Джубинское мирное соглашение

Подписанное 3 октября 2020 года Джубинское мирное соглашение (также называемое Джубским соглашением ) является знаковым соглашением между переходным правительством Судана и горсткой повстанческих группировок страны. С тех пор, как Судан обрел независимость в 1956 году, страну охватили различные гражданские войны и внутренние конфликты, в частности, война в Дарфуре (2003–2020 годы). В результате кризиса погибло почти 400 000 человек, а более 2,5 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. [ 1 ] из-за боевых действий между повстанческими группировками в регионе, которые в значительной степени способствовали осуществлению законодательства о миростроительстве после почти двух десятилетий кровопролития. Мирное соглашение в Джубе послужило внесению поправок в Конституционную хартию Судана 2019 года, которая является последней в длинной череде неудачных законов, принятых для выравнивания динамики власти между гражданским правительством и правлением военных/вооруженных сил.
Протоколы соглашений
[ редактировать ]Распределение мощности
[ редактировать ]Основной протокол, изложенный в Джубинском мирном соглашении, напрямую касается практики федерализма в Судане и Южном Судане. Общие принципы соглашения варьируются от признания Судана суверенным государством для своего народа до осуждения насилия как политической практики. В этом разделе также уделяется большое внимание этническому разнообразию Судана и утверждается, что разделение власти между этими группами необходимо для демократического управления.
Что касается более конкретных протоколов, изложенных в общих чертах, этот раздел соглашения заявлял о верховенстве всего документа над хартией 2019 года, согласовывал восстановление регионально-федеральной системы управления, устанавливал положение о пропорциональном представительстве для Дарфура и многое другое. Также для Дарфура соглашение обещало 28 различных планов по благосостоянию региона.
Распределение богатства
[ редактировать ]Как и первый протокол, этот содержит множество общих принципов, таких как признание того, что справедливое распределение ресурсов/доходов/ресурсов направлено на улучшение ситуации в Судане. Это утверждение само по себе является первым принципом, который включает в себя множество аналогичных моментов, изложенных в начале этого раздела. Те же самые общие темы отражены и в более детальных аспектах этого раздела. Например, создание Фонда национальных доходов, Комиссии по реконструкции и развитию Дарфура и других проектов развития наполнено обещаниями разделения богатства. В этой части документа также обязательно упоминается, какие исключительные источники доходов есть у региона Дарфур и его штатов (т.е. налоги на недвижимость/землю, туризм, внутренние кредиты). В целом в этом разделе представлено 29 уникальных принципов, касающихся справедливых экономических перспектив Судана.
Справедливость, ответственность и примирение
[ редактировать ]Третий протокол Джубинского мирного соглашения направлен на устранение множества нарушений прав человека, которые происходили в регионе на протяжении многих лет. Общие принципы этой части в основном касаются уважения, поддержки и принятия мер правосудия для борьбы с военными преступлениями и геноцидом. Многие из этих задач направлены на то, чтобы помочь жертвам насилия в Судане добиться правосудия на законном и демократическом уровне. Большое изменение, внесенное в эти разделы, заключается в том, что, если нарушение закона не требует создания МУС , Специальный суд Национальной судебной власти (вновь добавленный в последней части этого раздела) Специальный суд по Дарфуру, Комитеты по установлению истины и примирению и суданские суды имеют право осуществлять власть. В главе 3 Джубинских мирных протоколов также есть раздел, посвященный увековечиванию памяти жертв в Дарфуре в целях содействия символическому миру.
Компенсации и возмещение ущерба
[ редактировать ]
Глава 4 Джубинского мирного соглашения посвящена финансовой и институциональной справедливости для тех, кто стал жертвой конфликта в Дарфуре. В этой главе говорится, что указанное правосудие может осуществляться в форме компенсации, реституции, реабилитации, поминовения и/или удовлетворения. Он также устанавливает, что термин «жертвы конфликта в Дарфуре» относится к следующему:
- Лица, пережившие изнасилование, жертвы физических, психических и психологических травм или лица, потерявшие свое имущество или чьи основные права были нарушены
- Дети без родителей
- Несопровождаемые дети
- Разлученные дети
- Ближайшие родственники или иждивенцы лиц, которым был причинен вред, как это определено в первом пункте.
- Некомбатанты, которым был причинен вред во время вмешательства с целью оказания помощи лицам, терпящим бедствие, или предотвращения виктимизации
Кроме того, в этой главе мирного соглашения также разъясняются права тех, кто добивается компенсации/репараций и создания фонда для вышеупомянутых целей.
Внутренне перемещенные лица и беженцы
[ редактировать ]В начале главы 5 протоколов соглашения приведены четкие определения терминов «внутренне перемещенные лица» (ВПЛ) , «беженцы» , «перемещенные лица » и «жители на чужих землях» (люди, незаконно проживавшие на чужих землях после начала Дарфура). Эти определения устанавливают Таблица для нескольких протоколов, обеспечивающих соблюдение всеми сторонами, участвующими в Дарфуре, международного права, касающегося перемещенных лиц и беженцев. Кроме того, в документе говорится, что ВПЛ и беженцы имеют право на возвращение, гражданство, удостоверение личности, участие, право собственности и жилье. В этом разделе также изложена логистика компенсации за имущество и жилье, а также создание подходящих условий для возвращения.
На более глобальном уровне Глава 5 гарантирует, что ВПЛ и беженцы должны будут получить срочную гуманитарную помощь и комплексную стратегию переселения. Кроме того, он подготовил почву для создания Комиссии по делам ВПЛ и беженцев (IDPRC) и подробно описывает ее планирование.
Развитие сектора кочевников и оленеводов в регионе Дарфур
[ редактировать ]В этой главе протоколов прямо освещены проблемы, которые привели к войне в Дарфуре, в основном экологический аспект. Война сама по себе чрезвычайно сложна, и одной из многих причин ее начала были разные стили ведения сельского хозяйства, практиковавшиеся среди более сельских племенных групп региона. Спор между кочевым и оседлым земледельцами по поводу земли был использован суданским правительством как возможность спровоцировать конфликт между арабскими кочевниками и африканскими скотоводами. Но после насилия в этом разделе был намечен путь к равенству между кочевниками и скотоводами.
В частности, в главе 6 уделяется особое внимание предотвращению будущих межплеменных разногласий путем обеспечения защиты ресурсов и инвестирования в них. Учитывая, что экологический ущерб усугубил борьбу за ресурсы, этот план был включен в Джубинское соглашение, чтобы обеспечить более справедливое будущее как для ресурсов, так и для группы, использующие их. Большая часть этого раздела излагает основы содействия миру между различными этническими группами посредством создания агентств сельскохозяйственного сотрудничества.
Лэнд и Хавакир
[ редактировать ]Хавакир — это исключительно суданский термин, обозначающий традиционные или племенные права собственности на землю, которые считаются действующими людьми, живущими в определенной области. Именно на это делается акцент в главе 7 протоколов Джубинского мира. Признание традиционной собственности на эти племенные земли и исторических прав на связанные с ними земли являются основными моментами этой части, особенно в отношении маршрутов скота и доступа к воде. Основным способом разрешения напряженности по поводу земельных прав, предусмотренным в соглашении, является официальная демаркация границ Дарфура и создание Комиссии по землям и хавакиру Дарфура (DLHC). В оставшейся части этой главы излагаются обязанности и полномочия DLHC, а также его финансирование.
Постоянное прекращение огня и окончательное соглашение о безопасности
[ редактировать ]Глава 8, самая длинная и самая подробная часть протоколов, тщательно детализирует планы достижения немедленного мира, который может обеспечить стабильность, необходимую для реализации предыдущих разделов. Раздел начинается с преамбулы с пятью общими утверждениями, после чего даются определения для множества терминов, используемых повсюду. Далее в главе 8 излагаются цель соглашения, участвующие стороны, руководящие принципы соглашения и прелюдия к этапам Окончательного соглашения о безопасности. Первым из этих соглашений является прекращение боевых действий, за которым следует постоянное прекращение огня (которое подробно описано в соглашении). После этого для всех участвующих сторон перечисляются как разрешенные, так и запрещенные действия, прежде чем объясняться приготовления к прекращению огня. Большинство остальных компонентов раздела сосредоточено вокруг кодекса поведения во время прекращения огня и ограждений, установленных во время прекращения огня и после него. В соответствии с многогранными принципами разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) всем подписавшим его сторонам предоставляется хорошо продуманный путь к стабильности. Наконец, после еще большего количества информации о реализации различных программ/методов/организаций, последняя глава Джубского соглашения завершается правилами для посредников документа и заключительными положениями.
Подписывающие стороны
[ редактировать ]После государственного переворота 2019 года и последующего смещения бывшего президента Омара аль-Башира в Судане было создано переходное правительство для перехода к демократической системе. Хотя это правительство не обошлось без беспорядков, оно свергло президента, который усилил конфликт в Дарфуре и считается одним из главных виновников кровопролития. Придя к власти, переходное правительство во главе с Абдаллой Хамдоком и Абдель Фаттахом аль-Бурханом возглавило усилия нового государства по поиску точек соприкосновения с повстанческими группировками Дарфура.

Движения вооруженной борьбы – Путь Дарфура
[ редактировать ]ОДС, в основном состоящее из южносуданцев, было сформировано в 1989 году как прямой результат прихода к власти в Судане Национального исламского фронта Хасана аль-Тураби после свержения Ахмеда аль-Миргани . НИФ проводил неравную политику в отношении неарабов в отношении разделения земли и власти (тем самым накрывая стол для Дарфура на годы вперед). Таким образом, ОДС боролось за свои права/представительство задолго до того, как какое-либо насилие было применено к неарабам. Однако после того, как это насилие произошло, оно стало еще одной причиной, по которой ОДС присоединилось к соглашению в Джубе, которое дало каждой из его фракций три места в Суверенном совете , в общей сложности пять министров в переходном кабинете и четверть мест в Суверенном совете. переходный законодательный орган .
Освободительное движение Судана - Переходный совет (ОДС-ТС)
[ редактировать ]Возглавляемая аль-Хади Идрисом Яхьей, эта фракция ОДС откололась от своей родительской группы из-за нежелания вести переговоры с бывшим президентом Омаром аль-Баширом. Как только после свержения аль-Башира было создано переходное правительство, группа подписала мирное соглашение.
После того, как в 2000 году была опубликована « Черная книга» , рукопись, подробно описывающая маргинализацию неарабов в Судане, было основано ДСР с упором на восстановление демократии и дипломатии в государстве. Учитывая схожие точки зрения, основные фракции ДСР и ОДС объединились примерно в 2010 году и выступили в качестве одной из ведущих сил в насильственном смещении президента Аль-Башира. ДСР и ОДС также получили одинаковое представительство в переходном правительстве, когда они подписали соглашение в Джубе.
НОДС-С было создано различными фракциями НОДС/А, которые остались в Судане после обретения Южным Суданом независимости в 2011 году . Затем группа разделилась на пару фракций, названных НОДС-Н (Агар) и НОДС-Н (Аль-Хилу), после того, как в 2017 году она не смогла прийти к единому мнению по вопросам секуляризации. Нил стал свидетелем раскола между двумя основными идеологическими группами НОДС-Н. Однако и Агар, и аль-Хилу подписали Джубинское соглашение в 2020 году.
Альянс освободительных сил Судана (SLFA)
[ редактировать ]Эта партия является побочным продуктом различных фракций и групп, отколовшихся от основных группировок, участвующих в войне в Дарфуре. В состав СЛФА входят три повстанческие группировки: фракция ОДС-Единство, Движение за освобождение и справедливость (ДОС) и часть ДСР. Каждая из этих различных партий состоит из нескольких племен и групп повстанцев внутри.
Свидетели
[ редактировать ]- Египет
- Катар
- Африканский союз
- Организация Объединенных Наций
- Европейский Союз
- Посол Халид Абдулрахим из Лиги арабских государств
Гаранты
[ редактировать ]- Генерал Сальва Киир Маярдит - президент Республики Южный Судан
- Маршал Идрисс Деби Итно - президент Республики Чад
- Объединенные Арабские Эмираты
Завершение
[ редактировать ]Окончательная подпись
[ редактировать ]В субботу, 3 октября 2020 года, Джуба , столица Южного Судана , стала свидетелем подписания заключительного этапа мирного соглашения между правительством Судана и рядом вооруженных движений, призванного разрешить десятилетия конфликтов в Дарфуре, Южном Кордофане и Южном Голубом Ниле, которые привело к перемещению миллионов и гибели сотен тысяч человек при участии многих спонсоров, в первую очередь ОАЭ.

В церемонии подписания на площади Свободы в Джубе приняли участие президенты Чада, Джибути и Сомали, а также премьер-министры Египта и Эфиопии, министр энергетики Эмиратов, специальный посланник США по Судану и Южному Судану и представители ряда стран. стран Запада. Среди вооруженных группировок, подписавших Джубское соглашение, — Движение Освободительной армии Судана, крыло Арко Минави, Движение за справедливость и равенство, а также народное движение — крыло Малика Акара, а также другие группировки.
Глобальные реакции
[ редактировать ]Через несколько дней и месяцев после подписания Мирного соглашения в Джубе различные мировые державы заявили о своей поддержке переходного правительства Судана в его усилиях по демократизации. А именно, Организация Объединенных Наций, [ 4 ] который играл ключевую роль в надзоре за выполнением соглашения. В заявлении, опубликованном 9 октября 2020 года, Совет Безопасности ООН поздравил Судан с достижением согласия, а также высоко оценил различные участвующие стороны (в частности, Южный Судан). Кроме того, Совет Безопасности также представил Комплексную миссию Организации Объединенных Наций по содействию переходному периоду в Судане (ЮНИТАМС) и Миссию Африканского союза-Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД). Однако ЮНИТАМС была прекращена Суданом в ноябре 2023 года, и ООН согласилась сделать это. Это решение было принято из-за отсутствия прогресса в реализации некоторых аспектов соглашения, что стало общей тенденцией в первые годы после его завершения в Джубе.
Что касается Соединенных Штатов, [ 5 ] он присоединился к ООН, выразив признательность сторонам, подписавшим Джубинское соглашение, в октябре 2021 года — через год после его подписания. Это заявление США было совместным заявлением Великобритании и Норвегии, в котором основное внимание уделялось аплодисментам прогрессу, достигнутому за время после подписания, но призывам к меньшим задержкам в реализации всего соглашения.
По совпадению, Amnesty International, [ 6 ] один из мировых лидеров по правам человека, намекнул на эти проблемы, возможно, возникшие, когда он опубликовал свое заявление перед официальным подписанием JPA. В статье организации упоминается необходимость того, чтобы соглашение стало практикой, а не просто документом, что оказалось проблемой с момента его подписания.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нашед, Мат. « Трупы на улицах»: Суданские RSF убили 1300 человек в Дарфуре, говорят наблюдатели» . Аль Джазира . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Аль-Али, Заид (2021). «Джубинское соглашение о мире в Судане» (PDF) . Международный институт демократии и помощи в выборах : 48.
- ^ «ДЖУБСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МИРЕ В СУДАНЕ МЕЖДУ ПЕРЕХОДНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СУДАНА И СТОРОНАМИ МИРНОГО ПРОЦЕССА» (PDF) .
- ^ «Заявление Совета Безопасности для прессы о Мирном соглашении в Джубе (Судан) | Пресса ООН» . press.un.org . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Заявление тройки по случаю годовщины Джубинского мирного соглашения» . Государственный департамент США . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Судан: Мирное соглашение должно способствовать стремлению людей к достоинству и справедливости» . Международная амнистия . 31 августа 2020 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
Библиография (Полная)
[ редактировать ]- «Доклады Генерального секретаря о Судане и Южном Судане» . Совет Безопасности ООН. 5 августа 2022 г.
- Аль-Али, Заид (2021). Джубинское соглашение о мире в Судане: Краткое изложение и анализ (PDF) . Международный институт демократии и помощи в проведении выборов (International IDEA). ISBN 978-91-7671-387-7 .
- «Отношения США с Южным Суданом» . Государственный департамент США . ПроКвест 2731215936 .
- Ассаль, Мунзул AM (сентябрь 2022 г.). «Заключение мирного соглашения в Джубе: роль национальных, региональных и международных игроков». Обзор африканского конфликта и миростроительства . 12 (2): 5–22. doi : 10.2979/africonfpeacrevi.12.2.02 . S2CID 253081704 . Проект МУЗА 868103 ПроКвест 2725360838 .
- Дахир, Абди Латиф (31 августа 2020 г.). «Судан подписывает мирное соглашение с Альянсом повстанцев» . Нью-Йорк Таймс .
- Жисель, Лайн Энгбо (3 апреля 2017 г.). «Легитимизация Джубского мирного соглашения об ответственности и примирении: Международный уголовный суд как сторонний субъект?» (PDF) . Журнал восточноафриканских исследований . 11 (2): 367–387. дои : 10.1080/17531055.2017.1303249 . S2CID 151410347 .
- «Джуба проведет встречу вооруженных группировок Судана для обсуждения способов прекращения войны» . Судан Трибьюн . 18 октября 2023 г.
- Ндилосе, Мелвис (сентябрь 2022 г.). «Джубинское мирное соглашение 2020 года: критический анализ основных элементов демократических выборов в Судане». Обзор африканского конфликта и миростроительства . 12 (2): 195–215. doi : 10.2979/africonfpeacrevi.12.2.11 . S2CID 253081833 . Проект МУЗА 868112 ПроКвест 2725359407 .
- «Несмотря на выполнение мирного соглашения, в Дарфуре сохраняется нестабильность, заявил Совету Безопасности председатель комитета по санкциям против Судана» . Отдел новостей APO Group-Africa (пресс-релиз). ООН-Совет Безопасности. 14 сентября 2021 г.
- «Выступление Генерального секретаря на параллельном мероприятии высокого уровня по Судану» . Отдел новостей APO Group-Africa (пресс-релиз). Организация Объединенных Наций – Канцелярия пресс-секретаря Генерального секретаря. 30 сентября 2021 г.
- «Заявление Совета Безопасности для прессы о Мирном соглашении в Джубе (Судан)» (пресс-релиз). Объединенные Нации. 9 октября 2020 г.
- «Судан: Мирное соглашение должно способствовать стремлению людей к достоинству и справедливости» (пресс-релиз). Международная амнистия. 31 августа 2020 г.
- «Правительство Судана и повстанческие группировки подписывают эпохальное соглашение» . Аль Джазира . 3 октября 2020 г.
- «Заявление Тройки по случаю годовщины Джубинского мирного соглашения» (Пресс-релиз). Государственный департамент США. 3 октября 2021 г.