Цветопередача
Цветопередача относится к источника света его способности точно передавать цвета различных объектов (т.е. создавать световую метамерию ) по сравнению с идеальным или естественным источником света. Источники света с хорошей цветопередачей желательны в приложениях, где цвет критически важен, например, в уходе за новорожденными. [1] и художественная реставрация . (CIE) определяет его Международная комиссия по освещению следующим образом: [2]
Влияние источника света на цветовой облик предметов путем сознательного или подсознательного сравнения их цветового облика при эталонном источнике света.
Количественные меры
[ редактировать ]Для измерения цветопередачи источника света для человеческого глаза или камеры было разработано множество количественных мер. Среди примечательных из них:
- Индекс цветопередачи (CRI), CIE 1974. В настоящее время признан несовершенным, но все еще широко используется для бытового освещения. Обновлено в 1999 году, но выпускается редко.
- Индекс согласованности телевизионного освещения (TLCI), EBU 2012. Учитывайте спектральную характеристику камер и экранов, которые могут давать существенно разные результаты при светодиодном освещении с высоким индексом цветопередачи . [3]
- Индекс спектрального сходства (SSI), AMPAS 2016 (пересмотренный в 2020 году). Отказ от концепции образцов цвета в CRI и TLCI для непосредственного определения формы спектра. Поскольку образцы цвета отсутствуют, SSI не измеряет цветопередачу, но включен сюда, поскольку часто используется для указания потенциального качества цветопередачи тестового источника света по сравнению с эталонным источником. Опубликовано как SMPTE 2122. [4]
- КЭС ТМ-30 , 2015 г. (ред. 2020 г.). Метрика, связанная с CRI с обновленным преобразованием цвета, большим количеством (99) образцов цвета и оценкой дополнительных факторов «приятности», таких как размер гаммы и сдвиг оттенка. По-прежнему использует участников-людей. Одобрен CIE в 2015 году для замены CRI. [5]
Фон
[ редактировать ]Исследователи использовали дневной свет в качестве эталона для сравнения цветопередачи электрического освещения. В 1948 году дневной свет был описан как идеальный источник освещения для хорошей цветопередачи, поскольку «он (дневной свет) отображает (1) большое разнообразие цветов, (2) позволяет легко различать небольшие оттенки цвета и (3) цвета предметов вокруг нас, очевидно, выглядят естественно». [6]
Примерно в середине 20-го века учёные-цветоведы заинтересовались оценкой способности искусственного освещения точно воспроизводить цвета. Европейские исследователи пытались описать источники света, измеряя спектральное распределение мощности (SPD) в «репрезентативных» спектральных диапазонах, тогда как их североамериканские коллеги изучали колориметрическое воздействие источников света на эталонные объекты. [7]
Весы
[ редактировать ]Индекс цветопередачи
[ редактировать ]Индекс цветопередачи (CRI) 1974 года является результатом исследования комитета CIE по теме цветопередачи. Он использует американский колориметрический подход с группой людей вместо спектрофотометрии . Восемь образцов разного оттенка поочередно освещались двумя источниками света и сравнивались цветовые характеристики. Поскольку в то время не существовало модели цветового представления, было решено основывать оценку на цветовых различиях в подходящем цветовом пространстве CIEUVW . Остаточная разница в цветности устраняется с помощью преобразования хроматической адаптации перед сравнением с эталонным источником света. Каждое цветовое различие переводилось в подоценку, восемь из которых усреднялись для получения окончательной оценки R a . [8]
Индекс согласованности телевизионного освещения
[ редактировать ]Еще в 1971 году аналог CRI для телевизоров был разработан сотрудниками BBC . [9] В то время относительно широкополосная природа источников света означала, что CRI все еще приближался к цветопередаче для телевизионных камер, и это предположение быстро было опровергнуто появлением светодиодного освещения . В результате в 2012 году Европейский вещательный союз повторно представил концепцию индекса согласованности телевизионного освещения (TLCI), а в 2013 году — коэффициента соответствия телевизионных светильников (TLMF) для смешанного освещения. [3]
Для расчета TLCI сначала измеряется полное спектральное распределение мощности (SPD) источника света. Из этого SPD коррелированная цветовая температура определяется (CCT), которая обеспечивает эталонный источник света. При использовании тестового и эталонного источника света изображение ColorChecker моделируется с использованием известных коэффициентов отражения и цветовых кривых средней камеры и дисплея HDTV. Разница рассчитывается в CIEDE2000. В случае TLMF ссылка задается не CCT, а непосредственно пользователем. [10]
Индекс спектрального сходства
[ редактировать ]Индекс спектрального сходства (SSI) 2016 года — это шкала, которая полностью исключает сравнение образцов цвета, а вместо этого напрямую сравнивает SPD одного источника света с эталоном. [4] Его разработчики утверждают, что различия между камерами означают, что TLCI может описывать только трехчиповые телевизионные камеры, а не более разнообразные спектральные чувствительности одночиповых цифровых кинокамер, фотоаппаратов или пленок. [11] (Теоретически, цветные гели также вносят изменения, которые трудно уловить с помощью TLCI.)
SSI рассчитывается путем взятия двух интегрированных нормализованных SPD в интервалах 5 нм от 375 до 675 нм и определения взвешенной относительной разницы между ними. Эта взвешенная относительная разница свертывается, и величина результата переводится в 100-балльное значение. Низкое значение SSI только предупреждает о потенциальных проблемах с цветопередачей, но не подтверждает их наличие и не указывает на возможные ошибки. [11]
ТМ-30
[ редактировать ]TM-30 — это текущий (по состоянию на 2021 год) рекомендуемый CIE показатель цветопередачи, воспринимаемой человеком. Он генерирует большой набор выходных данных, включая общий индекс точности (R f ), общий индекс гаммы (R g ) для изменений цветности , график формы гаммы и подробные значения цветности, оттенка и точности цветопередачи для каждого из 16 диапазонов оттенков, а также оценки точности цветопередачи для каждого из 99 образцов цветов. Он использует цветовое пространство CAM02-UCS . R f был принят CIE как CIE 224: 2017 «индекс точности цветопередачи» (CFI). [12]
Как и другие новые шкалы, TM-30 рассчитывается на основе SPD относительно SPD той же CCT. [12] Уникальность ТМ-30 в том, что он выходит за рамки верности (точности цветопередачи) и описывает другие аспекты цветопередачи. Эта дополнительная информация позволяет, например, пожертвовать точностью ради яркости телесных тонов в соответствии с определенным критерием проектирования. Три цели эталонного проекта и уровни приоритета определены в Приложении E TM-30. [13]
Другие масштабы
[ редактировать ]Прежде чем вышеупомянутые шкалы будут разработаны для замены CRI, был предложен ряд других мер. Однако ни один из них не нашел широкого применения:
- Р96а , 1999 г.
- Пересмотр CRI с учетом устаревания/утраты исходных образцов цвета и некоторых улучшений в колориметрии. Использует образцы ColorChecker, CIELAB и CIECAT94. [14]
- Шкала качества цвета , 2005 г.
- NIST предложил замену CRI R a . Использует более насыщенные образцы, CIELAB и CMCCAT2002 . Изменения в подсчете очков. [15]
- Индекс площади гаммы, 2010 г.
- Мера площади гаммы . Использование в сочетании с показателем точности (например, CRI) позволяет лучше прогнозировать предпочтения, чем использование любого из них по отдельности. [16]
Типичные значения
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Освещение отделения интенсивной терапии новорожденных: обновленная информация и рекомендации» .
- ^ «Международный словарь по освещению CIE 17.4-1987» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2010 г. Проверено 19 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Индекс стабильности телевизионного освещения 2012» . tech.ebu.ch. 31 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Индекс спектрального сходства (SSI)» . Оскар.орг | Академия кинематографических искусств и наук . 21 апреля 2017 г.
- ^ Майкл Ройер (31 марта 2016 г.). «Оценка цветопередачи с помощью TM-30» (PDF) . Вебинар ENERGY STAR (Министерство энергетики США) .
- ^ П. Дж. Боума (1948). Физические аспекты цвета; введение в научное изучение цветовых раздражителей и цветовых ощущений . (Эйндховен: Отдел технической и научной литературы Philips Gloeilampenfabrieken (Philips Industries).).
- ^ Американский подход изложен Никерсоном (1960) , а европейский подход - Барнсом (1957) и Кроуфордом (1959) . См. Schanda & Sándor (2003) . исторический обзор
- ^ Ри, М.; Дэн, Л.; Уолси, Р. (2004). «Источники света и цвет» . Ответы на вопросы NLPIP по освещению . Трой, Нью-Йорк: Политехнический институт Ренсселера. Архивировано из оригинала 11 июня 2010 г. Проверено 17 июня 2010 г.
- ^ Спросон, WN и Тейлор, EW (1971). Индекс постоянства освещенности цветного телевидения. Отчет исследовательского отдела BBC за 1971-45 гг.
- ^ Европейский вещательный союз. «[Tech 3355] Метод оценки колориметрических свойств светильников: индекс согласованности телевизионного освещения (TLCI-2012) и коэффициент соответствия телевизионного светильника (TLMF-2013)» (PDF) . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Академия кинематографических искусств и наук (16 сентября 2020 г.). «Индекс спектрального сходства Академии (SSI): обзор» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б Ройер, Майкл П. (16 марта 2021 г.). «Учебное пособие: Предыстория и рекомендации по использованию метода ANSI/IES TM-30 для оценки цветопередачи источника света» . ЛЕУКОС . 18 (2): 191–231. дои : 10.1080/15502724.2020.1860771 . S2CID 233697915 .
- ^ «Использование TM-30 для улучшения конструкции освещения – Общество светотехники» .
- ^ CIE (1999), Цветопередача (заключительные замечания TC 1–33) , Публикация 135/2, Вена: Центральное бюро CIE, ISBN 3-900734-97-6 , заархивировано из оригинала 22 сентября 2008 г. , получено 16 июля 2008 г.
- ^ Дэвис, В.; Оно, Ю. (2005). Фергюсон, Ян Т.; Каррано, Джон К.; Тагучи, Цунэмаса; Эшдаун, Ян Э. (ред.). «На пути к улучшению показателя цветопередачи» . Учеб. ШПИОН . Пятая международная конференция по твердотельному освещению. 5941 : 59411G–1. Бибкод : 2005SPIE.5941..283D . CiteSeerX 10.1.1.470.2414 . дои : 10.1117/12.615388 . S2CID 121431482 .
- ^ «Цветопередача» (PDF) . Рекомендации по заданию цветовых свойств источников света для розничного мерчендайзинга . Том. 8, нет. 2. Альянс твердотельных систем и технологий освещения. Март 2010. с. 6 . Проверено 14 сентября 2020 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Барнс, Бентли Т. (декабрь 1957 г.). «Ленточные системы для оценки цветопередачи». ДЖОСА . 47 (12): 1124–1129. Бибкод : 1957JOSA...47.1124B . дои : 10.1364/JOSA.47.001124 .
- Кроуфорд, Брайан Хьюсон (декабрь 1959 г.). «Измерение допусков цветопередачи». ДЖОСА . 49 (12): 1147–1156. Бибкод : 1959JOSA...49.1147C . дои : 10.1364/JOSA.49.001147 .
- Никерсон, Дороти (январь 1960 г.). «Источники света и цветопередача». ДЖОСА . 50 (1): 57–69. Бибкод : 1960JOSA...50...57N . дои : 10.1364/JOSA.50.000057 .
- Шанда, Янош; Шандор, Норберт (2003). Цветопередача, прошлое-настоящее-будущее . Международная конференция по освещению и цвету, Кейптаун, Южная Африка, 2–5 ноября 2003 г., стр. 76–85.