Щелкает Кон
Раввин Др. Щелкает Кон | |
---|---|
Главный раввин Ансбаха | |
Исполнительный директор World Agudath Israel | |
Персональный | |
Рожденный | 27 февраля 1867 г. Кляйнердлинген, Германия |
Умер | 2 июля 1941 г. Палестина |
Родитель | Раввин Мордехай Майкл Кон |
Номинал | православный |
Известный | Последний раввин Ансбаха, исполнительный директор World Agudath Israel |
Занятие | Раввин, исполнительный директор |
Рб д-р Кон был последним раввином Ансбаха Пинхас , Германия . Он также был исполнительным директором организации World Agudath Israel .
Биография
[ редактировать ]Рб д-р Кон родился в Кляйнердлингене, Германия, 27 февраля 1867 г. Его отцом был рб Мордехай Михаэль Кон (1826–1888), который был последним раввином раввината округа Валлерштайн.
он учился под опекой своего деда по материнской линии, раввина Давида Вайскопфа (партнера по учебе раввина Якоба Эттлингера В молодом возрасте ). К пяти годам доктору Кону он свободно владел пятью книгами чумаша . Раввин Вископф рукоположил его в сан раввина, когда он стал бар-мицвой . Позже он учился в ешиве раввина Зелига Ауэрбаха.
Он стал раввином Мангейма , а позже, в 1893 году, принц-регент назначил его раввином Ансбаха.
Доктор Кон происходил из раввинской семьи Кон-Раппопорт, которая на протяжении сотен лет обосновалась на юге Германии. Его генеалогическое древо показывает, что эта семья происходила от Раппопорта, который участвовал в изгнании евреев из Испании .
Он был учеником и поклонником Хильдесхаймера и эсера Хирша, тем не менее, на протяжении всей своей жизни оставался «старым» немецким евреем. Он судил неоортодоксию критически, со всем уважением к Хиршу. Его основное утверждение заключалось в том, что, хотя Хирш основывал иудаизм на идеологии, старое немецкое еврейство основывалось просто на еврейской жизни. Доктор Кон считал, что традиционное еврейское мировоззрение формируется на основе внутреннего опыта соблюдения Торы и опыта внешнего мира, с которым сталкиваются евреи.
В 1916 году раввин доктор Кон стал раввинским советником немецких оккупационных сил в Польше вместе с раввином доктором Эмануэлем Карлебахом (см. фото здесь). [ 1 ] ). В этой роли он тесно сотрудничал с Людвигом Хаасом. [ 2 ]
Он также был редактором журнала Judische Monatshefte. [ 3 ] который он опубликовал совместно с доктором Саломоном Брейером.
В это время сионисты и еврейские социалисты, которые все еще составляли небольшое меньшинство польского еврейства, надеялись, что хасидские массы продолжат вести себя, как и в прошлом, быть политически пассивными и не играть никакой роли в общественной жизни. Даже когда хасидская община стремилась войти в политику, Жаботинский, будущий лидер Сионистской ревизионистской партии, утверждал, что православным в Польше следует отказать в праве голоса, поскольку у них нет гражданского опыта (Моргенштерн 65).
Доктор Кон был одним из главных факторов создания совершенно новой ситуации. Он дал хасидам политическую организацию, раввинскую ассоциацию и ежедневную газету (Doss Yiddische Vort).
В противовес национальной автономии сионистов он основал концепцию политически активного религиозного общества, в отношении которой разработал «Постановление об организации еврейской религиозной общины в правительстве Варшавы», принятое в конце 1916 г. немецкой администрации.
В своих мемуарах (глава 10) доктор Кон пишет: «Правительство оккупационных сил сообщило мне, что закон [определяющий статус евреев в Польше] должен быть таким, чтобы польское правительство согласилось с ним... Из этих обсуждений я понял, что было бы совершенно невозможно организуйте вопросы евреев и иудаизма на националистической основе, но только на религиозной основе». Также в своих мемуарах доктор Кон пишет, что, по его мнению, если евреи Польши будут реализовывать свои права как группа меньшинства внутри Польши, то это вызовет крайние антисемитские настроения среди поляков, что поставит под угрозу физическую угрозу евреям, живущим в Польше. .
В глазах сионистов Кон был предателем (Бар Илан 24 25. стр. 140). Даже некоторые из его православных соратников были не согласны с его политикой (там же 143–145).
Доктор Кон сыграл важную роль в формировании Союза православных (евреев). Два года спустя он был переименован в Шломей Эмуней Исроэль (полностью верный евреям). На третьем национальном съезде партии, в октябре 1928 года, название партии было изменено на Агудат Исраэль .
Доктор Кон был исполнительным президентом всемирного движения Агуда и путешествовал по Европе, убеждая общины открыть местные отделения организации.
В 1939 году его спас из Германии зять Ефрем Стефанский, который подкупил швейцарских пограничников, чтобы позволить доктору Кону пересечь границу из Германии (семейные воспоминания). Затем он отправился в Палестину через Лондон .
В Палестине он вел диалог с арабскими шейхами о том, как арабы и евреи могут мирно сосуществовать. Он писал еженедельные статьи для еженедельника «Агудат Исраэль» «Коль Исраэль», продолжая писать во время своей последней болезни. Подготовленные им статьи продолжали появляться в газете в течение трех недель после его кончины 2 июля 1941 года. На его похоронах присутствовали раввин Ицхок Зев Соловейчик , раввин Авраам Мордехай Альтер и доктор Моше Валлах .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Еврейский музей в Берлине – Интернет-коллекции» .
- ^ «Хаас, Людвиг | Энциклопедия.com» .
- ^ «Еврейские ежемесячные журналы» . Франкфурт-на-Майне
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] , Социальная и политическая история евреев в Польше.
- [2] , Семья Вайскоп из генеалогического древа Гуенценхаузен.
- [3] , Краткая биография - Пинхас Кон
- [4] , Мемуары Пинхаса Кона - Первая мировая война (иврит)
- [5] , Основание больницы - Варшава, 1914 г. -
- [6] , Клайнердлинген - Карты Google
- [7] , Агудат Исраэль: Межвоенная Польша (Гершон Бэкон)
- [8] , Архив немецких еврейских изданий. Сюда входит полный комплект «Начала Цви», который содержит многочисленные статьи раввина Пинхаса Кона, в основном приписываемые «П.К.».
- [9] , Еврейское кладбище Валлерштайн — карта в немасштабированном виде.
- [10] [ постоянная мертвая ссылка ] , Мемуары Людвига Гааса
- [11] , Статья Пинхаса Кона об Агуде, 1931 г.
- [12] , сайт синагоги Ансбаха.