Модель с двойным поворотом
Модель двойного качания (также известная как философия интеграции Мёбиуса ) — это модель межкультурной коммуникации , разработанная Мунео Ёсикавой , концептуализирующая то, как люди, культуры и межкультурные понятия могут конструктивно встречаться. Коммуникация понимается как бесконечный процесс, в котором обе стороны меняются в ходе коммуникативного или поступательного обмена.
Обзор
[ редактировать ]Ёсикава выделяет четыре основных способа преодоления культурной границы: [1] [2] [3]
- Этноцентрический режим . В этом режиме я совершенно не интересуюсь точкой зрения человека, с которым разговариваю, полностью концентрируясь на своей собственной точке зрения.
- Режим контроля . Здесь я интересуюсь убеждениями моего собеседника, но не воспринимаю их всерьез. Эта информация полезна только для того, чтобы помочь мне манипулировать ситуацией в свою пользу.
- Диалектический режим . В данном случае моя цель сводится к чему-то вроде слияния мнений. Моя цель — устранить различия, чтобы и я, и человек, с которым я общаюсь, потеряли всякое чувство независимой идентичности. Таким образом, истинные разногласия теряются под ложно созданным консенсусом.
- Диалогический режим . Все три вышеупомянутых режима предполагают, что встречи происходят между людьми, которые на каком-то фундаментальном уровне изолированы друг от друга. Диалогический режим опирается на буддийскую философию (логику соку хи ) и идеи еврейского философа Мартина Бубера ( отношения «Я-Ты» ), согласно которым человеческие существа рассматриваются как полноценные только во взаимоотношениях. Хотя диалог ведется между двумя отдельными и независимыми людьми, они одновременно и неизбежно взаимозависимы. Именно с этой позиции взаимного уважения происходит трудный процесс преодоления разрыва в понимании.

Он подчеркивает, что обе стороны коммуникации играют роль адресанта и адресата. В модели двойного качания общение рассматривается как бесконечный процесс, и оба участника меняются во время встречи. Он подчеркивает, что цель общения — не устранить различия, а использовать динамику, возникающую в ходе встречи. [4]
Модель графически представлена в виде символа бесконечности (∞), а также в виде ленты Мёбиуса , визуализируя двойное движение между собой и другим, которое обеспечивает как единство, так и уникальность. Лицевая и задняя стороны полоски кажутся разделенными, но обе стороны, по-видимому, связаны между собой и могут рассматриваться как одна и та же сторона. Эта теоретическая модель показывает, что человек не находится ни на этой стороне, ни на той стороне, ни за пределами обеих сторон, а находится между ними. Ёсикава называет единство, создаваемое осознанием различий, «тождеством в единстве». Это диалогическое единство не устраняет противоречия между базовым потенциальным единством и кажущейся двойственностью. [5]
Ёсикава ввел термин «динамическое промежуточное состояние», предполагая, что человек может перемещаться между различными культурными традициями, действуя соответствующим образом и чувствуя себя как дома в каждой, и при этом одновременно сохраняет интегрированное, мультикультурное самоощущение. Вместо идентичности «или/или» инкапсулированных маргиналов, конструктивные маргиналы воспринимают свое движение между культурами как «и/и». [6]
Эта модель связана с понятием маятника, описанным Питером А. Левином, — колебанием взад и вперед между нашей точкой зрения и точкой зрения другого человека, что дает возможность понять друг друга. [7]
История
[ редактировать ]В 1978 году Мунео Ёсикава опубликовал эссе личных размышлений о своей психологической эволюции как японца в Соединенных Штатах, подчеркнув роль инклюзивности идентичности и безопасности идентичности как самой сути того, что значит быть межкультурно компетентным человеком. [8] [9] В 1980 году он впервые предложил модель с двойным поворотом. [10] [11] разработав его позже в 1987 году. [1] Теория стала также известна как философия интеграции Мёбиуса и послужила предпосылкой для теории «интегративной философии», разработанной Мунео Ёсикавой в сотрудничестве с Сёдзо Хибино. [12] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мунео Джей Йошикава, Модель двойного качания межкультурной коммуникации между Востоком и Западом , в книге Д. Лоуренса Кинкейда (ред.), Теория коммуникации: восточные и западные перспективы (Academic Press, 1987).
- ^ Дэвид Хэй, Ребекка Най, Дух ребенка (Jessica Kingsley Publishers, 2006), стр. 83-84
- ^ Чарльз Хэмпден-Тернер, Фонс Тромпенаарс, Освоение бесконечной игры: как восточноазиатские ценности меняют деловую практику (Capstone, 1997), стр. 44
- ^ Гаван Титли, Возвращение культуры (Совет Европы, 2004), с. 84
- ^ Эвелин Линднер, Эмоции и конфликт: как права человека могут удостоить эмоций и помочь нам вести хороший конфликт (Greenwood Publishing Group, 2009), стр. 94
- ^ Барбара Ф. Шэтти. «Восхождение Феникса: вопрос культурной идентичности» . Проверено 8 марта 2011 г.
- ^ Мортон Дойч, Питер Т. Коулман, Эрик Колтон Маркус, Справочник по разрешению конфликтов: теория и практика (Джон Уайли и сыновья, 2006), стр. 284
- ^ Мунео Ёсикава, Некоторые японские и американские культурные особенности у М. Проссера (ред.), Культурный диалог: Введение в межкультурное общение (Houghton Mifflin, 1978), стр. 220-239.
- ^ Дарла К. Дирдорф, Справочник Sage по межкультурной компетентности (SAGE, 2009), стр. 59
- ^ Мунео Джей Ёсикава, Последствия модели «двойного качания» для межрелигиозного диалога (1980)
- ^ Мунео Джей Ёсикава, Диалогический подход к японско-американским межкультурным встречам (Гавайский университет, 1980)
- ^ «Самообучение Фонда IOU» . Межкультурный фонд «Открытый университет» . Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ «Второй Всемирный конгресс по мышлению» . Университет Чукё . Проверено 9 марта 2011 г.