Марокканская экспедиция
Марокканская экспедиция | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Карта Марокко и Алжира, 1844 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
При поддержке: ![]() ![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
Дания: 2 фрегата 1 Бриг 1 вспомогательное судно 1 катерный бриг 1 Корвет Швеция: 1 фрегат 1 Корвет 1 шхуна Норвегия: 1 Корвет | Неизвестный |
Марокканская экспедиция представляла собой морскую экспедицию, проведенную странами Швеции, Норвегии и Дании с целью оказать военное давление на варварское государство Марокко, чтобы оно согласилось на новые условия, предложенные датскими и шведскими дипломатами. Одним из мотивов экспедиции была отмена нескольких старых и несправедливых договоров, в которых говорилось, что Швеция и Дания должны будут платить ежегодную дань марокканскому султанату, чтобы получить безопасный проход от берберийских пиратов.
В 1843 году датский король Кристиан VIII предложил датскому и шведскому флотам объединить силы, чтобы оказать военное давление на Марокко, чтобы оно прекратило нападения на шведских и датских купцов без уплаты дани. В следующем году флоты Швеции, Дании и Норвегии совместно отправились в военную экспедицию в Марокко, и после года переговоров марокканский султан Абд ар-Рахман наконец согласился на новые условия, предложенные датскими и шведскими переговорщиками.
Фон
[ редактировать ]На протяжении 1700-х годов страны Швеции и Дании и Норвегии были вынуждены подписать многочисленные несправедливые договоры с берберийскими пиратами, чтобы гарантировать, что их купцы смогут путешествовать через Средиземное море, не становясь жертвой пиратского нападения. [ 1 ] Скандинавские страны были вынуждены платить огромную ежегодную дань многочисленным султанатам, причем неуплата этой суммы часто сопровождалась объявлением войны или усилением нападений на торговцев этой страны. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] Частично из-за расстояния между ними такие страны, как Дания и Швеция, однако, часто не имели другого выбора, кроме как уступить требованиям берберийских пиратов и продолжать платить пиратам и дарить им роскошные подарки. [ 3 ] Однако в начале 19 века власть и влияние упомянутых пиратов резко упали. Усиление османами своего контроля над Триполи и вторжение французов в Алжир в 1830 году были событиями, которые значительно ослабили пиратов, а ежегодная выплата дани варварским государствам к 1830 году по большей части ушла в прошлое. [ 2 ] [ 1 ] [ 4 ] Однако Швеция-Норвегия и Дания были заметными исключениями, поскольку Марокко все еще вымогало у них деньги, и торговцев из этих стран приходилось регулярно сопровождать их военно-морскими силами. [ 3 ] [ 1 ] Однако в то время Марокко находилось в очень слабом состоянии, оно было единственным оставшимся берберийским государством и не могло идти в ногу с технологическими достижениями европейских военно-морских сил. Ослабленного государства Марокко было достаточно, чтобы Кристиан VIII в 1843 году направил датский флот для поездки в Марокко, чтобы оказать давление на Абд аль-Рахмана из Марокко, чтобы тот прекратил сбор датской дани в демонстрации силы. [ 1 ] Швеция-Норвегия присоединится к датской экспедиции годом позже, в 1844 году. [ 3 ]
Отправление в Марокко
[ редактировать ]Датская флотилия
[ редактировать ]В 1843 году датский корвет «Флора» под командованием капитана Палудана получил секретный приказ отправиться в Марокко с небольшим флотом, чтобы попытаться прекратить ежегодную дань султану. [ 5 ] Позже в том же году к флотилии присоединился бриг Set Croix из Карибского моря , а также фрегаты Geifon под командованием HGF Garde и Thelis под командованием Х. Ашехага в 1844 году. [ 5 ] Также присутствовал катерный бриг «Меркуриус» . [ 3 ]
Однако даже при наличии такой силы переговоры с Абд аль-Рахманом из Марокко остались в тупике. Это заставило Кристиана VIII обратиться к шведам за помощью в их экспедиции в 1843 году. [ 2 ] При этом Швеция-Норвегия также подвергалась вымогательству денег со стороны берберийских пиратов и поэтому была готова внести свой вклад в военное давление на Марокко, чтобы оно прекратило свою собственную ежегодную выплату дани. [ 6 ] Весной 1844 года, после восшествия на шведский и норвежский престолы, король Оскар I согласился направить шведский флот на помощь Дании в их экспедиции. [ 3 ] [ 1 ]

Шведско-норвежская флотилия
[ редактировать ]2 сентября 1844 года корвет «Карлскруна» , шхуна «Л'Эгль » и фрегат «Жозефина» отправились из Швеции под командованием Ч. Ульнера в Средиземное море. [ 2 ] [ 4 ] [ 3 ] [ 1 ] «Жозефина» была самым крупным из развернутых линкоров, на ней размещался командир Ч. Х. Ульнер вместе с 700-тысячным экипажем и около 70 пушками. [ 3 ] Корвет «Карлскруна» под командованием Густава Руута вмещал экипаж из 130 человек и был вторым по величине отправленным кораблем, а « Л'Эгль» был самым маленьким. [ 6 ] [ 3 ] Корвет «Нордстиернан» должен был быть переброшен из состава ВМС Норвегии , однако он находился под командованием К.Х. Ульнера на борту шведского фрегата «Жозефина» . [ 3 ]
Путешествие в Гибралтар
[ редактировать ]3 сентября шведская флотилия прибыла в Копенгаген, где приняла датских лоцманов из местного шведского консульства, а 5-го числа продолжила путь через Каттегат вместе с датским пароходом «Гекла» под командованием капитана Мурье после непродолжительного пребывания. [ 5 ] [ 3 ] Пройдя вдоль западного побережья Швеции, они снова бросили якорь в крепости Эльфсборг , где взяли на борт жирафа Хаджи и отвезли его домой в Египет. [ 3 ] Хаджи был подарком египетского паши Оскару I после его восшествия на престол в марте, однако жираф умрет, не дожив до Египта. [ 3 ]
15 числа флотилия покинула Эльфсборг и возобновила путь, оставив Каттегат вместе с датскими пилотами позади. На следующий день флот вошел в Северное море во время сильного шторма и провел ночь в Рамсгейте , Англия. [ 3 ] [ 7 ]
27 числа шведы вошли в Бискайский залив . Проходя мимо южной оконечности Португалии, на руль « Карлскроны » приземлился уставший голубь , который вдохновил врача корвета Германа Зетерберга на написание короткого стихотворения под названием «Den lilla tuturduvan i spanskasjön» («Маленький поющий голубь в заливе»). Бискайского залива), и по возвращении он станет весьма популярным дома как поэт и писатель. [ 3 ] [ 8 ]
На следующий день, 28 числа, флотилия войдет в Средиземное море и проплывет мимо Танжера , где перед тем, как встать на якорь, их встретят поднятые флаги местных консульств Португалии и Великобритании. [ 3 ] Шведов приветствовал британский гарнизон и пригласили на борт HMS Albion после приветствия шведов. [ 3 ]
Пребывание в Гибралтаре
[ редактировать ]По прибытии шведы встретились с датским военно-морским флотом и норвежским корветом «Норденшернан» . Ситуация в отношении Марокко будет обсуждаться на датском Меркуриусе , где датчане проинформируют шведов о дипломатическом тупике с марокканским султаном. [ 3 ] К. ч. Ульнер, Густав Руут и шведско-норвежский генеральный консул Эренов будут представлять Швецию-Норвегию на переговорах с Абд ар-Рахманом, а генеральный консул Карстенсен будет представителем Дании, Фредрик Крузенстолпе будет переводчиком между скандинавами и Абд аль-Рахманом. Рахман. [ 9 ] [ 2 ] [ 5 ] Переговоры проходили на фрегате «Жозефина» , стоявшем на якоре недалеко от Танжера . [ 3 ] Французы и англичане оказали скандинавам дипломатическую поддержку, французы недавно начали войну с Марокко , что укрепило дипломатические позиции скандинавских держав. [ 2 ] [ 5 ]
Пока переговоры будут затягиваться, экипаж скандинавских военно-морских сил посвятит свое время празднованиям и исследованию Гибралтара. На следующий день после Рождества шведы приглашали своих датских, норвежских и даже британских коллег принять участие в традиционном шведском празднике «Аннандаг». [ 3 ] Празднования продолжились в канун Нового года, когда шведские, норвежские и датские моряки пели свои национальные гимны во время сильного дождя, когда на часах исполнилось 12. [ 3 ]
С января 1845 года место проведения переговоров изменилось на султанский дворец. [ 2 ] [ 3 ] Переговоры достигли прорыва в апреле в Лараше , где султан наконец согласился с требованиями Швеции, Норвегии и Дании прекратить ежегодную дань, заняв последний платеж в размере 133 532 риксдалеров у Швеции-Норвегия. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 9 ] Однако до тех пор, пока договор не будет ратифицирован, флоты Дании и Швеции-Норвегии будут продолжать охранять шведско-норвежскую торговлю, протекающую через этот регион, от любых атак со стороны Марокко. [ 10 ] [ 5 ]
Последствия
[ редактировать ]1845 год станет последним разом, когда Швеция-Норвегия или Дания отдадут дань берберийским пиратам, хотя они были последними в Европе, кто сделал это. [ 1 ] [ 2 ] будет Ларашский договор подписан Эреновым и К. Х. Ульнером со шведской стороны и Бузельхамом Бен-Али с марокканской, договор будет ратифицирован в Стокгольме по прибытии Эренова. [ 2 ] И Эренофф, и К. Х. Ульнер получили Орден Полярной звезды и Орден Даннеброга за свои действия во время экспедиции. [ 2 ]
Однако корвет «Карлскруна» захватил охрану шведско-норвежской торговли и получил приказ совершить новый рейс к Сен-Бартелеми в июле после ратификации договора. [ 10 ] Однако он перевернулся, что привело к гибели 114 человек, что стало крупнейшей морской катастрофой Швеции в мирное время. [ 6 ] [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «В зарубежном порту – шведская и шведско-норвежская консульская служба 17.00-1985» (PDF) . Sjöhistoriskasamfundet (на шведском языке). п. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Йохан Матиас Эренхофф» . Риксаркивет (на шведском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Путешествие корвета Карлскруна в Средиземное море 1844-45» (PDF) . Sjöhistoriskasamfundet (на шведском языке). п. 7.
- ^ Перейти обратно: а б «Консулы, корсары и торговля - Шведская консульская служба и перевозки на дальние расстояния, 1720–1815 гг.» (PDF) . Дивапортал . п. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Важнейшие датские предприятия в сфере путешествий и исследований в Африке» . Журнал (на датском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д «Длительные путешествия и визиты за границу на шведских военных кораблях в период с 1784 по 2005 год» . HMS Älvsnabben (на шведском языке).
- ^ «Отношения Швеции с берберийскими государствами Африки» . Рунеберг (на шведском языке).
- ^ «Söterifireht - Зэтерберг» . Рунеберг (на шведском языке).
- ^ Перейти обратно: а б «ЖОЗЕФИНА» . Цифровой музей (на шведском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с «Флот в XIX веке» . Вооруженные силы (на шведском языке).