АС.15ТТ
АС.15 ТТ | |
---|---|
![]() Вид сбоку на ракету АС 15 ТТ. | |
Тип | Противокорабельная ракета |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1985 - |
Используется | Саудовская Аравия (основной пользователь) |
Войны | Война в Персидском заливе |
История производства | |
Разработанный | середина 1970-х годов |
Производитель | Аэрокосмическая промышленность |
Стоимость единицы | $295 000 (1992) |
Произведено | 1985- |
№ построено | 306 |
Технические характеристики | |
Масса | 96 кг (212 фунтов) |
Длина | 2,16 метра (7 футов 1 дюйм) |
Ширина | 0,564 метра (1 фут 10,2 дюйма) |
Диаметр | 0,185 метра (7,3 дюйма) |
Боеголовка | HE, полуперфорационный |
Вес боеголовки | 30 килограммов (66 фунтов) |
Детонация механизм | ударный взрыватель |
Двигатель | Anubis CMDB SNPE Два бустера (запуск) SNPE ACIS CDB Один маршевый двигатель (круиз) |
Оперативный диапазон | 15 000 метров (49 000 футов) |
Высота полета | Скольжение по морю |
Максимальная скорость | 1008 километров в час (626 миль в час) |
Руководство система | Радиокомандное наведение (дистанционное наведение) |
AS.15 AS.15TT и Tous Temps (по- « французски » , что означает «Всепогодная»). [ 1 ] Французские противокорабельные ракеты . Она была разработана как замена ракеты АС-12 .
Разработка
[ редактировать ]В 1970-х годах были начаты две программы Aerospatiale по изучению потенциальных замен ракете AS.12. Это были системы радиолокационного наведения AS 15 TT и AM 10 LASSO (легкий противоповерхностный полуавтоматический оптический прибор), которые были публично представлены в 1976 и 1977 годах соответственно. Разработка AM 10 была остановлена в 1978 году, когда стало очевидно, что ракета с оптическим наведением имеет меньший потенциал, чем ракета с радиолокационным наведением.
Первые боевые стрельбы были проведены в 1981 году. Комплектация вертолета началась в 1982 году и завершилась во второй половине 1983 года. Разработка завершилась в июне 1985 года.
Корабельная версия ракеты, получившая обозначение MM 15, была показана на авиасалоне в Фарнборо в 1984 году, а затем на авиасалоне в Сингапуре в 1992 году. Сообщается, что в 1993 году были проведены огневые испытания. Версия ракеты для береговой обороны также была предложена компанией Aerospatiale.
Описание
[ редактировать ]Ракета состоит из длинного цилиндрического основного корпуса, оканчивающегося заостренной носовой частью, с четырьмя килями, расположенными в крестообразном сечении. На конце каждого плавника имеется блок, в котором находится либо радиолокационный приемник, либо аккумулятор. Спереди назад ракета состоит из боевой части, ударного взрывателя и предохранительно-взводного механизма. Далее идет автопилот (ЕОП), высотомер, гироскоп, приемник радара и аккумулятор. За ним следует твердотопливный маршевый двигатель SNPE Acis CDB, выхлоп которого осуществляется через небольшое центральное сопло. За маршевым двигателем расположены два твердотопливных ракетных двигателя SNPE Anubis CMDB, выхлопные газы которых выбрасываются через два больших сопла. В задней части ракеты находится радиовысотомер. В задней части ракеты расположены четыре рядных киля управления.
Система наведения ракеты фактически является командной , поскольку у ракеты нет собственной РЛС. Он лишь выполняет приказы бортового радара вертолета-носителя/пусковой установки Thomson-CSF I/J-диапазона «Агрион 15». Когда этот радар обнаруживает и идентифицирует подходящую цель, он переходит в режим автоматического сопровождения. Как только цель оказывается в радиусе действия запускаемой ракеты, ускорительные двигатели разгоняют ракету до крейсерской скорости 280 метров в секунду, после чего включается маршевый двигатель. Ракета немедленно начинает снижаться на высоту примерно 3–5 метров. [ 2 ] Общее время горения ракетных двигателей составляет около 45 секунд.
Поправки по пеленгу передаются на ракету через радар «Агрион-15» и принимаются обращенными назад приемными блоками в двух гондолах крыла. Направленный характер приемников затрудняет глушение командного канала. На конечном подлете к цели (до цели осталось около 1000 футов) ракета снижается до высоты около двух метров. Его мощная боеголовка способна пробить стальной бронекорпус толщиной 40 миллиметров (1,6 дюйма). [ 3 ]
Радар Agrion 15 способен обнаружить большой корабль на расстоянии 150 километров (93 мили) и небольшой ударный катер на расстоянии 100 километров (62 мили).
Услуга
[ редактировать ]Ракета поступила на вооружение Саудовской Аравии в 1985 году, было заказано 365 ракет.
Ракета AS-15TT была относительно похожа на британскую ракету Sea Skua; обе предназначались для замены AS-12, обе были очень небольшими противокорабельными ракетами, а с небольшими вертолетами использовалось до четырех экземпляров (Lynx и Dauphin). AS-15TT, имевший характерный красный цвет (Sea Skua часто был белым), был, по сравнению с британским конкурентом, меньшими размерами, тоньше, легче и с другим типом наведения. Однако, в отличие от «Морского поморника», его единственным наведением было радар «Агрион 15», без гибкости другой системы, и поэтому он был менее успешен на рынке. Обе ракеты также безуспешно предлагались в качестве надводных моделей ( ВМС Кувейта были единственным оператором любой ракеты класса «земля-земля», использовав «Морские поморники» на борту своих быстроходных ударных кораблей).
Sea Skua также имел то преимущество, что был «проверен в боевых действиях» (Фолклендские острова) и находился на вооружении Королевского флота, в то время как у ВМС Франции его не было на вооружении, поэтому он производился, очевидно, только для Саудовской Аравии. [ 4 ]
На войне
[ редактировать ]Во время войны в Персидском заливе Королевский флот Саудовской Аравии сообщил о запуске 15 ракет по 5 иракским патрульным катерам. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]
Текущие операторы
[ редактировать ]Бахрейн
- 20 ракет для вертолетов Dauphin на борту быстрых ударных кораблей.
Чили
- Для вертолетов Dauphin .
Франция
- Ракета так и не поступила на вооружение в стране своего происхождения. было закуплено всего около 32 ракет . Для ВМС Франции для испытаний
Ирак
- 60 ракет, заказанных в 1989 году, вероятно, так и не были поставлены.
Израиль
- Для вертолетов Dauphin .
Саудовская Аравия
- Первый заказ на 221 ракету в 1988 году, всего поставлено 254 ракеты. Использовались на вертолетах AS565 Panther , на борту фрегатов класса «Аль-Мадина» и береговых баз.
Объединенные Арабские Эмираты
- Новый заказ 1994 года на оснащение семи вертолетов AS565 Panther .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фридман, Норман (1997). Пресса Военно-морского института (Аннаполис, Мэриленд) (ред.). Путеводитель Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения 1997-1998 гг . стр. 224–225. ISBN 1-55750-268-4 . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ Энциклопедия оружия (ред.). «Aérospatiale AS.12 и AS.15TT (Франция)» (на французском языке) . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ Тайвань Wiki (ред.). «Свойства и применение французской противокорабельной ракеты AS-15-TT» (на китайском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 21 сентября 2014 г. .
- ^ Фишер, Иоганн, Морской поморник, ураган с моря , журнал RiD, Генуя, март 1993 г., стр.70-71.
Ссылки
[ редактировать ]- Дункан Леннокс. Оружие Джейн, запускаемое с воздуха, выпуск тридцать шестой .