Когнитивный анализ дискурса
Когнитивный дискурс-анализ (CODA) — это метод исследования, который изучает данные естественного языка, чтобы получить представление о закономерностях (вербального) мышления. [ 1 ] [ 2 ] Термин был придуман Торой Тенбринк. [ 3 ] чтобы описать своего рода анализ дискурса , который проводился исследователями в лингвистике и других областях. [ 1 ] [ 2 ] Поскольку исследования CODA ограничиваются изучением вербализуемых мыслей, их часто сравнивают с другими методами исследования. [ 2 ] Этот метод теоретически нейтрален (т.е. он не опирается на какую-либо конкретную модель языка или познания) и поэтому может использоваться вместе с рядом различных моделей познания и грамматики. [ 2 ]
Он отличается от социокогнитивного дискурс-анализа, который представляет собой анализ связи между текстом и структурами в обществе. [ 4 ]
Методология
[ редактировать ]Поскольку точная методология используется в разных областях, она может различаться в разных статьях. В общих чертах это выглядит следующим образом:
- Выбор исследовательского вопроса. Чтобы CODA стал подходящим методом исследования, исследовательский вопрос должен быть сосредоточен на каком-то аспекте вербализуемой мысли. [ 2 ] Сюда входят мысленные представления и сложные когнитивные процессы. [ 1 ]
- Сбор данных. CODA специально предназначен для анализа данных естественного языка. По этой причине важно, чтобы вопросы были открытыми, а не, например, вариантами ответов с несколькими вариантами ответов, хотя они используются наряду с открытыми вопросами для получения демографической информации об участниках. [ 5 ]
- Транскрипция и очистка данных. Данные, собранные с помощью средств, отличных от печатных ответов, необходимо будет расшифровать перед анализом. [ 1 ] Ответы, которые не касаются вопроса (например, ответы, состоящие из одного слова, когда требуется абзац), необходимо будет удалить. [ 2 ]
- Анализ.
- Разделение данных на единицы. Это также известно как сегментация. [ 2 ] Сегменты могут иметь разную степень детализации, включая связные утверждения. [ 6 ] и индивидуальные ответы на вопросы. [ 5 ]
- Выбор типа анализа. Это может включать тематический анализ (извлечение тем из текста снизу вверх), [ 5 ] или контент-анализ . [ 1 ] [ 7 ] Этот анализ приведет к процедурам кодирования лингвистических особенностей в тексте. [ 1 ] [ 2 ]
- Проверка надежности. Процедуры кодирования должны быть изложены таким образом, чтобы их мог выполнять непрофессионал. [ 1 ] что позволяет проверить надежность с помощью независимого кодировщика, а также повторить выводы других исследователей. [ 1 ]
- Выявление соответствующих закономерностей. Здесь идентифицируются закономерности внутри особенностей, выявленных в ходе анализа. [ 1 ] Для более крупных наборов данных могут оказаться полезными статистические процедуры выявления закономерностей. [ 1 ]
- Триангуляция с другими методами исследования. CODA можно триангулировать с другими методами исследования из смежных областей. [ 2 ] включая психолингвистику и когнитивную психологию. [ 1 ] Языковая репрезентация поверхностного уровня недостаточна для анализа многих когнитивных процессов. [ 1 ] поэтому триангуляция позволяет как провести более глубокий анализ, так и проверить обоснованность выводов. [ 1 ]
Примеры использования
[ редактировать ]Концептуальные уровни и стратегии планирования тура
[ редактировать ]В этой статье 2011 года пространственное мышление исследовалось с использованием задачи планирования и вербального протокола. Участникам было предложено разработать тур на основе карты с указанием интересных мест, а затем описать процесс. Ответы на задание вербального протокола анализировались с помощью CODA. Анализ показал, что участники предпочитали круговые траектории с минимальными пересекающимися линиями или объездами. [ 7 ]
Язык архитектурных диаграмм
[ редактировать ]В этой статье 2019 года авторы использовали тематический анализ и воспроизвели выводы предыдущих статей, которые показали, что предметная экспертиза меняет мышление. [ 6 ] Участникам были показаны изображения архитектурных схем (первоначальные эскизы, нарисованные архитекторами на самом первом этапе проектирования зданий). Здесь они обнаружили, что на восприятие участниками значения архитектурных диаграмм влияло их предметное знание. Две исследованные группы состояли из студентов-архитекторов и студентов-лингвистов. Среди студентов-лингвистов были те, кто изучает лингвистику, современные языки и литературу. [ 5 ]
Скульпторы, архитекторы и художники по-разному воспринимают изображаемые пространства
[ редактировать ]В этой статье, опубликованной в 2018 году, CODA использовалась для описания пространственно сложных изображений для выявления пространственных концептуализаций. Участникам были показаны изображения различной сложности (например, включая 2D или 3D объекты). В документе собраны данные от скульпторов, художников и художников на основании того, что эти три профессии требуют использования (и обучения) пространственных концепций. Авторы обнаружили, что участники трех профессий подчеркивали разные области пространственного познания. Художники продемонстрировали как 2D, так и 3D концепции. Архитекторы сосредоточились на путях и границах. Скульпторы продемонстрировали элементы обоих видов мышления. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Тенбринк, Тора (март 2015 г.). «Когнитивный анализ дискурса: доступ к когнитивным представлениям и процессам через языковые данные*» . Язык и познание . 7 (1): 98–137. дои : 10.1017/langcog.2014.19 . ISSN 1866-9808 . S2CID 145756440 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тенбринк, Тора (2020). Когнитивный дискурс-анализ: введение . Кембридж, Великобритания. ISBN 978-1-108-42266-6 . OCLC 1114270246 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Тора Тенбринк» . knirb.net . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ ван Дейк, Теун А. «Социокогнитивные дискурсивные исследования». В Ричардсоне, Джон А.; Флауэрдью, Джон (ред.). Справочник по дискурсивному анализу . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с д Тенбринк, Тора; Далтон, Рут К.; Уильямс, Анвен Джаго (2019). Тимпф, Сабина; Шлидер, Кристоф; Каттенбек, Маркус; Людвиг, Бернд; Стюарт, Кэтлин (ред.). «Язык архитектурных схем» . 14-я Международная конференция по теории пространственной информации (COSIT 2019) . Международные труды Лейбница по информатике (LIPIcs). 142 . Дагштуль, Германия: Замок Дагштуль – Центр компьютерных наук Лейбница: 17:1–17:14. doi : 10.4230/LIPIcs.COSIT.2019.17 . ISBN 978-3-95977-115-3 . S2CID 201803831 .
- ^ Jump up to: а б с Чиалоне, Клаудия; Тенбринк, Тора; Спирс, Хьюго Дж. (2018). «Скульпторы, архитекторы и художники по-разному воспринимают изображаемые пространства» . Когнитивная наука . 42 (2): 524–553. дои : 10.1111/cogs.12510 . ISSN 1551-6709 . ПМЦ 5873447 . ПМИД 28656679 .
- ^ Jump up to: а б Тенбринк, Тора; Зайферт, Инесса (01 февраля 2011 г.). «Концептуальные слои и стратегии планирования туров» . Когнитивная обработка . 12 (1): 109–125. дои : 10.1007/s10339-010-0373-9 . ISSN 1612-4790 . ПМИД 20941524 . S2CID 39209339 .