Олаус Верелиус

Олаус или Олоф Верелиус (12 февраля 1618 – 3 января 1682) был шведским исследователем северных древностей, опубликовавшим первое издание саги и первый древнескандинавско - шведский словарь и считающийся основателем гиперборейской школы, которая привела к к готике .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Он родился в приходе Хеслебю в округе Йёнчепинг в семье пастора Николауса Петри и его жены Ботильды Олофсдоттер, но в юности принял фамилию Верелиус. [ 1 ] Он учился в Дерпте (ныне Тарту , Эстония) в 1633 году и Упсале в 1638 году, получил должность наставника юношей благородного происхождения от Акселя Оксеншерна , а в 1648–50 совершил поездку за границу, во время которой произнес в Лейдене речь о и Вестфальского мира в Париже по случаю коронации королевы Кристины . [ 1 ]
Верелий был назначен профессором риторики в Дерпте в 1652 году, но так и не занял ее; вместо этого в 1653 году он стал управляющим академии в Уппсале и занимал эту должность до 1657 года, когда он занял должность преподавателя истории. В 1662 году он занял кафедру шведских древностей в Уппсальском университете , созданном специально для него. [ 1 ] В 1666 году он также стал национальным архивариусом и асессором недавно основанной Коллегии антикваров ( швед . Antikvitetskollegium ). [ 1 ] [ 2 ] В 1675 и 1679 годах он оставил эти должности соответственно. [ 1 ] В 1679 году, сохранив профессорскую должность, он стал университетским библиотекарем. [ 1 ] Он умер в Уппсале 3 января 1682 года.
Работает
[ редактировать ]Исландский студент Йон Ругман Йонссон, который собирался учиться в Копенгагене, но оказался в Швеции, привез в Упсалу несколько текстов саг; он копировал их для чтения на досуге. [ 3 ] Благодаря его неуказанной помощи в переводе, [ 4 ] В 1664 году Верелиус опубликовал первое издание исландской саги вместе со шведским переводом: «Сага о Гаутреке» под названием Gothrici & Rolfi Westrogothiæ regum historia lingua antiqua Gothica conscripta. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] За этим последовали саги о Херраудах и Босе ( Bósa saga ok Herrauðs ) в 1666 году и саги о Хервараре ( Hervarar saga ok Heiðreks ) в 1672 году. [ 6 ] Верелиус также написал первый древнескандинавский словарь неисландца, Index linguæ veteris scytho-scandicæ sive gothicæ , начатый в 1681 году и опубликованный после его смерти Олаусом Рудбеком в 1691 году. [ 6 ] [ 7 ] Вероятно, он был наиболее известен за рубежом благодаря этому роману и саге о Хервараре . [ 8 ]
В 1675 году он опубликовал справочник шведских рунических надписей на латыни и шведском языке Manuductio ad runographiam . [ 6 ] [ 9 ] Это продолжило Иоганнесом Буреусом и стало важной работой, хотя и ограниченной, например, предположением, что руны могут быть получены из греческого алфавита. исследование рун [ 7 ]
По возвращении из зарубежного турне Верелиус написал «Epitomarum Historiæ Svio-Gothicæ libri four et Gothorum extra patrium gestarum libri two» , в высшей степени патриотический взгляд на древнюю шведскую историю. Оно было опубликовано в 1730 году и стало популярным среди читателей благодаря хорошей латыни. [ 1 ]
Взгляды и споры
[ редактировать ]Верелий считается основателем гиперборейской школы в шведской науке, которая считала, что готы Готланда называют гиперборейцами - это люди, которых в греческой литературе ; это породило готизм , и ученик Верелиуса Рудбек стал его самым видным сторонником. [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ]
С 1672 по 1681 год он и Йоханнес Шефферус ожесточенно спорили по поводу места языческого храма в Уппсале . [ 6 ] [ 12 ] Шефферус утверждал в «Упсалии» , опубликованной в 1666 году, что храм располагался в центре современного города. [ 13 ] Верелий оспаривал это в своих примечаниях к «Саге о Хервараре» , утверждая, что храм находился на месте церкви в Гамле Уппсале . [ 7 ] [ 13 ] В 1678 году Верелиус опубликовал выдержки из «Хроник епископа Карла» в поддержку своей точки зрения, но документ оказался подделкой, хотя Верелиус и Рудбек, возможно, не знали об этом. [ 14 ] [ 15 ] В любом случае взгляд Верелиуса на это место, хотя и основан не столько на трезвых научных знаниях, сколько на взгляде Схеффера — например, он ошибочно считал, что башня церкви в Гамла Уппсале предшествовала христианству и была идентична храму — [ 16 ] оказался верным. [ 7 ] [ 17 ] [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час К. Аннерштедт, «Верелиус, Олоф», семейная книга скандинавских стран , 1926, столбцы. 1216–17, полк. 1216, онлайн на сайте Project Runeberg (на шведском языке)
- ^ Jump up to: а б Финская академия наук, Анналы 1992, стр. 28 .
- ^ Хенрик Уильямс, «Обновленная филология: корни филологии», в книге «Несовременное: люди и мысль в домодернистские времена» , изд. Мохаммад Фазлхашеми и Ева Остерберг, Лунд: Nordic Academic Press, 2009, ISBN 978-91-85509-18-8 , стр. 276–92, стр. 278 (на шведском языке)
- ^ Анналы , с. 30 .
- ^ Эндрю Вон, Викинги и викторианцы: изобретение Старого Севера в Британии девятнадцатого века , Кембридж: Брюэр, 2000, ISBN 0-85991-575-1 , с. 18 .
- ^ Jump up to: а б с д и Аннерштедт, полковник. 1217, онлайн .
- ^ Jump up to: а б с д Хенрик Шюк и Карл Варбург, Иллюстрированная история шведской литературы, том 1. Шведская литература к началу свободы , Стокгольм: Гебер, 1896, OCLC 178920307 , с. 267 (на шведском языке)
- ^ Фрэнк Эдгар Фарли, Скандинавские влияния в английском романтическом движении , [Гарвард] исследования и заметки по филологии и литературе 9, Бостон: Джинн, 1903, ОСЛК 3505574 , с. 5 .
- ^ Скандинавские языки: Международный справочник по истории северогерманских языков , изд. Оскар Бандле и др. , Справочники по лингвистике и коммуникативным исследованиям 22, том 1 Берлин: де Грюйтер, 2002, ISBN 978-3-11-014876-3 , с. 359 .
- ^ Северные языки , с. 358 .
- ^ Адольф Бернетт Бенсон, Древнескандинавский элемент в шведском романтизме , Германские исследования Колумбийского университета, Нью-Йорк: Колумбийский университет, 1914, OCLC 16957175 , с. 21 : «И именно от [Верелиуса] Радбек получил стимул для своей работы».
- ^ Патрик Холл, Социальное построение национализма: Швеция как пример , Лундские политические исследования 106, Лунд: Lund University Press, 1998, ISBN 978-91-7966-525-8 , с. 161 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Кинг, «В поисках Атлантиды: правдивая история гения, безумия и необыкновенных поисков» , Нью-Йорк: Гармония, 2005 г., ISBN 978-1-4000-4752-9 , с. 177 .
- ^ Олоф Сундквист, Потомство Фрейра: правители и религия в древнем обществе Свеа , Журнал Уппсальского университета, История религий 21, Уппсала: Universitet, 2002, ISBN 978-91-554-5263-6 , стр. 299–300 .
- ^ Кинг, стр. 182 , 185 .
- ^ Хенрик Янсон, «Подлинная подделка снова доказательный материал. Annotationes ex scriptis Karoli», Scandia 2001, стр. 41–60, стр. 42 , pdf стр. 2. [ постоянная мертвая ссылка ] (на шведском языке)
- ^ Нордаль, Эльза (1996). ...templum quod Ubsola dicitur... в археологическом освещении с археологической точки зрения, Уппсала . Уппсала: Отдел. археологии [отдел археологии], Уппсальский университет [дистрибьютор].
- ^ Янсон, Хенрик (1998). Темплум благородный. Адам Бременский, храм Упсалы и линии конфликта в Европе около 1075 года . Гетеборг: Исторический факультет Гетеборгского университета. ISBN 9188614263 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клаас Аннерштедт. «Схеффер и Верелиус, литературная вражда семнадцатого века». В Из сборников некоторых конспектов: составлено из благодарности и дружбы мастеру шведского книжного знания Г. Е. Клеммингу . Уппсала: 1891 г. OCLC 186602901 (на шведском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации из рукописей и старопечатных книг Олауса Верелиуса.