Вероятностный эпигенез
Вероятностный эпигенез — это способ понимания человеческого поведения, основанный на взаимосвязи между опытом и биологией. [1] Это вариант формы эпигенетики , предложенный американским психологом Гилбертом Готлибом в 1991 году. [1] Модель Готлиба основана на Конрада Х. Уоддингтона идее об эпигенезе развития . [2] Обе теории исследуют сложность способов развития мозга и исследуют факторы, происходящие вне генома. [2] Однако вероятностный эпигенез отличается от модели Уоддингтона, поскольку он гораздо больше полагается на потенциальное влияние опыта и окружающей среды на развитие, а также на то, как они взаимодействуют с генами человека. [2] Вероятностный эпигенез учитывает факторы развития, гормональные, экологические, нейропсихологические и генетические факторы, чтобы объяснить различные формы поведения. [3]
В психологии развития
[ редактировать ]В психологии развития вероятностный эпигенез — это теория человеческого поведения, которая предполагает, что различные нейронные структуры развиваются и активируются либо на основе биологии человека, либо на основе взаимодействия с окружающей средой. [3] Он основан на идее о разнонаправленном взаимодействии между биологическими и психологическими факторами, а это означает, что вероятностный эпигенез представляет собой неиерархическую модель понимания развития. [3]
Биологические факторы, также известные как генетические детерминанты, включают в себя генетический состав человека и то, как он влияет на его поведение. [3] Однако эти факторы необходимо рассматривать наряду с переменными окружающей среды, поскольку количество генов в человеческом мозге недостаточно для объяснения всех аспектов человеческого разума — просто не хватает памяти. [3] Согласно теории вероятностного эпигенеза, среда (социально-экономическая, домашняя и т. д.), в которой живет и взаимодействует человек, способствует общему поведенческому развитию, вызывая активацию определенной генетической информации. [3]
Социально-экономическая среда
[ редактировать ]Взаимосвязь между социально-экономически неблагополучной молодежью и плохим физическим здоровьем — тема, которую особенно ценит Джеймс Хэмблин. [4] Исследования доказали, что существует корреляция между обездоленной молодежью и высоким кровяным давлением, избытком жира в организме и высоким уровнем кортизола. [4] Доказано, что давление, связанное с низким социально-экономическим статусом, вызывает хронический стресс у людей, стремящихся к восходящей мобильности, вероятно, из-за возросшего семейного и социального давления. [4] Впоследствии хронический стресс был связан с нарушением функций организма и, таким образом, является стимулятором заболеваний. [4] Другими словами, это означает, что внешний фактор социально-экономического класса может привести к тому, что человек будет менее физически способен справляться со стрессом и тяжелыми рабочими нагрузками, чем человек, родившийся в более богатой среде. [4] Это означает, что их самоконтроль и трудовая этика дорого обходятся их здоровью, поскольку люди с низким социально-экономическим статусом с большей вероятностью стареют быстрее на клеточном уровне. [4]
Бытовая среда
[ редактировать ]Непредсказуемая и хаотичная структура домашнего хозяйства может быть связана с социально-эмоциональным развитием. [5] Социально-эмоциональное развитие, если оно происходит в среде, лишенной регулярного шаблона, может привести к поведенческим трудностям и симптомам интернализации. [5]
Пример этого можно увидеть в исследовании, проведенном Ури Бронфенбреннером, в котором он исследует, как обмен энергией между развивающимся ребенком и людьми и объектами в их близком окружении влияет на его развитие. [5] Его исследования в конечном итоге показывают, что чем более регулярными и позитивными являются эти домашние взаимодействия, тем лучше ребенок будет успевать в учебе и тем меньше вероятность того, что он усвоит проблемы. [5]
В нейропсихологии
[ редактировать ]Модель вероятностного эпигенеза Готлиба основана на идее о том, что определенные области мозга функционируют еще до того, как они полностью разовьются. [3] Это означает, что в процессе развития нейронные структуры подвержены воздействию – как внутренним, так и внешним. [3] Разнонаправленные отношения между этими влияниями снова важны, когда речь идет о развитии мозга до созревания, поскольку созревание мозга и функциональный опыт являются одновременно причиной и следствием друг друга. [1]
Противопоставление модели «природа против воспитания»
[ редактировать ]« Природа против воспитания » — термин, придуманный Фрэнсисом Гальтоном в конце 1800-х годов, был ранним и простым способом объяснения человеческого поведения. [6] В этой модели развитие ребенка в подростковом и взрослом возрасте можно объяснить либо внутренними аспектами ребенка, либо внешними факторами, влияющими на ребенка. [6]
Вероятностный эпигенез опирается на эту модель, поскольку подчеркивает важность факторов, которые можно отнести к категории природы и/или воспитания. [7] Однако это расширяет и усложняет идею о том, что либо природа, либо воспитание заставляют человека действовать определенным образом. [7] В вероятностном эпигенезе природа и воспитание взаимодействуют так, что каждая переменная является одновременно причиной и следствием. [7] По мере развития понимания развития и неврологии идея о том, что внутренние и внешние факторы взаимодействуют друг с другом, а не независимо, как предполагает модель вероятностного эпигенеза, стала преобладающим способом понимания поведения. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Андерсон; Хаббард; Кампос; Барбу-Рот; Уизерингтон; Гертенштейн (2000). «Вероятностный эпигенез, опыт и психологическое развитие в младенчестве» (PDF) . Университет ДеПау .
- ^ Jump up to: а б с Люкс, Ванесса (2013). «С Готлибом за пределами Готлиба: роль эпигенетики в психобиологическом развитии» (PDF) . Международный журнал наук о развитии . 7 (2): 69–78. дои : 10.3233/DEV-1300073 . S2CID 3245430 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Коэн, Дэвид (1 января 2010 г.). «Вероятностный эпигенез: альтернативная причинно-следственная модель расстройств поведения у детей и подростков». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 34 (1): 119–129. doi : 10.1016/j.neubiorev.2009.07.011 . ISSN 0149-7634 . ПМИД 19654020 . S2CID 18328624 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хэмблин, Джеймс (16 июля 2015 г.). «Парадокс усилий» . Атлантика . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фергюсон, Ким Т.; Касселлс, Рошель К.; Макаллистер, Джек В.; Эванс, Гэри В. (2013). «Физическая среда и развитие ребенка: международный обзор» . Международный журнал психологии . 48 (4): 437–468. дои : 10.1080/00207594.2013.804190 . ISSN 0020-7594 . ПМЦ 4489931 . ПМИД 23808797 .
- ^ Jump up to: а б с Самерофф, Арнольд (2010). «Единая теория развития: диалектная интеграция природы и воспитания». Развитие ребенка . 81 (1): 6–22. CiteSeerX 10.1.1.468.1601 . дои : 10.1111/j.1467-8624.2009.01378.x . ПМИД 20331651 .
- ^ Jump up to: а б с Китченер, Ричард (1980). «Предопределенный и вероятностный эпигенез» . Человеческое развитие . 23 : 73–76. дои : 10.1159/000272539 .