Jump to content

Польская угольная магистраль

, Мемориальная доска установленная в 2003 году к 70-летию строительства угольной магистрали в Тарновских Горах.

Угольная магистраль ( польск . Magistrala Węglowa ) — одна из важнейших железнодорожных магистралей в Польше.

Он пересекает центральную часть страны, от угольных шахт и сталелитейных заводов Верхней Силезии на юге до на Балтийском море порта Гдыни на севере. Линия используется в основном грузовыми поездами: пассажирских рейсов на ней мало. Построенный в конце 1920-х — начале 1930-х годов, он был одной из крупнейших инвестиций Второй Польской Республики .

Железнодорожный мост через реку Брда в Быдгоще

Угольная магистраль начинается на станции Хожув-Баторы в верхнесилезском городе Хожув и направляется на север. Преодолев почти 30 километров, он достигает Тарновских Гор – очень важной грузовой станции, расположенной на северной окраине Верхнесилезского угольного бассейна .

Далее линия идет в сторону Калети и Херби Нове . В Херби-Нове начинается собственно угольная магистраль. Соединение Хожув-Баторы – Калеты было построено еще до 1920-х годов немцами, так как до 1921 года эти земли принадлежали Германии. Затем, в 1926 году, была построена линия Калеты – Хербы-Нове Велюнь Кемпно , благодаря чему Верхняя Силезия и Познань получила прямое сообщение без необходимости использовать тогдашний немецкий узел Кройцбург (Ключборк).

От Хербы-Нове, пересекая стратегические узлы Хожев-Семковице и Здуньска-Воля-Каршнице , угольная магистраль достигает Иновроцлава . Оттуда он идет в Быдгощ , который уже был связан с Гданьском и Гдыней (через Ласковице и Тчев ), но создание Вольного города Данциг затруднило поддержание регулярного польского грузового движения в межвоенный период. Так, еще одна часть угольной магистрали между Быдгощом и Гдыней была построена в начале 1930-х годов через Верщуцин и Косцежину , а также малонаселенные леса и холмы Кашубии .

Угольная магистраль заканчивается в порту Гдыня на Балтийском море , пересекая всю Польшу с юга на север (около 550 километров).

Начало и межвоенный период

[ редактировать ]
Угольная магистраль в границах Второй Польской Республики.

В 1921–1922 годах были окончательно установлены границы Второй Польской республики . Верхняя Силезия была разделена (см.: Силезские восстания ), и граница оставила в руках немцев несколько важных узлов, включая Ключборк (Кройцбург) и Фосовские (Воссовска). Без этих центров железнодорожное сообщение между Польской Силезией и Балтийским морем было практически невозможным. Поскольку уголь был одним из основных статей польского экспорта, а транзит через Германию был запрещен (из-за немецко-польской таможенной войны в конце 1920-х - начале 1930-х годов), строительство новой линии было необходимо.

17 февраля 1928 года президент Польши Игнаций Мосцицкий подписал закон, предписывающий построить 255-километровую линию Херби Нове – Иновроцлав. По неизвестным причинам в него не был включен важный промышленный центр Лодзь , расположенный всего в нескольких километрах к востоку от маршрута. Вместо этого угольная магистраль пересекала основной маршрут Восток-Запад ( Варшава – Лодзь – Острув-Велькопольский – Познань) в районе города Здуньска-Воля . В результате был построен огромный перекресток Здуньска-Воля-Каршнице, который до сих пор является одним из важнейших узлов всей страны. Также здесь был построен новый поселок с несколькими многоквартирными домами для железнодорожников и их семей. Помимо самой линии, на ее пути были построены многочисленные станции. Большинство из них напоминают традиционные польские усадьбы с очень интересной архитектурой.

Соединение Херби Нове – Каршнице было завершено к 1930 году, вскоре после этого маршрут достиг Иновроцлава. Поскольку линия между Иновроцлавом и Быдгощью уже существовала, следующим шагом стало строительство последней ее части – от Быдгощи до Гдыни, через Польский коридор , без выхода на территорию Вольного города Данциг . Вся угольная магистраль была завершена к 1933 году, а в 1939 году она была соединена с Ченстоховой благодаря маршруту Хожев-Семковице – Ченстохова, который был завершен 23 апреля 1939 года. Также в тот же день был завершен второй путь на участок между Здуньской Волей Каршнице и Хожевом Сиемковице. Среди гостей, приглашенных на празднование открытия сообщения Ченстохова-Семковице, были министр сообщения Польши Юлиуш Ульрих и министр общественных работ Франции Анатоль де Монзи .

В период между войнами пассажирские поезда дальнего следования все еще использовали сообщение Быдгощ – Данциг – Гдыня, пересекая территорию Вольного города Данциг.

Вторая мировая война и после нее

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны немецкие оккупанты не считали Угольную магистраль стратегически важной. Для них наиболее важными были маршруты Запад – Восток, по которым перевозились военные транспорты. Кроме того, поскольку границы, существовавшие до 1939 года, были аннулированы, часть линии между Быдгощом и Гдыней была заменена линией Быдгощ – Тчев – Данциг – Гдыня. Несмотря на это, в начале 1940-х годов немцы проложили второй путь на маршрутах Херби Нове – Семковице (55 км) и Каршнице – Иновроцлав (156 км).

После войны Угольная магистраль вновь приобрела значение. Транспортировка силезского угля в Гданьск и Гдыню имела решающее значение для польской экономики, поэтому к 1966 году электрификация всего маршрута была завершена. Однако первоначальное сообщение Быдгощ – Косцежина – Гдыня было заброшено грузовыми поездами, идущими по маршруту Быдгощ – Тчев – Гданьск – Гдыня, и сегодня используется только для местного сообщения.

Сегодня Угольная магистраль является одним из самых процветающих железнодорожных маршрутов в Польше. Пассажирских поездов немного (много пассажирских поездов на части этой линии Тчев - Иновроцлав), но грузовых поездов очень много, так как это самый быстрый путь из промышленных районов Верхней Силезии, Заглембе-Домбровских и Ченстоховы к портам Балтики.

Участок линии от Быдгоща до Гдыни сегодня обозначается как линия PKP 201 , участок от Хожува до Быдгощи является частью линии PKP 131, которая расходится от Быдгоща в сторону Тчева.

Инвестор

[ редактировать ]

Угольная магистраль была построена по заказу правительства Польши частной компанией Франко-польская железнодорожная ассоциация (FPTK – Francusko-Polskie Towarzystwo Kolejowe). Эта компания обслуживала маршрут Херби Нове – Гдыня с 24 апреля 1931 года по 1 сентября 1939 года. В это время линия не находилась в ведении Польских государственных железных дорог ( ПКП ), ФПТК руководила ею из своей штаб-квартиры в Быдгоще. После войны вся линия была национализирована.

Главные станции

[ редактировать ]

Важнейшими станциями первоначального маршрута являются Хожув , Тарновские Горы , Калеты , Хербы Нове , Хожев Семковице , Здуньска Воля Каршнице , Иновроцлав , Быдгощ , Вержуцин , Косцежина , Сомонино и Гдыня .

Расстояния

[ редактировать ]

Длина линии измеряется от перекрестка в Херби-Нове до порта Гдыня (например, с юга на север). Не включено сообщение Хожув-Баторы – Хербы-Нове (65 км.).

  • Херби Нове (0 км),
  • Хожев-Семковице (55 км.),
  • Здуньска Воля Каршнице (99 км),
  • Иновроцлав Рабинек (247 км),
  • Иновроцлав Гловный (254 км),
  • Быдгощ-Главная (299 км),
  • Вержуцин (347 км),
  • Бонк (392 км),
  • Косцежина (413 км),
  • Сомонино (438 км.),
  • Гдыня Главная (480 км).

Хронология

[ редактировать ]

Даты строительства маршрута:

  • Черск – Бак – Косцежина – 1928 г.,
  • Новые гербы – Здуньска Воля – 1930 г.,
  • Максимилианово – Бонк – 1930 г.,
  • Косцежина – Гдыня – 1930 г.,
  • Здуньска Воля – Иновроцлав – 1933 г.,

Общая протяженность линии, построенной в 1930–1933 годах – 448 км.

  • Малый статистический ежегодник, Центральное статистическое управление Республики Польша, Варшава, 1939 г.,
  • Официальное расписание полетов и расписания лета 1939 г., Издательство Министерства связи, Варшава, 1939 г.,
  • Польша 1939 г. - дорожная карта, Издательство PTR Kartografia, Варшава 2005 г.,
  • Карта польской железнодорожной сети, изданная Министерством связи в Варшаве, 1939 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e28d2c25c78edcf08d7b49fbe516fe70__1706055360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/70/e28d2c25c78edcf08d7b49fbe516fe70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish Coal Trunk-Line - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)