Календарь Эфик
Календарь Эфик ( Efik : Ñwed ọfiọñ Efịk ) — традиционная календарная система народа Эфик , проживающего на территории современной Нигерии . Календарь состоял из 8 дней в неделе ( уруа ). [ 1 ] Каждый день посвящался богу или богине, очень почитаемым в религии Эфик . [ 2 ] Он также состоял из фестивалей, многие из которых были бессрочными. Определенные фестивали были назначены на определенные периоды в течение года, тогда как неопределенные фестивали или церемонии происходили из-за определенных социальных или политических обстоятельств.
Дни недели
[ редактировать ]Названия восьмидневной недели в традиционном календаре Эфик включают:
- Хорошо написано
- Очень жаль
- Отличная поездка
- Большой брат
- Краткий текст
- Короткое время
- Немного плакать
- Маленький мальчик [ 3 ]
Дональд К. Симмонс, антрополог, который провел несколько исследований общества Эфик, утверждает, что наличие прилагательных Аква «большой» и Экпри «маленький» предполагает, что у Эфика, возможно, когда-то была четырехдневная неделя. [ 3 ] Каждый день Эфика имел большое значение в религиозной жизни Эфика. [ 2 ] В Аква эдери, который также был известен как Усен Ибет , день отдыха, Эфик не работал, а проводил день, отдыхая и пируя. [ 4 ] Европейцы также прозвали Аква эдери «Калабарским воскресеньем». [ 1 ] Восьмидневная неделя отрицательно повлияла на распорядок дня европейских торговцев, часто посещавших Старый Калабар. [ 5 ] Сэвидж свидетельствует, что этот день также был посвящен Эка ндем, матери Ндема. [ 6 ] Христианское воскресенье стало известно как Эдери из-за христианского запрета на работу в воскресенье. [ 3 ] [ 4 ] В семьях, домах и городах было обычным делом иметь своих отдельных божеств. Этим общинным божествам поклонялись на Аква-эйибио. [ 4 ] Аква Эйибио первоначально был известен как Аква Эйибио, но позже в 1967 году его изменил вождь Эфионг Укпонг Айе. С тех пор использование Аква Ибибио стало излишним. Аква Икво был отведен для показа маскарада Экпе ( Idem Ekpe ). В этот день женщинам и посвященным, не принадлежащим к Экпе, было разрешено смотреть представления Экпе. [ 4 ] Последний день недели Эфика был Аква Офионь. национальному божеству и покровителю Нсибиди , Экпеньонгу Обио Ндему . По словам Сэвиджа, на Аква Эйибио также поклонялись [ 6 ] Аква Офионь также был днем, посвященным великому Экпе или Ньямкпе. [ 1 ] В этот день рабам, женщинам и посвященным, не принадлежащим к Экпе, не разрешалось смотреть представление Экпе. Любой, кому было запрещено наблюдать за этим зрелищем, обычно не оставлял дверь своего дома открытой и уходил через кусты в сторону от церемоний, если ему нужно было выполнить какое-то поручение. [ 7 ]
Фестивали
[ редактировать ]Сроки проведения фестивалей в обществе Эфик в основном были неопределенными. Определенные фестивали проводились в определенные периоды года в Старом Калабаре. Среди таких фестивалей были Ндок и Усукабия. Ндок — церемония очищения, проводившаяся раз в два года и проводившаяся где-то с ноября по декабрь. [ 8 ] Усукабия была церемонией первого употребления нового ямса в году. [ 9 ] [ 10 ] Праздник проходил в начале сезона сбора урожая. [ 9 ] Факторы окружающей среды были основным фактором, определяющим время и день проведения этих фестивалей. Неопределенные церемонии включали празднование Победы в военных торжествах; очищение, проводимое после войны или болезни; коронация Эдидема; погребальный обряд эдидема.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Уодделл , стр.247
- ^ Перейти обратно: а б Мир , стр.102
- ^ Перейти обратно: а б с Симмонс , с. 127
- ^ Перейти обратно: а б с д Амаку , стр.1
- ^ Мир , стр.101
- ^ Перейти обратно: а б Сэвидж , стр.310
- ^ Амаку , стр.2
- ^ Уодделл , стр.366
- ^ Перейти обратно: а б Ага , Словарь для учащихся, стр.46
- ^ Хлопок , стр.303
Библиография
[ редактировать ]- Сэвидж, Олайинка Маргарет (1985). Политическая система Эфик: бурное развитие традиционных должностей (доктор философии). Университет Манчестера.
- Да, Эфионг У. (1967), Старый Калабар на протяжении веков , Калабар: Hope Waddell Press ОСЛК 476222042
- Симмонс, Дональд К. (1958). Анализ отражения культуры в народных сказках Эфика (к.ф.н.). Йельский университет.
- Амаку, Экпо Нта (1948), Эдикот Свед Мбук 1 , Лондон: Томас Нельсон и сыновья ОСЛК 990437200
- Уодделл, Хоуп Мастертон (1863), Двадцать девять лет в Вест-Индии и Центральной Африке , Лондон: Nelson & Sons ОСЛК 862147545
- Да, Эфионг У. (1991), Словарь изучающего языка эфик, Том 1 , Ибадан: Evans Brothers Ltd, ISBN 9781675276
- Коттон, Дж. К. (1905). «Люди Старого Калабара». Журнал Королевского африканского общества . 4 (15): 302–306. JSTOR 714561 .