Jump to content

Марокканская экспедиция

Марокканская экспедиция

Карта Марокко и Алжира, 1844 г.
Дата 1843–1845
Расположение
Результат Победа коалиции; Ларашский договор
Воюющие стороны
При поддержке:
 Франция
 Великобритания

Марокко

Командиры и лидеры
Кристиан VIII
Капитан Палудан
Капитан Мурье
Оскар я
CH Ульнер [ SV ]
Матиас Эренофф [ SV ]
Абд ар-Рахман
Буселхам Бен-Али
Сила
Дания:
2 фрегата
1 Бриг
1 вспомогательное судно
1 катерный бриг
1 Корвет
Швеция:
1 фрегат
1 Корвет
1 шхуна
Норвегия:
1 Корвет
Неизвестный

Марокканская экспедиция представляла собой морскую экспедицию, проведенную странами Швеции, Норвегии и Дании с целью оказать военное давление на варварское государство Марокко, чтобы оно согласилось на новые условия, предложенные датскими и шведскими дипломатами. Одним из мотивов экспедиции была отмена нескольких старых и несправедливых договоров, в которых говорилось, что Швеция и Дания должны будут платить ежегодную дань марокканскому султанату, чтобы получить безопасный проход от берберийских пиратов.

В 1843 году датский король Кристиан VIII предложил датскому и шведскому флотам объединить силы, чтобы оказать военное давление на Марокко, чтобы оно прекратило нападения на шведских и датских купцов без уплаты дани. В следующем году флоты Швеции, Дании и Норвегии совместно отправились в военную экспедицию в Марокко, и после года переговоров марокканский султан Абд ар-Рахман наконец согласился на новые условия, предложенные датскими и шведскими переговорщиками.

На протяжении 1700-х годов страны Швеции и Дании и Норвегии были вынуждены подписать многочисленные несправедливые договоры с берберийскими пиратами, чтобы гарантировать, что их купцы смогут путешествовать через Средиземное море, не становясь жертвой пиратского нападения. [ 1 ] Скандинавские страны были вынуждены платить огромную ежегодную дань многочисленным султанатам, причем неуплата этой суммы часто сопровождалась объявлением войны или усилением нападений на торговцев этой страны. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] Частично из-за расстояния между ними такие страны, как Дания и Швеция, однако, часто не имели другого выбора, кроме как уступить требованиям берберийских пиратов и продолжать платить пиратам и дарить им роскошные подарки. [ 3 ] Однако в начале 19 века власть и влияние упомянутых пиратов резко упали. Усиление османами своего контроля над Триполи и вторжение французов в Алжир в 1830 году были событиями, которые значительно ослабили пиратов, а ежегодная выплата дани варварским государствам к 1830 году по большей части ушла в прошлое. [ 2 ] [ 1 ] [ 4 ] Однако Швеция-Норвегия и Дания были заметными исключениями, поскольку Марокко все еще вымогало у них деньги, и торговцев из этих стран приходилось регулярно сопровождать их военно-морскими силами. [ 3 ] [ 1 ] Однако в то время Марокко находилось в очень слабом состоянии, оно было единственным оставшимся берберийским государством и не могло идти в ногу с технологическими достижениями европейских военно-морских сил. Ослабленного государства Марокко было достаточно, чтобы Кристиан VIII в 1843 году направил датский флот для поездки в Марокко, чтобы оказать давление на Абд аль-Рахмана из Марокко, чтобы тот прекратил сбор датской дани в демонстрации силы. [ 1 ] Швеция-Норвегия присоединится к датской экспедиции годом позже, в 1844 году. [ 3 ]

Отправление в Марокко

[ редактировать ]

Датская флотилия

[ редактировать ]

В 1843 году датский корвет «Флора» под командованием капитана Палудана получил секретный приказ отправиться в Марокко с небольшим флотом, чтобы попытаться прекратить ежегодную дань султану. [ 5 ] Позже в том же году к флотилии присоединился бриг Set Croix из Карибского моря , а также фрегаты Geifon под командованием HGF Garde и Thelis под командованием Х. Ашехага в 1844 году. [ 5 ] Также присутствовал катерный бриг «Меркуриус» . [ 3 ]

Однако даже при наличии такой силы переговоры с Абд аль-Рахманом из Марокко остались в тупике. Это заставило Кристиана VIII обратиться к шведам за помощью в их экспедиции в 1843 году. [ 2 ] При этом Швеция-Норвегия также подвергалась вымогательству денег со стороны берберийских пиратов и поэтому была готова внести свой вклад в военное давление на Марокко, чтобы оно прекратило свою собственную ежегодную выплату дани. [ 6 ] Весной 1844 года, после восшествия на шведский и норвежский престолы, король Оскар I согласился направить шведский флот на помощь Дании в их экспедиции. [ 3 ] [ 1 ]

Шведский фрегат HSwMS Josephine

Шведско-норвежская флотилия

[ редактировать ]

2 сентября 1844 года корвет «Карлскруна» , шхуна «Л'Эгль » и фрегат «Жозефина» отправились из Швеции под командованием Ч. Ульнера в Средиземное море. [ 2 ] [ 4 ] [ 3 ] [ 1 ] «Жозефина» была самым крупным из развернутых линкоров, на ней размещался командир Ч. Х. Ульнер вместе с 700-тысячным экипажем и около 70 пушками. [ 3 ] Корвет «Карлскруна» под командованием Густава Руута вмещал экипаж из 130 человек и был вторым по величине отправленным кораблем, а « Л'Эгль» был самым маленьким. [ 6 ] [ 3 ] Корвет «Нордстиернан» должен был быть переброшен из состава ВМС Норвегии , однако он находился под командованием К.Х. Ульнера на борту шведского фрегата «Жозефина» . [ 3 ]

Путешествие в Гибралтар

[ редактировать ]

3 сентября шведская флотилия прибыла в Копенгаген, где приняла датских лоцманов из местного шведского консульства, а 5-го числа продолжила путь через Каттегат вместе с датским пароходом «Гекла» под командованием капитана Мурье после непродолжительного пребывания. [ 5 ] [ 3 ] Пройдя вдоль западного побережья Швеции, они снова бросили якорь в крепости Эльфсборг , где взяли на борт жирафа Хаджи и отвезли его домой в Египет. [ 3 ] Хаджи был подарком египетского паши Оскару I после его восшествия на престол в марте, однако жираф умрет, не дожив до Египта. [ 3 ]

15 числа флотилия покинула Эльфсборг и возобновила путь, оставив Каттегат вместе с датскими пилотами позади. На следующий день флот вошел в Северное море во время сильного шторма и провел ночь в Рамсгейте , Англия. [ 3 ] [ 7 ]

27 числа шведы вошли в Бискайский залив . Проходя мимо южной оконечности Португалии, на руль « Карлскроны » приземлился уставший голубь , который вдохновил врача корвета Германа Зетерберга на написание короткого стихотворения под названием «Den lilla tuturduvan i spanskasjön» («Маленький поющий голубь в заливе»). Бискайского залива), и по возвращении он станет весьма популярным дома как поэт и писатель. [ 3 ] [ 8 ]

На следующий день, 28 числа, флотилия войдет в Средиземное море и проплывет мимо Танжера , где перед тем, как встать на якорь, их встретят поднятые флаги местных консульств Португалии и Великобритании. [ 3 ] Шведов приветствовал британский гарнизон и пригласили на борт HMS Albion после приветствия шведов. [ 3 ]

Пребывание в Гибралтаре

[ редактировать ]

По прибытии шведы встретились с датским военно-морским флотом и норвежским корветом «Норденшернан» . Ситуация в отношении Марокко будет обсуждаться на датском Меркуриусе , где датчане проинформируют шведов о дипломатическом тупике с марокканским султаном. [ 3 ] К. ч. Ульнер, Густав Руут и шведско-норвежский генеральный консул Эренов будут представлять Швецию-Норвегию на переговорах с Абд ар-Рахманом, а генеральный консул Карстенсен будет представителем Дании, Фредрик Крузенстолпе будет переводчиком между скандинавами и Абд аль-Рахманом. Рахман. [ 9 ] [ 2 ] [ 5 ] Переговоры проходили на фрегате «Жозефина» , стоявшем на якоре недалеко от Танжера . [ 3 ] Французы и англичане оказали скандинавам дипломатическую поддержку, французы недавно начали войну с Марокко , что укрепило дипломатические позиции скандинавских держав. [ 2 ] [ 5 ]

Пока переговоры будут затягиваться, экипаж скандинавских военно-морских сил посвятит свое время празднованиям и исследованию Гибралтара. На следующий день после Рождества шведы приглашали своих датских, норвежских и даже британских коллег принять участие в традиционном шведском празднике «Аннандаг». [ 3 ] Празднования продолжились в канун Нового года, когда шведские, норвежские и датские моряки пели свои национальные гимны во время сильного дождя, когда на часах исполнилось 12. [ 3 ]

С января 1845 года место проведения переговоров изменилось на султанский дворец. [ 2 ] [ 3 ] Переговоры достигли прорыва в апреле в Лараше , где султан наконец согласился с требованиями Швеции, Норвегии и Дании прекратить ежегодную дань, заняв последний платеж в размере 133 532 риксдалеров у Швеции-Норвегия. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 9 ] Однако до тех пор, пока договор не будет ратифицирован, флоты Дании и Швеции-Норвегии будут продолжать охранять шведско-норвежскую торговлю, протекающую через этот регион, от любых атак со стороны Марокко. [ 10 ] [ 5 ]

Последствия

[ редактировать ]

1845 год станет последним разом, когда Швеция-Норвегия или Дания отдадут дань берберийским пиратам, хотя они были последними в Европе, кто сделал это. [ 1 ] [ 2 ] будет Ларашский договор подписан Эреновым и К. Х. Ульнером со шведской стороны и Бузельхамом Бен-Али с марокканской, договор будет ратифицирован в Стокгольме по прибытии Эренова. [ 2 ] И Эренофф, и К. Х. Ульнер получили Орден Полярной звезды и Орден Даннеброга за свои действия во время экспедиции. [ 2 ]

Однако корвет «Карлскруна» захватил охрану шведско-норвежской торговли и получил приказ совершить новый рейс к Сен-Бартелеми в июле после ратификации договора. [ 10 ] Однако он перевернулся, что привело к гибели 114 человек, что стало крупнейшей морской катастрофой Швеции в мирное время. [ 6 ] [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «В зарубежном порту – шведская и шведско-норвежская консульская служба 17.00-1985» (PDF) . Sjöhistoriskasamfundet (на шведском языке). п. 152.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Йохан Матиас Эренхофф» . Риксаркивет (на шведском языке).
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Путешествие корвета Карлскруна в Средиземное море 1844-45» (PDF) . Sjöhistoriskasamfundet (на шведском языке). п. 7.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Консулы, корсары и торговля - Шведская консульская служба и перевозки на дальние расстояния, 1720–1815 гг.» (PDF) . Дивапортал . п. 131.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Важнейшие датские предприятия в сфере путешествий и исследований в Африке» . Журнал (на датском языке).
  6. ^ Перейти обратно: а б с д «Длительные путешествия и визиты за границу на шведских военных кораблях в период с 1784 по 2005 год» . HMS Älvsnabben (на шведском языке).
  7. ^ «Отношения Швеции с берберийскими государствами Африки» . Рунеберг (на шведском языке).
  8. ^ «Söterifireht - Зэтерберг» . Рунеберг (на шведском языке).
  9. ^ Перейти обратно: а б «ЖОЗЕФИНА» . Цифровой музей (на шведском языке).
  10. ^ Перейти обратно: а б с «Флот в XIX веке» . Вооруженные силы (на шведском языке).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5360ecfa4307c980a353d2eaaeb6579__1722891900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/79/e5360ecfa4307c980a353d2eaaeb6579.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moroccan expedition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)