Эффект парусного корабля
Эффект парусного корабля — это явление, благодаря которому появление на рынке новой технологии ускоряет внедрение уже существующей технологии. [1] Несмотря на то, что этот термин был придуман У. Уордом в 1967 г. [2] эта концепция была разъяснена гораздо раньше в книге С. К. Гилфиллана под названием « Изобретение корабля », опубликованной в 1935 году. к появлению пароходов. [3] По словам Уорда, за 50 лет после появления парохода парусные корабли усовершенствовались больше, чем за предыдущие 300 лет. Термин «эффект парусного корабля» применяется к ситуациям, в которых старая технология возрождается, испытывая «последний вздох» перед лицом риска быть замененной более новой технологией. Вот как это выразил Гилфиллан: «Парадоксально, но при рассмотрении логично, что этот благородный расцвет парусного корабля, этот апофеоз во время его упадка и непосредственно перед истреблением был отчасти удостоен его вытеснившего парохода». (Гилфиллан, 1935, стр. 156).
Этот эффект представляет собой экономическую версию явления в биологии, называемого эффектом красной королевы . [4] Эффект парусного корабля привлек внимание как парадигма экологического перехода энергетических систем, особенно в автомобильной сфере. [5]
Причины
[ редактировать ]В качестве причины эффекта парусного корабля были предложены три возможных объяснения: [4]
- Старые технологии совершенствуются, пытаясь избежать замены.
- Компоненты новой технологии «перетекают», совершенствуя существующие технологии.
- Новые технологии порождают новую известность старых технологий.
Споры
[ редактировать ]В 2005 году достоверность оригинального примера эффекта парусного корабля была поставлена под сомнение. [3] В статье, озаглавленной «Ответ игроков старых технологий на технологическую конкуренцию: существует ли эффект парусного корабля?» Автор Джон Хауэллс утверждает, что парусные корабли и пароходы обслуживали разные сегменты рынка в 1860-х и 1870-х годах и, следовательно, не были технологиями, напрямую конкурирующими. [1] Хауэллс далее выдвигает гипотезу, что быстрый прогресс в парусных технологиях той эпохи мог быть результатом конкуренции между фирмами, занимающимися парусными судами. Далее в статье ставится под сомнение распространенность этого явления. С другой стороны, Де Лисо и Филатрелла, предоставляя обзор литературы, подтверждающей существование эффекта парусного корабля, предлагают математическую модель, которая может имитировать эффект парусного корабля. [6] [7] [8] В недавней статье Сандро Мендонки утверждается, что «Модернизация парусного торговца происходит до, а не после того, как пароход стал эффективным конкурентом», и далее предостерегается, «если история должна использоваться для того, чтобы придать достоверность объяснениям эмпирических закономерностей в разнообразие настроек в первоисточнике соответствующих концепций должно быть тщательно пересмотрено и глубоко исследовано». [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хауэллс, Джон; Handelshøjskolen i Århus (ноябрь 2002 г.). «Реакция игроков старых технологий на технологическую конкуренцию: существует ли эффект парусного корабля?». Журнал управленческих исследований . 39 (7): 887–906. дои : 10.1111/1467-6486.00316 .
- ^ Уорд, штат Вашингтон (1967). «Эффект парусника». Вестник Института физики и Физического общества . 18 (6): 169. дои : 10.1088/0031-9112/18/6/004 .
- ^ Перейти обратно: а б Гилс, Фрэнк В. (2005). Технологические переходы и системные инновации: коэволюционный и социотехнический анализ . Издательство Эдварда Элгара. п. 50. ISBN 9781845424596 .
- ^ Перейти обратно: а б Скьявоне, Франческо (2013). Сообщества практиков и винтажные инновации: стратегическая реакция на технологические изменения . Спрингер. п. 8. ISBN 9783319019024 .
- ^ Больной, Н., А.М. Ниенабер, Б. Лизенкёттер, Н. фон Штайн, Г. Шеве и Дж. Лекер (2016). «Легенда об эффектах парусного корабля – правда или ложь?» . Журнал чистого производства . 137 : 405–413. дои : 10.1016/j.jclepro.2016.07.085 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Де Лисо Н. и Филатрелла Дж. (2008). «О технологической конкуренции: формальный анализ« эффекта парусного корабля » ». Экономика инноваций и новых технологий . 17 (6): 593–610. дои : 10.1080/10438590701560360 . S2CID 154083464 .
- ^ Де Лисо Н. и Филатрелла Дж. (2011). «О запоздалых технологических сдвигах». Экономика инноваций и новых технологий . 20 (6): 563–580. дои : 10.1080/10438599.2010.533536 . S2CID 154165588 .
- ^ Де Лисо, Никола и Филатрелла, Джованни (2011). «О запоздалых технологических сдвигах». Экономика инноваций и новых технологий . 20 (6): 563–580. дои : 10.1080/10438599.2010.533536 . S2CID 154165588 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Мендонса, Сандро (2013). «Эффект парусного корабля»: переоценка истории как источника понимания технических изменений». Исследовательская политика . 42 (10): 1724–1738. дои : 10.1016/j.respol.2012.12.009 .