Польская угольная магистраль
Угольная магистраль ( польск . Magistrala Węglowa ) — одна из важнейших железнодорожных магистралей в Польше.
Он пересекает центральную часть страны, от угольных шахт и сталелитейных заводов Верхней Силезии на юге до на Балтийском море порта Гдыни на севере. Линия используется в основном грузовыми поездами: пассажирских рейсов на ней мало. Построенный в конце 1920-х — начале 1930-х годов, он был одной из крупнейших инвестиций Второй Польской Республики .
Маршрут
[ редактировать ]Угольная магистраль начинается на станции Хожув-Баторы в верхнесилезском городе Хожув и направляется на север. Преодолев почти 30 километров, он достигает Тарновских Гор – очень важной грузовой станции, расположенной на северной окраине Верхнесилезского угольного бассейна .
Далее линия идет в сторону Калети и Херби Нове . В Херби-Нове начинается собственно угольная магистраль. Соединение Хожув-Баторы – Калеты было построено еще до 1920-х годов немцами, так как до 1921 года эти земли принадлежали Германии. Затем, в 1926 году, была построена линия Калеты – Хербы-Нове – Велюнь – Кемпно , благодаря чему Верхняя Силезия и Познань получила прямое сообщение без необходимости использовать тогдашний немецкий узел Кройцбург (Ключборк).
От Хербы-Нове, пересекая стратегические узлы Хожев-Семковице и Здуньска-Воля-Каршнице , угольная магистраль достигает Иновроцлава . Оттуда он идет в Быдгощ , который уже был связан с Гданьском и Гдыней (через Ласковице и Тчев ), но создание Вольного города Данциг затруднило поддержание регулярного польского грузового движения в межвоенный период. Так, еще одна часть угольной магистрали между Быдгощом и Гдыней была построена в начале 1930-х годов через Верщуцин и Косцежину , а также малонаселенные леса и холмы Кашубии .
Угольная магистраль заканчивается в порту Гдыня на Балтийском море , пересекая всю Польшу с юга на север (около 550 километров).
История
[ редактировать ]Начало и межвоенный период
[ редактировать ]В 1921–1922 годах были окончательно установлены границы Второй Польской республики . Верхняя Силезия была разделена (см.: Силезские восстания ), и граница оставила в руках немцев несколько важных узлов, включая Ключборк (Кройцбург) и Фосовские (Воссовска). Без этих центров железнодорожное сообщение между Польской Силезией и Балтийским морем было практически невозможным. Поскольку уголь был одним из основных статей польского экспорта, а транзит через Германию был запрещен (из-за немецко-польской таможенной войны в конце 1920-х - начале 1930-х годов), строительство новой линии было необходимо.
17 февраля 1928 года президент Польши Игнаций Мосцицкий подписал закон, предписывающий построить 255-километровую линию Херби Нове – Иновроцлав. По неизвестным причинам в него не был включен важный промышленный центр Лодзь , расположенный всего в нескольких километрах к востоку от маршрута. Вместо этого угольная магистраль пересекала основной маршрут Восток-Запад ( Варшава – Лодзь – Острув-Велькопольский – Познань) в районе города Здуньска-Воля . В результате был построен огромный перекресток Здуньска-Воля-Каршнице, который до сих пор является одним из важнейших узлов всей страны. Также здесь был построен новый поселок с несколькими многоквартирными домами для железнодорожников и их семей. Помимо самой линии, на ее пути были построены многочисленные станции. Большинство из них напоминают традиционные польские усадьбы с очень интересной архитектурой.
Соединение Херби Нове – Каршнице было завершено к 1930 году, вскоре после этого маршрут достиг Иновроцлава. Поскольку линия между Иновроцлавом и Быдгощью уже существовала, следующим шагом стало строительство последней ее части – от Быдгощи до Гдыни, через Польский коридор , без выхода на территорию Вольного города Данциг . Вся угольная магистраль была завершена к 1933 году, а в 1939 году она была соединена с Ченстоховой благодаря маршруту Хожев-Семковице – Ченстохова, который был завершен 23 апреля 1939 года. Также в тот же день был завершен второй путь на участок между Здуньской Волей Каршнице и Хожевом Сиемковице. Среди гостей, приглашенных на празднование открытия сообщения Ченстохова-Семковице, были министр сообщения Польши Юлиуш Ульрих и министр общественных работ Франции Анатоль де Монзи .
В период между войнами пассажирские поезда дальнего следования все еще использовали сообщение Быдгощ – Данциг – Гдыня, пересекая территорию Вольного города Данциг.
Вторая мировая война и после нее
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны немецкие оккупанты не считали Угольную магистраль стратегически важной. Для них наиболее важными были маршруты Запад – Восток, по которым перевозились военные транспорты. Кроме того, поскольку границы, существовавшие до 1939 года, были аннулированы, часть линии между Быдгощом и Гдыней была заменена линией Быдгощ – Тчев – Данциг – Гдыня. Несмотря на это, в начале 1940-х годов немцы проложили второй путь на маршрутах Херби Нове – Семковице (55 км) и Каршнице – Иновроцлав (156 км).
После войны Угольная магистраль вновь приобрела значение. Транспортировка силезского угля в Гданьск и Гдыню имела решающее значение для польской экономики, поэтому к 1966 году электрификация всего маршрута была завершена. Однако первоначальное сообщение Быдгощ – Косцежина – Гдыня было заброшено грузовыми поездами, идущими по маршруту Быдгощ – Тчев – Гданьск – Гдыня, и сегодня используется только для местного сообщения.
Сегодня Угольная магистраль является одним из самых процветающих железнодорожных маршрутов в Польше. Пассажирских поездов немного (много пассажирских поездов на части этой линии Тчев - Иновроцлав), но грузовых поездов очень много, так как это самый быстрый путь из промышленных районов Верхней Силезии, Заглембе-Домбровских и Ченстоховы к портам Балтики.
Участок линии от Быдгоща до Гдыни сегодня обозначается как линия PKP 201 , участок от Хожува до Быдгощи является частью линии PKP 131, которая расходится от Быдгоща в сторону Тчева.
Инвестор
[ редактировать ]Угольная магистраль была построена по заказу правительства Польши частной компанией Франко-польская железнодорожная ассоциация (FPTK – Francusko-Polskie Towarzystwo Kolejowe). Эта компания обслуживала маршрут Херби Нове – Гдыня с 24 апреля 1931 года по 1 сентября 1939 года. В это время линия не находилась в ведении Польских государственных железных дорог ( ПКП ), ФПТК руководила ею из своей штаб-квартиры в Быдгоще. После войны вся линия была национализирована.
Главные станции
[ редактировать ]Важнейшими станциями первоначального маршрута являются Хожув , Тарновские Горы , Калеты , Хербы Нове , Хожев Семковице , Здуньска Воля Каршнице , Иновроцлав , Быдгощ , Вержуцин , Косцежина , Сомонино и Гдыня .
Расстояния
[ редактировать ]Длина линии измеряется от перекрестка в Херби-Нове до порта Гдыня (например, с юга на север). Не включено сообщение Хожув-Баторы – Хербы-Нове (65 км.).
- Херби Нове (0 км),
- Хожев-Семковице (55 км.),
- Здуньска Воля Каршнице (99 км),
- Иновроцлав Рабинек (247 км),
- Иновроцлав Гловный (254 км),
- Быдгощ-Главная (299 км),
- Вержуцин (347 км),
- Бонк (392 км),
- Косцежина (413 км),
- Сомонино (438 км.),
- Гдыня Главная (480 км).
Хронология
[ редактировать ]Даты строительства маршрута:
- Черск – Бак – Косцежина – 1928 г.,
- Новые гербы – Здуньска Воля – 1930 г.,
- Максимилианово – Бонк – 1930 г.,
- Косцежина – Гдыня – 1930 г.,
- Здуньска Воля – Иновроцлав – 1933 г.,
Общая протяженность линии, построенной в 1930–1933 годах – 448 км.
Ссылки
[ редактировать ]- Малый статистический ежегодник, Центральное статистическое управление Республики Польша, Варшава, 1939 г.,
- Официальное расписание полетов и расписания лета 1939 г., Издательство Министерства связи, Варшава, 1939 г.,
- Польша 1939 г. - дорожная карта, Издательство PTR Kartografia, Варшава 2005 г.,
- Карта польской железнодорожной сети, изданная Министерством связи в Варшаве, 1939 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- интересная страница о линии, с фотографиями и большим количеством информации (на польском языке) ,
- история линии (на польском языке) ,
- галерея фотографий линии