Jump to content

Звезды

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Койллур Рити )
Паломничество к святилищу Повелителя Звезд
Паломничество в Невадо Кольке Пунку
Страна Перу
Ссылка 567
Область Латинская Америка и Карибский бассейн
История надписи
Надпись 2011 г. (6-я сессия)
Список Представитель
Храм лорда Квиллурити ночью

Куиллурити или Койллур Рит'и ( кечуа куиллу рит'и, куиллу ярко-белый, рит'и снег, «ярко-белый снег», [ 1 ] — синкретический религиозный фестиваль, который ежегодно проводится в долине Синакара в южном высокогорном регионе Куско в Перу . Местные коренные жители Анд знают этот фестиваль как родной праздник звезд. В частности, они празднуют новое появление созвездия Плеяд , известного на языке кечуа как Кулка, или «хранилище», и ассоциирующегося с предстоящим урожаем и Новым годом. Плеяды исчезают из поля зрения в апреле и вновь появляются в июне. Новый год коренные жители Южного полушария отмечают в день зимнего солнцестояния в июне, а также это католический праздник. Люди праздновали этот период времени сотни, если не тысячи лет. Паломничество и связанный с ним фестиваль были внесены в 2011 году в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [ 2 ]

По мнению католической церкви , фестиваль проводится в честь лорда Квиллурити ( кечуа : Тайтача Квиллурити , испанский : Сеньор де Квиллурити ) и возник в конце 18 века. Молодой местный пастух Мариано Майта подружился с мальчиком -метисом по имени Мануэль на горе Кулкипунку . Благодаря Мануэлю стадо Мариано процветало, поэтому отец отправил его в Куско купить для Мануэля новую рубашку. Мариано не смог найти ничего подобного, потому что такая ткань продавалась только архиепископу. Узнав об этом, епископ Куско послал группу для расследования. Когда Мануила попытались схватить, он превратился в куст, на котором свисало изображение распятого Христа. Подумав, что партия архиепископа причинила вред его другу, Мариано скончался на месте. Он был похоронен под скалой, которая стала местом паломничества, известным как Владыка Квиллурити, или «Владыка Звездного (Блестящего) Снега». На этом валуне было нарисовано изображение Христа.

Фестиваль Квиллурити привлекает тысячи коренных жителей из близлежащих регионов, состоящих из групп паукартамбо ( говорящих на кечуа ) из сельскохозяйственных регионов к северо-западу от храма и киспиканчи ( говорящих на языке аймара ) из пасторальных (пастухов) регионов до юго-восток. Обе половины совершают ежегодное паломничество на праздник, привозя с собой большие труппы танцоров и музыкантов. Есть четыре группы участников с определенными ролями: чунчу, кулла, укуку и мачула. Среди участников все чаще становятся перуанцы среднего класса и иностранные туристы.

Фестиваль проходит в конце мая или начале июня, что совпадает с полнолунием. Он приходится на неделю до христианского праздника Тела Христова . Мероприятия включают в себя несколько шествий святых икон и танцы внутри и вокруг святилища Господа Квиллурити. Кульминационное событие для коренного нехристианского населения происходит после повторного появления Кулки в ночном небе; это восход солнца после полнолуния. Десятки тысяч людей преклоняют колени, чтобы поприветствовать первые лучи света, когда солнце поднимается над горизонтом. До недавнего времени главное мероприятие для Церкви проводили укуку, которые поднимались по ледникам Кулкипунку и привозили кресты и глыбы льда, чтобы разместить их вдоль дороги к святыне. Считается, что они обладают целебными свойствами. Благодаря таянию ледника лед больше не несется вниз. [ 3 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Существует несколько версий происхождения фестиваля Квиллурити. Ниже приведены две версии: одна относится к доколумбовому происхождению, а другая — к версии католической церкви, составленной священником города Ккатка между 1928 и 1946 годами. [ 4 ]

Доколумбовое происхождение

[ редактировать ]

Инки следовали как солнечным, так и лунным циклам в течение года. Цикл луны имел первостепенное значение для определения времени как сельскохозяйственной деятельности, так и связанных с ней фестивалей. Здесь проводится множество празднований сезонных событий, связанных с животноводством, посевом семян и сбором урожая. Важные фестивали, такие как Куиллурити, возможно, самый важный праздник по своему значению и значению, до сих пор отмечаются в полнолуние.

Фестиваль Квиллурити проводится в конце периода в несколько месяцев, когда созвездие Плеяды , или Семь сестер, 7-звездочное скопление в созвездии Тельца , исчезает и вновь появляется в небе Южного полушария. Время его исчезновения было отмечено в культуре инков праздником Париакаки , ​​бога воды и проливных дождей. Это происходит недалеко от даты карва мита ( карва означает, когда листья кукурузы желтеют). [ 5 ]

Возвращение созвездия примерно через 40 дней, называемое циклом болезни , на английском языке [ 5 ] издавна ассоциировался в Южном полушарии со временем грядущего урожая и, следовательно, временем изобилия для людей. назвали созвездие Плеяды Кулка, или «хранилище» Астрономы инков на их родном языке кечуа .

Образно говоря, исчезновение созвездия с ночного неба и его повторное появление примерно через два месяца является сигналом о том, что на человеческих планах существования бывают времена беспорядка и хаоса, но они также возвращаются к порядку.

Истоки католической церкви

[ редактировать ]

В городе Куско в конце 17 века празднование Тела Христова достигло апогея при епископе Мануэле де Моллинедо-и-Ангуло (1673–1699 гг.), когда по городу проходили шествия с участием знати инков в церемониальных регалиях. Епископ также заказал портреты дворян в парадных одеждах. Такие ученые, как Кэролин Дин, изучили эти свидетельства, чтобы получить предположения о связанных с ними церковных ритуалах. [ 6 ]

Дин считает, что такие ранние церковники думали, что такие католические ритуалы могут вытеснить местные ритуалы. Она исследует праздник Тела Христова и его связь с местным праздником урожая в день зимнего солнцестояния, который отмечается в начале июня в Южном полушарии. [ 6 ] По мнению церкви, события конца 18 века, в том числе появление Христа на горе Кулкипунку, стали частью мифа, а фестиваль паломничества Господа Куиллурити до сих пор отмечается в 21 веке.

Рассказывают, что индийский мальчик по имени Мариано Майта пас отцовское стадо альпак на склонах горы. Он забрел в снежные поля ледника, где встретил мальчика -метиса по имени Мануэль. Они стали хорошими друзьями, и Мануэль снабжал Мариано едой. Когда мальчик не вернулся домой к обеду, отец Мариано отправился на поиски сына. Он был удивлен, обнаружив, что его стадо увеличилось. В награду он отправил Мариано в Куско за новой одеждой. Мариано попросил купить что-нибудь и для Мануэля, который каждый день носил одну и ту же одежду. Его отец согласился, поэтому Мариано попросил у Мануэля образец, чтобы купить такую ​​же ткань в Куско. [ 7 ]

Мариано сказали, что эту изысканную ткань может использовать только епископ города. Мариано пошел к прелату, который был удивлен этой просьбой. Он приказал навести справки о Мануэле под руководством священника Онкогате ( Киспиканчи ), деревни недалеко от горы. 12 июня 1783 года комиссия вместе с Мариано поднялась на Кулкипунку; они нашли Мануэля, одетого в белое и сияющего ярким светом. Ослепленные, они отступили и вернулись с большим отрядом. Со второй попытки они добрались до мальчика. Но когда они прикоснулись к нему, он превратился в куст таянки ( Baccharis odorata ) с висящим на нем распятым Христом. Подумав, что вечеринка причинила вред его другу, Мариано упал замертво на месте. Он был похоронен под скалой, где в последний раз появлялся Мануэль. [ 8 ]

Дерево таянка было отправлено в Испанию по просьбе короля Карла III . Поскольку его так и не вернули, индийское население Оконгейта выразило протест. Местный священник заказал копию, которая стала известна как Лорд Таянкани ( исп . Señor de Tayankani ). Место захоронения Мариано привлекло большое количество индийских верующих, которые зажгли свечи перед скалой. Религиозные власти заказали написать изображение распятого на скале Христа. Это изображение стало известно как Лорд Квиллурити ( исп . Señor de Quyllurit'i ). На языке кечуа « куиллур » означает «звезда», а «рити» — снег; таким образом, этот термин означает «Повелитель Звездного Снега». [ 9 ]

Пилигрим

[ редактировать ]
Танцоры в Квиллурити. Исполнителя чуньчу можно увидеть позади и справа от ребенка.
Праздничный костюм танцоров Капак Куллы.
Танцоры на фоне гор Кулпикункпу и Синакара позади.

Фестиваль Куиллурити ежегодно привлекает более 10 000 паломников, большинство из которых являются коренными народами из сельских общин близлежащих регионов. [ 10 ] Они принадлежат к двум фратриям : говорящим на языке кечуа паукартамбо, людям из сельскохозяйственных общин, расположенных к северо-западу от святыни в провинциях Куско , Калька , Паукартамбо и Урубамба ; и киспиканчи, говорящие на языке аймара, которые включают тех, кто живет на юго-востоке в провинциях Акомайо , Канас , Канчис и Киспиканчи . Это географическое разделение также отражает социальные и экономические различия, поскольку кечуа Паукартамбо выращивают сельскохозяйственные культуры, тогда как Киспиканчи населены Аймара , чья жизнь основана на животноводстве, особенно на стадах альпака и лама . [ 11 ]

Крестьяне обеих фракций ежегодно совершают паломничество на фестиваль Квиллурити, при этом представители каждой общины несут в святилище небольшое изображение Христа. [ 12 ] Вместе эти делегации включают в себя большую труппу танцоров и музыкантов, одетых в четыре основных стиля:

  • Чуньчу : одетые в головные уборы с перьями и с деревянным посохом, чунчу представляют коренных жителей тропических лесов Амазонки , к северу от святилища. [ 13 ] Есть несколько типов танцоров чуньчу ; наиболее распространенным является вайри чунчу, на который приходится до 70% всех танцоров Квиллурити. [ 14 ]
  • Капак Кулла : одетые в вязаную маску «вакуллу», шляпу, плетеную перевязь и шкуру ламы , куллы представляют жителей аймара на Альтиплано к югу от святилища. [ 15 ] Кулла считается танцевальным стилем метисов , тогда как чуньчу считается коренным. [ 16 ]
  • Укуку: одетые в темное пальто и шерстяную маску, укуку ( очковый медведь ) представляют роль обманщиков ; они говорят высокими голосами и проказничают, но на них лежит серьезная ответственность за поддержание порядка среди тысяч паломников. Некоторые также поднимаются на ледник, чтобы переночевать. Они вырезают глыбы ледникового льда и несут их на спинах своим людям на праздник в долине. Считается, что растопленная вода считается целебной для тела и ума. [ 17 ] Ее используют для святой воды в церквях в течение следующего года. В мифологии кечуа укуку — потомок женщины и медведя, которого все боятся из-за его сверхъестественной силы. В этих историях укуку искупает свою вину, победив конденадо, проклятую душу, и став образцовым фермером. [ 18 ]
  • Мачула: мачула в маске, горбуне, длинном пальто и с тростью в руках ньяупа мачу символизирует , мифических первых жителей Анд. Подобно укуку , они выполняют на фестивале неоднозначную роль, являясь как комическими, так и полицейскими фигурами. [ 19 ]

Куиллур-Рити также привлекает посетителей из районов Паукартамбо и Киспиканчис. С 1970-х годов все большее число перуанцев, принадлежащих к среднему классу, совершают паломничество, причем некоторые из них в другие дни, чем более традиционные паломники. [ 20 ] Также наблюдается быстрый рост числа туристов из Северной Америки и Европы, привлеченных на фестиваль коренных народов, что вызывает опасения, что он становится слишком коммерциализированным. [ 21 ] Паломничество и связанный с ним фестиваль были внесены в 2011 году в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Фестиваль

[ редактировать ]
Панорамный вид на фестиваль на фоне святилищной церкви Синакара.
Один из крестов по дороге к храму Квиллурити.

В фестивале принимают участие тысячи коренных жителей, некоторые из которых приезжают даже из Боливии. Христианское празднование организовано Братством Лорда Куиллурити ( испанский : Hermandad del Señor de Quyllurit'i ), мирской организацией, которая также следит за порядком во время фестиваля. [ 22 ] Подготовка начинается в праздник Вознесения , когда лорда Куиллурити несут процессией из часовни в Маваллани ( 8 километров) к святилищу в Синакаре . [ 23 ]

В первую среду после Пятидесятницы вторая процессия несет статую Фатимской Богоматери из святилища Синаккара в грот, чтобы подготовиться к фестивалю. [ 24 ] Большинство паломников прибывают к Троицкому воскресенью , когда Святые Дары приносятся крестным ходом по святилищу и вокруг него.

На следующий день правителя Койллура Ритти сопровождают процессией к гроту Богородицы и обратно. [ 25 ] Паломники называют это приветствием между Господом и Марией, имея в виду двойные традиционные праздники инков – Париакака и Онкой мита. (См. раздел выше.) В ночь на второй день танцевальные труппы по очереди выступают в храме. [ 26 ]

На рассвете третьего дня укуку , сгруппированные группами, поднимаются на ледники Кулкипунку, чтобы забрать установленные на вершине кресты. Некоторые укуку традиционно ночевали на леднике, чтобы сражаться с духами. Они также вырезают и приносят глыбы льда, которые, как полагают, обладают священными лечебными свойствами. [ 27 ] Укуку считаются единственными, кто способен справиться с конденадо — проклятыми душами, населяющими снежные поля. [ 28 ] Согласно устным преданиям, укуку из разных фратств участвовали в ритуальных битвах на ледниках, но эта практика была запрещена католической церковью. [ 29 ] После мессы, отслуженной позже в этот день, большинство паломников покидают святилище. Одна группа несет процессию лорда Квиллурити в Таянкани, а затем отвозит его обратно в Маваллани. [ 30 ]

Фестиваль предшествует официальному празднику Тела Христова, который проводится в четверг после Троицынского воскресенья, но тесно с ним связан. [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Цветы Очоа, Джордж (1990). «Повелитель звезд. Христос сверкающего снега». Куско: сопротивление и преемственность (на испанском языке). Издательство Андина.
  2. ^ «Паломничество к святилищу Господа Койллурити» . Сектор культуры ЮНЕСКО . Проверено 5 июля 2012 г.
  3. ^ Ноябрь 2018, Мария Домброва29 (29.11.2018). «Койллур Рити: изменение традиций из-за таяния ледников» . ЛедникХаб . Проверено 25 апреля 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Саллнов, Паломники Анд, стр. 207–209.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Антуанетта Молинье Фиораванти, Celebrando el Cuerpo de Dios (Фестиваль Тела Христова) , Редакционный фонд PUCP, 1999, стр. 197–198 (на испанском языке)
  6. ^ Перейти обратно: а б Крис Э. Лейн, «Обзор: Кэролин Дин, Тела инков и Тело Христа: Корпус Кристи в колониальном Куско, Перу » , «Этноистория», том 48, номер 3, лето 2001 г., стр. 544–546; по состоянию на 22 декабря 2016 г.
  7. ^ Рэндалл, Возвращение Плеяд, с. 49.
  8. ^ Рэндалл, Возвращение Плеяд, с. 49.
  9. ^ Рэндалл, Возвращение Плеяд, с. 49.
  10. ^ Дин, Тела Инка , с. 210.
  11. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 217.
  12. ^ Аллен, Жизнь в удержании имеет , с. 108.
  13. ^ Саллнов, Паломники Анд, с. 222.
  14. ^ Рэндалл, «Койллур Рити», стр. 46.
  15. ^ Рэндалл, Возвращение Плеяд, с. 43.
  16. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 223.
  17. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 218.
  18. ^ Рэндалл, «Койллур Рити», стр. 43–44.
  19. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 220.
  20. ^ Саллнов, Паломники Анд, стр. 223–224.
  21. ^ Дин, Тела инков , стр. 210–211.
  22. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 215.
  23. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 225.
  24. ^ Саллнов, Паломники Анд , стр. 225–226.
  25. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 226.
  26. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 227.
  27. ^ Саллнов, Паломники Анд , стр. 227–228.
  28. ^ Рэндалл, «Квиллурити», с. 44
  29. ^ Рэндалл, «Возвращение Плеяд», с. 45.
  30. ^ Саллнов, Паломники Анд , с. 228.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Кэтрин. Жизнь в удержании имеет: кока и культурная идентичность в Андском сообществе . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института, 1988.
  • Черути, Мария Констанца. Койллур Рити: этнография ритуального паломничества корней инков через высокие горы Южного Перу (на испанском языке)
  • Дин, Кэролин. Тела инков и Тело Христа: Корпус-Кристи в колониальном Куско, Перу . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1999.
  • Рэндалл, Роберт. «Койллур Рит'и, праздник инков в Плеядах: размышления о времени и пространстве в Андском мире», Bulletin de l'Institut Français d'Etudes Andines 9 (1–2): 37–81 (1982).
  • Рэндалл, Роберт. «Возвращение Плеяд». Естественная история 96 (6): 42–53 (июнь 1987 г.).
  • Саллноу, Майкл. Паломники Анд: региональные культы в Куско . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института, 1987.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0b284c41590c8c8e95365afae61d3ee__1710011520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/ee/e0b284c41590c8c8e95365afae61d3ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quyllurit'i - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)