Эжен Луи-Мари Жанкур
Эжен Луи-Мари Жанкур (15 декабря 1815 — 29 января 1901) — французский фаготист, композитор и педагог. Виртуозный фаготист и преподаватель Парижской консерватории , Жанкур в основном известен своими методическими пособиями и системными нововведениями, которые он внес в фагот в стиле «шведский стол». Он, вместе со своим современником и коллегой-фаготистом Юлиусом Вейсенборном , считается многими учеными одним из самых выдающихся фаготистов XIX века.
Биография и игровая карьера
[ редактировать ]Жанкур родился в Шато-Тьерри , Франция, 15 декабря 1815 года. Он вырос в окружении музыки и начал формально учиться игре на флейте в восемь лет. В детстве он также учился игре на скрипке и кларнете, прежде чем переключиться на фагот, потому что был «впечатлен тембром и характером» инструмента. [ 1 ] Он показал себя очень способным играть на инструменте и вскоре в возрасте девятнадцати лет был принят в Парижскую консерваторию. Его учитель, Франсуа Рене Гебауэр , подарил Жанкуру один из своих собственных фаготов после того, как увидел, в каком ужасном состоянии находился фагот Жанкура. После этого он выиграл конкурс консерватории всего на втором курсе. После окончания учебы в 1837 году Жанкур стал внештатным сотрудником в Париже, играя на концертах в Отеле де Виль , Королевской Атене и концертных залах Герца , Эрара и Плейеля . [ 2 ] прежде чем он был назначен главным фаготом в L'Orchestre de l'Opéra-Comique. Говорят, что его игра была известна своей «чистотой и очарованием, в котором, благодаря сходству с человеческим голосом, избегались все элементы гротеска». [ 3 ] Именно в это время Жанкур начал сочинять сольные произведения для фагота, хотя он еще не был признан сольным инструментом. [ 4 ] Между 1843 и 1869 годами Жанкур получил должность главного фагота в Итальянском театре, должность капельмейстера в 5-м подразделении Национальной гвардии, и стал членом Société des Concerts du Conservatoire, членством которого он оставался в течение 30 лет. Он также путешествовал и гастролировал в Лондоне, Италии и Франции, никогда не уезжая слишком далеко от своего родного Парижа. Однако настоящий расцвет композиторского творчества Жанкура пришелся на 1840-е годы. Он стал очень плодовитым композитором и писал в основном «концертные пьесы для фагота, которые очень красивы и до сих пор приятны для исполнения». [ нужна ссылка ] Его последнее выступление в качестве исполнителя состоялось в 1877 году в Анжере, Франция. Завершив свою исполнительскую карьеру, Жанкур в 1875 году стал известным преподавателем в Парижской консерватории, своей бывшей школе. Он оставался в консерватории до 1891 года, когда вышел на пенсию и продолжил совершенствовать фагот, устраняя его механические недостатки. Эжен Жанкур умер 29 января 1901 года в Булони-сер-Сен в возрасте 85 лет. [ 5 ]
Фагот в стиле «Шведский стол»
[ редактировать ]Преподавая в Парижской консерватории, Жанкур посвятил свое время сочинению и модификации фагота по его тогдашней форме, чтобы сделать его более надежным сольным инструментом. Работая вместе со своими коллегами Луи Огюстом Бюффе , Фредериком Трибером и Пьером Гума, Жанкур внес несколько ключевых вкладов в улучшение французского фагота, который используется до сих пор. [ нужна ссылка ] Среди многих усовершенствований, которые они внесли в фагот, наиболее важными были: замена прежних седел клавиш на стержневые клавиши и стойки, добавление шепота, позволяющее играть ноты в низком регистре гораздо мягче и легче, замена различных клавиш кольцевыми. механизмы, запускаемые пальцами, обеспечивают большую безопасность нот, лучшую интонацию и позволяют избежать резких движений пальцев при работе с клавишами. Они также переделали фагот с 22 клавишами, более математически рассчитанным для получения наилучшего звука, добавив 22 новые трели. [ 6 ] Меньший диаметр канала, использованный при конструкции французского фагота, также позволил более высокому регистру лучше резонировать, что дало французским композиторам большую гибкость. Морис Равель , Анри Томази , Андре Жоливе и Александр Тансман Яркими примерами являются . Они официально опубликовали свои новые изменения в « Этюде бассона Perfectionné à anneaux mobiles, plato et 22 Clés comprenant des Exercices pour l'emploi des nouvelles Clés» Жанкура, соч. 58 . Эти модификации помогли обновить инструмент и создать современный французский фагот. Хотя сегодня использование фагота системы Жанкур-Бюффе стало реже за пределами Франции, многие французские фаготисты используют только эту модель.
Педагогика
[ редактировать ]Помимо того, что Жанкур был известным исполнителем, он стал самым плодовитым композитором фагота всех времен. [ 7 ] опубликовал 119 работ и написал множество методических и технических книг, помогающих развивать фагот как сольный инструмент. Его самая известная методическая книга, Grande Methode Theorique et Pratique, соч. 15 лет, помог зарекомендовать себя как ведущий педагог по фаготу того времени. Его творчество целиком состоит из концертных произведений для фагота и сборников этюдов, демонстрирующих возможности фагота. Это стало и остается одним из наиболее полных и хорошо документированных учебных пособий по игре на фаготе, подчеркивающее тон-вибрато и украшения наряду с фундаментальной техникой. Среди своих многочисленных работ для фагота Жанкур был хорошо известен тем, что писал транскрипции других произведений, чтобы сделать их пригодными для фагота. Например, он использовал тему из Аллегретто Симфонии № 7 Бетховена в качестве основы для произведения, написанного им для фагота и фортепиано. Его Grande метод широко известен как самый обширный и подробный метод обучения игре на фаготе, когда-либо написанный, и используется до сих пор.
Работает
[ редактировать ]Соло Бассо
[ редактировать ]- 1-я воздушная вариация, соч. 1
- Вариации для фагота и фортепиано соло, соч. 2
- 3-я воздушная вариация, соч. 3
- Фантазия уверена Люси де Ламермур, соч. 4
- Фантазия и тематическая вариация, соч.
- Концертино мажор, соч.
- Каватин-сюр-Анна Болена, соч.
- 4-я воздушная вариация, соч. 10
- Фантазия на норму, соч.
- Концертино д'Апре Фердинанд Давид, соч. 12
- Блестящие вариации на тему Карафа, соч. 14
- Теоретический и практический метод в 3-х частях, принятый в Национальной консерватории музыки и декламации, соч.
- Каватина де ла Муэтт, соч.
- Воспоминания о кошмаре, соч. 21
- Каватина сюр Люси де Ламермур, соч. 22
- Премьера соло, соч. 23
- Шестая фантазия, соч. 24
- 6 мелодий и 2 сюиты, соч. 25
- Воздух легко меняется, соч.
- Меланж сюр де Мелоди де Хаас, соч. 29
- Воспоминания об Италии, соч.
- 2-я фантазия на тему Люси де Ламермур, соч. 35
- Фанация сюр Дон Жуана, соч. 50
- 6 мелодий после обеда Mr. Декурсель, соч. 51
- Соло №2, соч. 52
- Соло №3, соч. 53
- Соло № 4, соч. 54
- Мозаика на тему Вильгельма Телля, соч.
- Большой этюд, охватывающий 18 основных тонов гаммы, за которым следуют два дополнительных этюда, соч. 56.
- Соло №5, соч. 57
- Этюд усовершенствованного фагота, соч.
- Кантилена, соч. 59
- Каватина Меркаданте (Донья Каритеа), Op 60.
- Мечтательность, соч. 61
- Соло №6, соч. 66
- Air du Caid (Амбруаз Томас), соч.
- Каватина графа Ори, соч. 69
- Воздух из оперы «Роберт Дьявол», соч.
- Фантазия о гугенотах, соч.
- Фантазия на тему «Трубадура», соч.
- Воспоминания о трубадуре, соч.
- Большая фантазия Фаворитки, соч.
- Большая фантазия о еврейке, соч.
- Патетическая соната, соч. 76
- Романс, соч. 77
- 3 мелодии, соч. 78
- Мелодический этюд си минор, соч.
- 5-я воздушные вариации, соч. 84
- Мозаика о Пророке, соч.
- Легкие вариации для фагота, соч.
- Соло №7, соч. 99
- Соло №8, соч. 100
- Мелодический этюд in Eb, Op. 111
- Бессловесный романс ля мажор, соч.
- Фантазийный каприс, соч. 114
- Характеристический этюд, соч. 117.
- Концертмейстер в La majuer, соч.
- Этюд ми минор, соч. 119
Дуэты
[ редактировать ]- Концертный дуэт для фагота и фортепиано, соч. 6
- Концертная фантазия на тему Нормы для гобоя и фагота, соч.
- Фантазия сюр ла Норма для кларнета и фагота, соч.
- Аллегретто симфонии и Бетховена для фортепиано и фагота, соч. 13
- Концертный дуэт на тему «Итальянец в Алжире» для гобоя и фагота, соч.
- Концертная фантазия на тему «Сомнамбулы» для кларнета и фагота, соч.
- Concertino d'apres Meefessel, гобой и фагот, соч. 40 на YouTube
- Концертная фантазия сюр Семирамиды для гобоя и фагота, соч. 48
- Концертный дуэт сюр Колетт для фортепиано и фагота, соч. 50бис
- Фантазия по мотивам Гаттермана для гобоя и фагота, соч.
- Музыкальные вечера Россини для гобоя и фортепиано, соч. 64
- Три концертных дуэта для 2-х фаготов, соч.
- Дуэт сер ле 2 Рейнс (де Манпу) для фагота и гобоя, соч. 67
- 24 лёгких мелодических упражнения в 2-х сюитах в сопровождении 2-го фагота или виолончели, соч.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эмилиан Бадеа, «Жизнь и творчество Эжена Жанкура (1815-1901): включая перевод и комментарий его Grande Method Theorique et Pratique, Op. 15» (докторская диссертация, Бостонский университет, 1992 г.), 1.
- ^ Бадея, 2.
- ↑ Уильям Уотерхаус, «Жанкур, Эжен», в Grove Music Online (Oxford University Press, 2007).
- ^ Там же.
- ^ Эмилиан Бадея, 1.
- ^ Бадея, 8.
- ^ Уильям Уотерхаус, «Жанкур, Эжен».
- Бадеа, Эмилиан. «Жизнь и творчество Эжена Жанкура (1815–1901): включая перевод и комментарии к его Grande Methode Theorique et Pratique, Op. 15. Докторская диссертация, Бостонский университет, 1992 г.
- Уотерхаус, Уильям. «Жанкур, Эжен». В Grove Music Online. Издательство Оксфордского университета, 2007-. По состоянию на 12 октября 2013 г. http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/14124?q=Jancourt&search=quick&pos=1&_start=1#firsthit .