, Педжу (2014) Прогулка через очаг, Мандела: дань уважения мировой иконе. Эд. Тойин Фалола, Каролина Академик Пресс, Дарем, Северная Каролина. стр. 288–289.
- Лайивола Педжу (2013) Деле Джегеде и его непреходящее наследие в Университете Лагоса, Пародии нации: Нигерия и искусство Деле Джегеде, ред. Адеронке Адесола Адесанья и Тойин Фалола, Africa World Press, США. стр. 369–378
- Лайивола Педжу (2013) «От сноски к основному тексту: переосмысление женщин-художниц из Нигерии» в Африке и ее диаспоре в Африке и ее диаспорах, n.paradoxa, Эд Кэти Дипвелл, KT Press UK и Фонд визуальных искусств Энди Уорхола , Нью-Йорк, Том 31, стр. 78–87.
- Лайивола Педжу (2012) «Сварка смертоносного с необычным: Олу Амода и искусство сборки металла», Cequel: Разрушая барьеры художественных условностей, Эд. Охиома Ифуону Погосон, Институт африканских исследований, Ибаданский университет, Ибадан. стр. 112–123.
- Лайивола Педжу (2010) «Кружевная культура и искусство хорошо одеваться в Нигерии», Африканское кружево: история торговли, творчества и моды в Нигерии, ред. Барбара Планкенштейнер и Майо Адедиран, Этнологический музей, Вена (Museum Fur Volkerkunde), Национальная комиссия по музеям и памятникам, Нигерия, Snoeck Publishers, Rudy Vecruysse, Гент, стр. 167–180.
- Лайивола Педжу (2010) «Воскресение исчезнувших: реконтекстуализация 1897 года», Бенин 1897.com: Искусство и вопрос реституции, ред. Педжу Лайивола и Сола Олоруньоми, Wy Art Editions, Ибадан, стр. 1–12.
- Лайивола Педжу (2009) Калабаш как хранилище традиционной медицины и хранилище культуры среди народа йоруба на юго-западе Нигерии». в Учебнике по лекарственным растениям в Нигерии, под ред. Толу Одугбеми, Университет Лагоса, Лагос. Стр. 81 – 92
- Лайивола Педжу (2009) Новые формы поминовения; Королевский текстиль Бенина, Нигерийское поле, Том. 74, 1 и 2, стр. 5–19.
- Лайивола, Педжу и Биайере, Кунле (2007) «Политика памяти в драматическом пространстве: два далеких взгляда на Овонрамвена Н'огбайси» в книге «Возвращение к истории через искусство», под ред. Педжу Лайивола, Национальная галерея искусств, Абуджа, стр. 84–97.
- Лайивола, Адепеху (2007) «Резня в Бенине; Воспоминания и опыт», «Короли Бенина и ритуалы», «Придворное искусство Нигерии», Музей этнологии, Вена, Музей Куа-Бранли (Париж), Государственные этнологические музеи Берлина и Институт искусств Чикаго, Ред. Барбара Планкенштейнер, Snoeck Publishers, Руди Векруйсс, Гент, стр. 10–11. 83–90.
- Лайивола Педжу (2006) «Материальное наследие в Нигерии», «Нигерия: культурное и природное наследие», публикация всемирного наследия ЮНЕСКО, под ред. Рафаэль Валенсия, Либроза, Коперник, Викинг, Барселона, Испания. Стр. 280–305.
- Лайивола, Педжу (1997). «Гендер, закаленный металлом: женщины в бронзовом литье в Бенине, Нигерия» в книге «Африканские женщины: гендер, популярная культура и литература в Западной Африке». Эд. Стефани Ньюэлл, Zed Press, Лондон. стр. 191–197.
Избранные выставки
[ редактировать ]![]() | Этот раздел биографии живого человека нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2021 г. ) |
- Искусственные факты и граничные объекты, 20 июня – 20 сентября 2015 г., Кунстхаус Дрезден, Муниципальная галерея искусств, Дрезден, Германия/Objectas Fontera в CA2M в Мадриде, Испания, 4 ноября 2015 г. – 28 февраля 2016 г.; Групповая передвижная выставка:
- Чей столетний юбилей? Совместный паблик-арт-проект, Игун-стрит , Бенин-Сити, 6–7 декабря 2014 г. Групповой паблик-арт-перформанс и выставка. При поддержке исследовательского гранта Университета Лагоса
- Benin1897.com: Искусство и вопрос реституции, персональная передвижная выставка Педжу Лайиволы, Лагос, 8 апреля – 30 мая 2010 г., Галерея главного зала, Университет Лагоса / Музей, Институт африканских исследований, Университет Ибадана, Нигерия. Ибадан, 20 августа — 10 октября 2010 г.
- Совместная выставка: «Идентичность и ярлыки: восемь современных нигерийских женщин-художниц», Панафриканский университет Лагоса, 24 сентября – 8 октября 2005 г.
- О бронзе и гравюрах: взгляд матери и дочери: выставка скульптур, рельефов и гравюр. Институт Гете в Лагосе, выставка двух персон принцессы Елизаветы Олову и Педжу Лайиволы. 14–25 июня 2003 г.
- Персональная выставка: «Африканская женщина: выставка бронзовых скульптур», Галерея искусств Флауэрфилд, Портстюарт, Северная Ирландия, Великобритания, май 1996 г. Женщины, искусство и общество: Королевский университет Белфаста, кампус Армы. Северная Ирландия, Великобритания, сентябрь 1996 г.
- Оримипе, перформанс на открытии и закрытии Выставки. Выполняется шестнадцатью мужчинами для регистрации вступления мужчин в искусство окрашивания индиго, которое было преимущественно женской прерогативой. Мужчины разработали использование трафаретов для массового производства этих текстильных узоров. Университет Лагоса 2018-2019 гг.
Резиденции
[ редактировать ]![]() | Этот раздел биографии живого человека нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2021 г. ) |
- Резиденция Raw, Университет Родса, Грэмстаун, Южная Африка, 15 апреля – 15 июня 2018 г.
- Постоянный художник Художественной коллекции Северного Рейна-Вестфалии, Дюссельдорф, Германия. 8 октября-8 декабря 2017 г.
Работы цитируются в
[ редактировать ]- Тобенна Оквуоса (2017) Искусство Педжу Лайиволы: участие в истории Бенина и трагедия 1897 года в искусстве нигерийских женщин, Ben Bosah Books, США. стр. 278–28.
- Антаван Брайан (2014) «Педжу Лайивола», Художественные города будущего: авангард 21 века, Phaidon Press, Лондон, стр. 178–179.
- Барбара Уинстон Блэкмун (2013) Современные противоречия: литье из бронзы в Королевстве Эдо в Бенине, спутник современного африканского искусства. Первое издание, ред. Гитти Салами и Моника Блэкмун Висона, John Wiley Blackwell and Sons, Inc., стр. 389–407.
- Школа Фрейды (2010) Benin1897.com: «Метапамятник Педжу Лайиволы», Бенин 1897.com: Искусство и вопрос реституции, ред. Педжу Лайивола и Сола Олоруньоми, Wy Art Editions, Ибадан, стр. 1–12, стр. 15–40.
Соответствующие интервью
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Арт-города будущего | Искусство | Магазин Phaidon» . Файдон . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ «ПЕДЖУ ЛАЙИВОЛА Я создаю для женщин – Нация Нигерия» . Нация Нигерия . 2 октября 2016 г. Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ «Матриарху искусства исполнилось 50 лет - The Nation Nothing» . Нация Нигерия . 27 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Наслаждайтесь не просто тканью, она так много значит для нас – профессор Пею Лайивола» .
- ^ «Празднование двух поколений искусства, художников – Нация Нигерия» . Нация Нигерия . 17 января 2018 года . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ «Обо мне | Педжулайивола» . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Доктор Кваме Опоку. «Современность и традиции: Педжу Лайивола» . Современная Гана . Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ «Нигерийские художники хранят скульптуру в семье» . АФП . Проверено 7 ноября 2016 г.
- ^ «Оба Королевства Бенин: история монархии» . МГ Африка . 14 ноября 2016 года . Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ «Педжу: Работаем над изменением позиционирования визуального искусства и прикосновением к жизни» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 11 марта 2018 года . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ «Педжу Лайивола возглавляет большое жюри LIMCAF 2016 – Vanguard News» . Новости Авангарда. 23 октября 2016 г. Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ «Нигерийские художники хранят скульптуру в семье» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 7 ноября 2016 г. Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Доктор Кваме Опоку. «Современность и традиции: Педжу Лайивола» . Современная Гана . Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ «Тост за жизнестойкую художественную амазонку» . ЭТОТ ДЕНЬ в прямом эфире . 2 декабря 2017 года . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ «Лайивола идет в музей с инсталляцией Adire» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 29 сентября 2019 года . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ «Переосмысление индиго | Педжулайивола» . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ «Текстильные рассказы Педжу Лайиволы и переосмысление индиго - ЭТОТ ДЕНЬ» . www.thisdaylive.com . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Возможности SSA Arts» .
- ^ «Премия выдающемуся учёному – 2021» . Ассоциация исследований Лагоса . 20 декабря 2021 г. Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Стипендиаты Тайсона | Музей американского искусства Кристал Бриджес» . Crystalbridges.org . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Байройт, Университет. «Переосмысление художественного пути африканских женщин-художниц» . africamultiple.uni-bayreuth.de . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Товарищи» . Фонд американского искусства Терра . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Уокер и возвращение двух бенинских бронз, Педжу Лайивола – Premium Times Нигерия» . Премиум Таймс Нигерия . 27 июля 2014 года . Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ Доктор Кваме Опоку. «Современность и традиции: Педжу Лайивола» . Современная Гана . Проверено 11 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Нигерийские женщины-ученые
- Нигерийские женщины-историки
- Нигерийские женщины-скульпторы
- Нигерийские женщины-художницы
- Живые люди
- Академический состав Университета Лагоса
- Женщины-ученые йоруба
- Ученые йоруба
- Семья Акензуа
- Женщины-художницы йоруба
- Художники йоруба
- Выпускники Университета Бенина (Нигерия)
- Выпускники Ибаданского университета
- Люди из Бенин-Сити
- Люди Эдо
- 1967 года рождения
- Женщины-художницы 21 века