Кооператив феминистского дизайна «Матрица»
Эта статья могла быть создана или отредактирована в обмен на нераскрытые платежи Википедии , что является нарушением условий использования . Может потребоваться очистка в соответствии с политикой Википедии в отношении контента , особенно с нейтральной точки зрения . ( июль 2023 г. ) |
Кооператив феминистского дизайна Matrix был основан в Лондоне в 1981 году. [ 1 ] Это была одна из первых архитектурных организаций в мире, которая привнесла феминистский подход к архитектуре и проектированию искусственной среды и бросила вызов патриархальным пространственным системам. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Matrix преследовала эти цели посредством построенных проектов, теоретического анализа, заказных исследований и публикаций, включая книгу « Создание пространства: женщины и искусственная среда», опубликованную в 1984 году. [ 8 ] : 171 [ 9 ] Книга исследует отношения между полом и архитектурой, основываясь на появившихся тогда работах географов-феминисток и историков из Великобритании и США, в том числе Дорин Мэсси , Линды Макдауэлл , Сусаны Торре и Долорес Хейден .
Ранние годы
[ редактировать ]«Матрица» возникла как феминистское ответвление Движения за новую архитектуру (NAM) в Лондоне. [ 1 ] [ 10 ] В конце 70-х годов группа женщин, участвовавших в Движении неприсоединения, начала встречаться отдельно, чтобы обсудить феминистские взгляды и конкретные проблемы, с которыми сталкиваются женщины в искусственной среде. Это привело к формированию «Коллектива феминистского дизайна» (1978–80), который затем распался на «Матрицу» и «Митру». [ 11 ] [ 12 ] Последнее направлено на то, чтобы больше женщин могло заниматься архитектурной профессией; в то время как Matrix сосредоточилась на изменении существующих практик.
Связанные группы включают «Женщин в ручном ремесле» (WAMT), новаторскую благотворительную организацию, поддерживающую женщин в строительстве, и «Службу женского дизайна», основанную в 1985 году. [ 13 ] [ 14 ]
В период с 1978 по 1994 год в «Матрице» участвовало множество участников, участвовавших в ряде проектов и дочерних групп. В их число входили конференция «Женщины и космос» (1979), выставка «Домашние истины» (1980), книжная группа «Матрица» (1980–84), «Матрица». группа поддержки (1980–84) и архитектурная практика (1980–1994). [ 15 ] Ключевые первоначальные члены включают Фрэнсис Брэдшоу, Сьюзен Фрэнсис, [ 16 ] Барбара Макфарлейн, Энн Торн, Джулия Дуайер и Джос Бойс . Бенедикт Фу, вероятно, также был одним из первых участников. Некоторые из членов-основателей жили в сквотах или недолговечных домах, пока коллектив создавался, а это означало, что затраты на жизнь были минимальными, а энергию можно было направить на работу коллектива. [ 17 ]
Архитектурная практика
[ редактировать ]Дизайнерский кооператив Matrix Feminist Design Cooperative представлял собой многорасовую архитектурную практику, возглавляемую женщинами. Созданный как кооператив рабочих, он управлялся с использованием неиерархического подхода к управлению, при котором всем платили по одинаковой ставке. [ 18 ] [ 19 ]
Практика специализировалась на совместном проектировании , совместных способах работы с людьми, группами и организациями, которые традиционно были исключены из процессов архитектурного проектирования. [ 1 ] [ 5 ] [ 20 ] Тип проектов, реализуемых этой практикой, также выходит за рамки стандартных архитектурных услуг и включает в себя руководство по проектированию и поддержку в обучении. Наряду с другими архитектурными организациями того времени по всей Великобритании, Matrix оказывала «техническую помощь» общественным и женским группам. Целью общественных центров технической помощи (CTAC) было предоставление бесплатных или финансируемых вспомогательных услуг на местном уровне, например, при строительстве, о том, как получить финансирование, создать районные организации и строительные проекты, а также как проводить кампанию за перемены. [ 21 ]
Методы работы с клиентами вытекают из основополагающих обязательств Matrix по привлечению женщин к проектированию и производству зданий. [ 1 ] Женщины из практики использовали модели и посещали здания, чтобы дать своим клиентам возможность участвовать в принятии дизайнерских решений. [ 22 ] [ 23 ]
Кооператив также проводил курсы по техническому черчению для женщин-стажеров, по строительному процессу для рабочих и групп клиентов, а также по строительному праву, литью общих конструкций и строительству для практикующих женщин. [ 3 ]
Курс по техническому рисованию, который начинался как консультативный инструмент для Детского центра Далстона (ныне Детский общественный центр «Баня»), получил дальнейшее развитие для использования в программах обучения женщин-строителей, в частности в Женском образовании в строительстве (WEB), группе, реализующей проекты по от имени Советов по обучению и профессиональным навыкам в Западном и Центральном Лондоне . Часть этой работы помогла разработать курс «Женщины в архитектуре и строительстве» (WIAB) в Политехническом институте Северного Лондона (позже Университет Северного Лондона, затем Лондонский столичный университет), основанный Ивонн Дин, в котором в качестве преподавателей участвовали многие женщины из «Матрицы». и с соучредителем Matrix Сьюзан Фрэнсис в качестве руководителя курса в течение ряда лет. [ 11 ]
Построенная работа
[ редактировать ]К построенным проектам относятся:
- 1993: Учебный семинар на пирсе, Вулидж.
- 1992: Женский приют Эссекса
- 1991: Аль-Хасания, Марокканский женский центр, Башня Треллик, Западный Лондон.
- 1990-е: Маленькая няня с кракле для Церковного института Святой Троицы, Хакни.
- 1988-90: Молодежный театр Half Moon, Тауэр-Хамлетс: переоборудование ратуши Поплар.
- 1988-91: Grosvenor Terrace Housing, новое жилье в Саутварке, состоящее из 18 отдельных квартир для одиноких людей.
- 1987–88: Жилищный кооператив лесбиянок и геев «Плутон», Ислингтон: переоборудование жилья.
- 1986–88: Детский сад Джумока, Саутуарк, Лондон. [ 24 ]
- 1984–87: Образовательный ресурсный центр Джагонари, Тауэр-Хамлетс: новое здание для азиатской женской организации, включая ясли и большую кухню.
- 1984–85: Женский центр Хакни: переоборудование магазина.
- 1984-85: Детский центр Далстона, Хакни: переоборудование вышедших из употребления ванн.
Matrix, вероятно, наиболее известен благодаря Образовательному ресурсному центру Джагонари, проекту для женщин из преимущественно бангладешского сообщества Уайтчепел, Лондон. [ 25 ] [ 26 ] [ 2 ] В 2018 году была подана неудачная заявка на листинг Центра.
Компания Matrix была членом Ассоциации общественных центров технической помощи (ACTAC) и получила финансирование от Совета Большого Лондона для предоставления технических консультаций. GLC позволил более 40 добровольным организациям, помогающим женщинам, обустроить свои помещения. В число организаций-клиентов технико-экономического обоснования и/или проектов, которые не были реализованы, входили Центр чернокожих женщин в Брикстоне, Проект Калторп, Женский центр Бермондси, Центр азиатских женщин Хакни, Детские сады Максилла и Дефо, Центр африканских женщин Ламбет, Центр обучения/образования женщин Харинги. и Женский проект Чартерхауса, [ 27 ] [ 28 ]
Публикации
[ редактировать ]Matrix выпустила ряд публикаций, в том числе книгу «Создание пространства: женщины и созданная руками человека окружающая среда» (Лондон: Pluto Press, 1984) и две брошюры, финансируемые Женским комитетом GLC «Работа по проектированию зданий: для женщин, интересующихся архитектурой и зданиями» (Лондон). : Кооператив феминистского дизайна Matrix, 1986) и «Строительство для ухода за детьми: создание лучших зданий для детей до 5 лет» (Лондон: Matrix Кооператив феминистского дизайна, 1986).
В 1993 году они сотрудничали с архитекторами Penoyre & Prasad, Elsie Owusu Architects и Audley English Associates для создания буклета «Приспосабливаемое разнообразие», буклета о дизайне жилья для этнических, культурных и религиозных групп меньшинств.
В частности, в последние годы члены «Матрицы» публиковали и выступали с презентациями о расовой и гендерной дискриминации в профессии; в том числе «Женщины-архитекторы», исследовательский буклет Великобритании, финансируемый Советом искусств Великобритании (1996); Строительство = Равенство, Рабочий документ, продвигающий равенство возможностей для чернокожих специалистов в строительной отрасли (1996 г.) ; Чернокожие женщины в архитектуре с точки зрения Великобритании (доклад, представленный на Международной конференции по гендеру и урбанизации, спонсируемой Организацией Объединенных Наций в Кении (1994); и « Где они? Черные женщины: архитектура и искусственная среда» , опубликованный в ISSUE (1993). [ 29 ]
Влияние
[ редактировать ]Matrix были частью гораздо более крупного международного феминистского движения второй волны в 1980-х и 90-х годах, которое проводило кампанию за увеличение числа женщин, занимающихся архитектурной профессией, бросая вызов традиционным практикам проектирования и предоставляя женщинам возможность влиять на дизайн построенного пространства. Они внесли свой вклад в основополагающий фильм «Райский цирк: женщины и город», показанный на канале Channel 4 в 1988 году и снятый Хизер Пауэлл для Бирмингемской кино- и видеомастерской. [ 30 ] а также обычным людям: почему женщины становятся феминистками [ 31 ] в 1990 году (также на канале 4, с соответствующей публикацией). «Матрица» возглавляла и принимала участие во многих мероприятиях того периода, в том числе «Женщины и пространство» в Архитектурной ассоциации в 1979 году, «Женское царство» (Сеть архитекторов-феминисток, Политехнический институт Северного Лондона, 1987 год) и «Альтерации», крупная международная конференция в Париже по феминизму и архитектуры в 1999 году. [ 11 ]
Выставки их работ включают:
- Диаспора: черные архитекторы и международная архитектура 1970–1990 гг. Выставка, Чикаго, 1993 г. [ 32 ]
- Желающие практики: архитектура, гендер и междисциплинарная выставка RIBA 1995 (куратор Сара Вигглсворт ) [ 33 ]
- Опираясь на разнообразие: женщины, архитектура и практика в галерее RIBA Heinz, 1997 г.
- AA XX 100 женщин в архитектуре 1917–2017, 2017 г., с соответствующей публикацией под редакцией Линн Уокер и Элизабет Дарлинг. [ 34 ]
- Still I Rise: феминизм, гендер, сопротивление в Nottingham Contemporary, [ 35 ]
- Галерея Арнольфини, Бристоль, 2019 [ 36 ]
- Павильон Де Ла Варра, Бексхилл, 2019 г. [ 37 ]
- Создание пространства: жилищный феминизм и городские изменения в гостевых проектах, Лондон, 2019 г. [ 38 ]
- «Как мы живем сейчас», выставка в Барбикан-центре , Лондон, 2021 г. [ 39 ]
Наследие
[ редактировать ]Матрица оказала постоянное влияние на феминистские подходы к дизайну и методологии совместного проектирования и является важным предшественником более поздних феминистских групп и организаций. [ 5 ] [ 40 ] [ 6 ] [ 41 ] Признание растет, редакторы журнала « Женщины и создание искусственного пространства в Англии, 1870-1950» описывают «Создание пространства» как «очень важное, но недооцененное». [ 42 ]
Некоторые бывшие участницы «Матрицы» разработали феминистские пространственные практики, например, «Taking Place». [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] сформирована Джосом Бойсом , Джулией Дуайер (которые были участниками Matrix) вместе со Сью Ридж, Джейн Ренделл , Дойной Петреску, Кэти Ллойд Томас, Бриджит МакЛир, Хелен Стратфорд, Мишем Фабром Левин, Энджи Паско и Терезой Хоскинс. Пространственная практика также была разработана партнерством Джулии Дуайер и Сью Ридж. [ 47 ]
Влияние коллектива усилилось в 2019 и 2020 годах, когда RIBA номинировала Matrix на золотую медаль Харриет Харрисс после кампании группы Part W. [ 48 ] [ 49 ] В 2020 году проект Matrix Open Feminist Architecture Archive (MOfaa) получил начальное финансирование от Инновационного фонда Бартлетт Университетского колледжа Лондона для разработки онлайн-ресурса. [ 50 ] [ 51 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Гроте, Джени (1992). «Матрица: радикальный подход к архитектуре». Журнал архитектурных и планировочных исследований . 9 : 158–186 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Ренделл, Джейн ; Пеннер, Барбара ; Борден, Иэн , ред. (2000). Архитектура гендерного пространства: междисциплинарное введение . Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-44912-6 . OCLC 51995436 .
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Лори А. (2016). Спорные места: клиники для абортов, женские приюты и больницы: политизация женского тела . Лондон: Рутледж. п. 33. ISBN 978-1-315-57400-4 . OCLC 952728072 .
- ^ Сэмюэл, Флора . Почему архитекторы важны: подтверждение и информирование о ценности архитекторов . Нью-Йорк. ISBN 978-1-315-76837-3 . OCLC 1028619818 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ренделл, Джейн (2012). «Тенденции и траектории: феминистские подходы в архитектуре». Справочник SAGE по теории архитектуры . SAGE Publications Ltd., стр. 85–106. дои : 10.4135/9781446201756.n6 . ISBN 9781412946131 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернс, Карен (2017). «Феминистская теория и практика, 1991–2003: вопросы из архива». Во Фришо, Элен; Габриэльссон, Катарина; Рантинг, Хелен (ред.). Архитектура и феминизм: экология, экономика, технологии . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-0-203-72971-7 . OCLC 1011497257 .
- ^ Мортон, Патрисия (2002). «Социальное и поэтическое: феминистские практики в архитектуре, 1970–2000». В Джонсе, Амелия (ред.). Читатель феминизма и визуальной культуры (второе изд.). Лондон. стр. 287–279. ISBN 978-0-415-54369-9 . OCLC 435731525 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мэсси, Энн (2022). Женщины в дизайне . Мир искусства. Лондон Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20482-5 .
- ^ Создание пространства: женщины и рукотворная окружающая среда . Матрица (Организация). Лондон: Плутон Пресс. 1985. ISBN 0-86104-601-3 . ОСЛК 13859003 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Пространственное агентство: движение новой архитектуры» . www.spatialagency.net . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дуайер, Джулия; Торн, Энн (2007). «Оценка матрицы: заметки изнутри коллектива». В Петреску, Дойна (ред.). Изменение практик: феминистская политика и поэтика пространства . Лондон: Рутледж. п. 54. ИСБН 978-0-415-35785-2 . OCLC 71778968 .
- ^ Фрэнсис, Сьюзен (1971). «Женский дизайнерский коллектив». Ереси . 11:17 .
- ^ Ола, Натали (12 ноября 2015 г.). «Забытые архитекторы-феминистки, изменившие облик Лондона» . Порок . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Карсон, Фиона; Паячковска, Клэр, ред. (2001). Феминистская визуальная культура . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-93686-1 . OCLC 45463306 .
- ^ де Графт Джонсон, Энн (1999). «Гендер, раса и культура в городской застроенной среде». В «Жадности», Клара (ред.). Социальное градостроительство . Лондон: Рутледж. п. 110. ИСБН 0-203-15919-5 . OCLC 48139240 .
- ^ «Школа АА» . www.aaschool.ac.uk . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Уолл, Кристина (2018). « У нас нет лидеров! Мы делаем это сами!»: Сквоттинг, феминизм и активизм в области искусственной среды в Лондоне 1970-х годов » (PDF) . Поле . 7 .
- ^ «Пространственное агентство: кооператив феминистского дизайна «Матрица»» . www.spatialagency.net . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Гарланд, Аннет (8 июля 1983 г.). «Сотрудничество ради перемен». Проектирование зданий .
- ^ Дубейси, Рана (2018). «Гендер в архитектуре: феминистская критика практики и образования». В Серазине, Хелена; Франкини, Катерина; Гарда, Эмилия (ред.). Женское творчество со времен современного движения (1918-2018) . Любляна: ЗРК САЗУ. стр. 108–115. ISBN 978-961-05-0106-0 .
- ^ «Пространственное агентство: Общественные центры технической помощи» . www.spatialagency.net . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Свенартон, Марк (9 июня 1989 г.). «Путеводные огни». Проектирование зданий (940).
- ^ Брэдшоу, Фрэнсис (1984). «Работа с женщинами», «Матрица», «Освобождение пространства» . Лондон: Плутон Пресс. стр. 89–10.
- ^ Оуэнс, Рут (18 октября 1989 г.). «Задача по уходу за детьми: особенность здания: детский сад Джумоке». Журнал архитекторов (16 том 190).
- ^ «Обзор Лондона | Бывший женский центр Джагонари, 183–185 Уайтчепел-роуд» . сайт Surveyoflondon.org . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Пространственное агентство: Образовательный ресурсный центр Джагонари» . www.spatialagency.net . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Гелб, Джойс (1989). Феминизм и политика: сравнительная перспектива . Издательство Калифорнийского университета. п. 86.
- ^ Башевкин, Сильвия (1998). Женщины в обороне: жизнь в консервативные времена . Издательство Чикагского университета. п. 107.
- ^ де Графт-Джонсон, Энн (1991). «Где они? Чернокожие женщины: архитектура и искусственная среда». ВЫПУСК: Журнал Музея дизайна : 4.
- ^ «Райский цирк (1988)» . БФИ . Архивировано из оригинала 19 мая 2021 года . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Джонс, Дерек (1991). Обычные люди: почему женщины становятся феминистками . Канал 4.
- ^ «Дизайн-диаспора: черные архитекторы и международная архитектура, 1970-1990 | Центр поиска коллекций, Смитсоновский институт» . Collections.si.edu . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ Желающие практики: архитектура, гендер и междисциплинарность . Рюди, Катерина, Вигглсворт, Сара, МакКоркодейл, Дункан. Лондон: Паб Black Dog. 1996. ISBN 0-9521773-9-0 . OCLC 37984409 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Женщины АА в архитектуре 1917-2017 | Книжный магазин АА» . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «Все еще поднимаюсь: феминизмы, гендер, сопротивление, акт 1» . www.nottinghamcontemporary.org . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «Все еще я поднимаюсь: феминизмы, гендер, сопротивление - Акт 3» . Арнольфини . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «ЕЩЕ Я ПОДНИМАЮСЬ: ФЕМИНИЗМЫ, ГЕНДЕР, СОПРОТИВЛЕНИЕ, АКТ 2» . DLWP, Павильон Де Ла Варра, Бексхилл, Восточный Суссекс . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «MAKING SPACE — Проекты мягкой фантастики» . softfictionprojects.com . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «Почему наши города построены для мужчин ростом 6 футов? Женщины-архитекторы, которые дали отпор» . Хранитель . 19 мая 2021 г. Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Ренделл, Джейн (19 февраля 2018 г.). «Только сопротивляйся: феминистский подход к критической пространственной практике» . Архитектурный обзор . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ муф (2007). «Невидимая привилегия». В Петреску, Дойна (ред.). Изменение практик: феминистская политика и поэтика пространства . Лондон: Рутледж. п. 60. ИСБН 978-0-415-35785-2 . OCLC 71778968 .
- ^ Дорогая, Элизабет; Уитворт, Лесли, ред. (2007). Женщины и строительство застроенных территорий в Англии, 1870-1950 гг . Олдершот, Хантс, Англия: Эшгейт. п. 5. ISBN 978-0-7546-5185-7 . OCLC 72698696 .
- ^ «Происходит» . www.takeplace.org.uk . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Хоскинс, Тереза; Стратфорд, Хелен (2 сентября 2017 г.). «Была ли (происходит) практика кочевья?». Архитектура и культура . 5 (3): 407–421. дои : 10.1080/20507828.2017.1379310 . ISSN 2050-7828 . S2CID 149220096 .
- ^ Томас, Кэти Ллойд (2009). «обратная сторона ожидания». Феминистский обзор . 93 (1): 122–127. дои : 10.1057/фр.2009.35 . ISSN 0141-7789 . S2CID 143544102 .
- ^ Хоскинс, Тереза (2000). «Происходит». Общественный художественный журнал . 1 (4). дои : 10.4324/9781315851617 . ISBN 9781315851617 .
- ^ Дуайер, Джулия (2010). Раду, Ф (ред.). Замечать незаметное в JMAG, № 1: Личности Женева Фрибург Бургхоф . стр. 197–217.
- ^ Юде, Кейт (8 августа 2019 г.). «Участники кампании номинируют ведущих женщин на Королевскую золотую медаль RIBA» . Журнал архитекторов . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Шесть женщин-архитекторов, заслуживающих получения Королевской золотой медали RIBA» . Дезин . 28 мая 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ ЛЧ (9 марта 2020 г.). «Инклюзивные практики» . Институт недвижимости Бартлетта . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Матрица» . МатрицаОткрыть . Проверено 30 октября 2020 г. .