Jump to content

Кооператив феминистского дизайна «Матрица»

Кооператив феминистского дизайна Matrix был основан в Лондоне в 1981 году. [ 1 ] Это была одна из первых архитектурных организаций в мире, которая привнесла феминистский подход к архитектуре и проектированию искусственной среды и бросила вызов патриархальным пространственным системам. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Matrix преследовала эти цели посредством построенных проектов, теоретического анализа, заказных исследований и публикаций, включая книгу « Создание пространства: женщины и искусственная среда», опубликованную в 1984 году. [ 8 ] : 171  [ 9 ] Книга исследует отношения между полом и архитектурой, основываясь на появившихся тогда работах географов-феминисток и историков из Великобритании и США, в том числе Дорин Мэсси , Линды Макдауэлл , Сусаны Торре и Долорес Хейден .

Ранние годы

[ редактировать ]

«Матрица» возникла как феминистское ответвление Движения за новую архитектуру (NAM) в Лондоне. [ 1 ] [ 10 ] В конце 70-х годов группа женщин, участвовавших в Движении неприсоединения, начала встречаться отдельно, чтобы обсудить феминистские взгляды и конкретные проблемы, с которыми сталкиваются женщины в искусственной среде. Это привело к формированию «Коллектива феминистского дизайна» (1978–80), который затем распался на «Матрицу» и «Митру». [ 11 ] [ 12 ] Последнее направлено на то, чтобы больше женщин могло заниматься архитектурной профессией; в то время как Matrix сосредоточилась на изменении существующих практик.

Связанные группы включают «Женщин в ручном ремесле» (WAMT), новаторскую благотворительную организацию, поддерживающую женщин в строительстве, и «Службу женского дизайна», основанную в 1985 году. [ 13 ] [ 14 ]

В период с 1978 по 1994 год в «Матрице» участвовало множество участников, участвовавших в ряде проектов и дочерних групп. В их число входили конференция «Женщины и космос» (1979), выставка «Домашние истины» (1980), книжная группа «Матрица» (1980–84), «Матрица». группа поддержки (1980–84) и архитектурная практика (1980–1994). [ 15 ] Ключевые первоначальные члены включают Фрэнсис Брэдшоу, Сьюзен Фрэнсис, [ 16 ] Барбара Макфарлейн, Энн Торн, Джулия Дуайер и Джос Бойс . Бенедикт Фу, вероятно, также был одним из первых участников. Некоторые из членов-основателей жили в сквотах или недолговечных домах, пока коллектив создавался, а это означало, что затраты на жизнь были минимальными, а энергию можно было направить на работу коллектива. [ 17 ]

Архитектурная практика

[ редактировать ]

Дизайнерский кооператив Matrix Feminist Design Cooperative представлял собой многорасовую архитектурную практику, возглавляемую женщинами. Созданный как кооператив рабочих, он управлялся с использованием неиерархического подхода к управлению, при котором всем платили по одинаковой ставке. [ 18 ] [ 19 ]

Практика специализировалась на совместном проектировании , совместных способах работы с людьми, группами и организациями, которые традиционно были исключены из процессов архитектурного проектирования. [ 1 ] [ 5 ] [ 20 ] Тип проектов, реализуемых этой практикой, также выходит за рамки стандартных архитектурных услуг и включает в себя руководство по проектированию и поддержку в обучении. Наряду с другими архитектурными организациями того времени по всей Великобритании, Matrix оказывала «техническую помощь» общественным и женским группам. Целью общественных центров технической помощи (CTAC) было предоставление бесплатных или финансируемых вспомогательных услуг на местном уровне, например, при строительстве, о том, как получить финансирование, создать районные организации и строительные проекты, а также как проводить кампанию за перемены. [ 21 ]

Методы работы с клиентами вытекают из основополагающих обязательств Matrix по привлечению женщин к проектированию и производству зданий. [ 1 ] Женщины из практики использовали модели и посещали здания, чтобы дать своим клиентам возможность участвовать в принятии дизайнерских решений. [ 22 ] [ 23 ]

Кооператив также проводил курсы по техническому черчению для женщин-стажеров, по строительному процессу для рабочих и групп клиентов, а также по строительному праву, литью общих конструкций и строительству для практикующих женщин. [ 3 ]

Курс по техническому рисованию, который начинался как консультативный инструмент для Детского центра Далстона (ныне Детский общественный центр «Баня»), получил дальнейшее развитие для использования в программах обучения женщин-строителей, в частности в Женском образовании в строительстве (WEB), группе, реализующей проекты по от имени Советов по обучению и профессиональным навыкам в Западном и Центральном Лондоне . Часть этой работы помогла разработать курс «Женщины в архитектуре и строительстве» (WIAB) в Политехническом институте Северного Лондона (позже Университет Северного Лондона, затем Лондонский столичный университет), основанный Ивонн Дин, в котором в качестве преподавателей участвовали многие женщины из «Матрицы». и с соучредителем Matrix Сьюзан Фрэнсис в качестве руководителя курса в течение ряда лет. [ 11 ]

Построенная работа

[ редактировать ]

К построенным проектам относятся:

  • 1993: Учебный семинар на пирсе, Вулидж.
  • 1992: Женский приют Эссекса
  • 1991: Аль-Хасания, Марокканский женский центр, Башня Треллик, Западный Лондон.
  • 1990-е: Маленькая няня с кракле для Церковного института Святой Троицы, Хакни.
  • 1988-90: Молодежный театр Half Moon, Тауэр-Хамлетс: переоборудование ратуши Поплар.
  • 1988-91: Grosvenor Terrace Housing, новое жилье в Саутварке, состоящее из 18 отдельных квартир для одиноких людей.
  • 1987–88: Жилищный кооператив лесбиянок и геев «Плутон», Ислингтон: переоборудование жилья.
  • 1986–88: Детский сад Джумока, Саутуарк, Лондон. [ 24 ]
  • 1984–87: Образовательный ресурсный центр Джагонари, Тауэр-Хамлетс: новое здание для азиатской женской организации, включая ясли и большую кухню.
  • 1984–85: Женский центр Хакни: переоборудование магазина.
  • 1984-85: Детский центр Далстона, Хакни: переоборудование вышедших из употребления ванн.

Matrix, вероятно, наиболее известен благодаря Образовательному ресурсному центру Джагонари, проекту для женщин из преимущественно бангладешского сообщества Уайтчепел, Лондон. [ 25 ] [ 26 ] [ 2 ] В 2018 году была подана неудачная заявка на листинг Центра.

Компания Matrix была членом Ассоциации общественных центров технической помощи (ACTAC) и получила финансирование от Совета Большого Лондона для предоставления технических консультаций. GLC позволил более 40 добровольным организациям, помогающим женщинам, обустроить свои помещения. В число организаций-клиентов технико-экономического обоснования и/или проектов, которые не были реализованы, входили Центр чернокожих женщин в Брикстоне, Проект Калторп, Женский центр Бермондси, Центр азиатских женщин Хакни, Детские сады Максилла и Дефо, Центр африканских женщин Ламбет, Центр обучения/образования женщин Харинги. и Женский проект Чартерхауса, [ 27 ] [ 28 ]

Публикации

[ редактировать ]

Matrix выпустила ряд публикаций, в том числе книгу «Создание пространства: женщины и созданная руками человека окружающая среда» (Лондон: Pluto Press, 1984) и две брошюры, финансируемые Женским комитетом GLC «Работа по проектированию зданий: для женщин, интересующихся архитектурой и зданиями» (Лондон). : Кооператив феминистского дизайна Matrix, 1986) и «Строительство для ухода за детьми: создание лучших зданий для детей до 5 лет» (Лондон: Matrix Кооператив феминистского дизайна, 1986).

В 1993 году они сотрудничали с архитекторами Penoyre & Prasad, Elsie Owusu Architects и Audley English Associates для создания буклета «Приспосабливаемое разнообразие», буклета о дизайне жилья для этнических, культурных и религиозных групп меньшинств.

В частности, в последние годы члены «Матрицы» публиковали и выступали с презентациями о расовой и гендерной дискриминации в профессии; в том числе «Женщины-архитекторы», исследовательский буклет Великобритании, финансируемый Советом искусств Великобритании (1996); Строительство = Равенство, Рабочий документ, продвигающий равенство возможностей для чернокожих специалистов в строительной отрасли (1996 г.) ; Чернокожие женщины в архитектуре с точки зрения Великобритании (доклад, представленный на Международной конференции по гендеру и урбанизации, спонсируемой Организацией Объединенных Наций в Кении (1994); и « Где они? Черные женщины: архитектура и искусственная среда» , опубликованный в ISSUE (1993). [ 29 ]

Matrix были частью гораздо более крупного международного феминистского движения второй волны в 1980-х и 90-х годах, которое проводило кампанию за увеличение числа женщин, занимающихся архитектурной профессией, бросая вызов традиционным практикам проектирования и предоставляя женщинам возможность влиять на дизайн построенного пространства. Они внесли свой вклад в основополагающий фильм «Райский цирк: женщины и город», показанный на канале Channel 4 в 1988 году и снятый Хизер Пауэлл для Бирмингемской кино- и видеомастерской. [ 30 ] а также обычным людям: почему женщины становятся феминистками [ 31 ] в 1990 году (также на канале 4, с соответствующей публикацией). «Матрица» возглавляла и принимала участие во многих мероприятиях того периода, в том числе «Женщины и пространство» в Архитектурной ассоциации в 1979 году, «Женское царство» (Сеть архитекторов-феминисток, Политехнический институт Северного Лондона, 1987 год) и «Альтерации», крупная международная конференция в Париже по феминизму и архитектуры в 1999 году. [ 11 ]

Выставки их работ включают:

  • Диаспора: черные архитекторы и международная архитектура 1970–1990 гг. Выставка, Чикаго, 1993 г. [ 32 ]
  • Желающие практики: архитектура, гендер и междисциплинарная выставка RIBA 1995 (куратор Сара Вигглсворт ) [ 33 ]
  • Опираясь на разнообразие: женщины, архитектура и практика в галерее RIBA Heinz, 1997 г.
  • AA XX 100 женщин в архитектуре 1917–2017, 2017 г., с соответствующей публикацией под редакцией Линн Уокер и Элизабет Дарлинг. [ 34 ]
  • Still I Rise: феминизм, гендер, сопротивление в Nottingham Contemporary, [ 35 ]
  • Галерея Арнольфини, Бристоль, 2019 [ 36 ]
  • Павильон Де Ла Варра, Бексхилл, 2019 г. [ 37 ]
  • Создание пространства: жилищный феминизм и городские изменения в гостевых проектах, Лондон, 2019 г. [ 38 ]
  • «Как мы живем сейчас», выставка в Барбикан-центре , Лондон, 2021 г. [ 39 ]

Наследие

[ редактировать ]

Матрица оказала постоянное влияние на феминистские подходы к дизайну и методологии совместного проектирования и является важным предшественником более поздних феминистских групп и организаций. [ 5 ] [ 40 ] [ 6 ] [ 41 ] Признание растет, редакторы журнала « Женщины и создание искусственного пространства в Англии, 1870-1950» описывают «Создание пространства» как «очень важное, но недооцененное». [ 42 ]

Некоторые бывшие участницы «Матрицы» разработали феминистские пространственные практики, например, «Taking Place». [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] сформирована Джосом Бойсом , Джулией Дуайер (которые были участниками Matrix) вместе со Сью Ридж, Джейн Ренделл , Дойной Петреску, Кэти Ллойд Томас, Бриджит МакЛир, Хелен Стратфорд, Мишем Фабром Левин, Энджи Паско и Терезой Хоскинс. Пространственная практика также была разработана партнерством Джулии Дуайер и Сью Ридж. [ 47 ]

Влияние коллектива усилилось в 2019 и 2020 годах, когда RIBA номинировала Matrix на золотую медаль Харриет Харрисс после кампании группы Part W. [ 48 ] [ 49 ] В 2020 году проект Matrix Open Feminist Architecture Archive (MOfaa) получил начальное финансирование от Инновационного фонда Бартлетт Университетского колледжа Лондона для разработки онлайн-ресурса. [ 50 ] [ 51 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Гроте, Джени (1992). «Матрица: радикальный подход к архитектуре». Журнал архитектурных и планировочных исследований . 9 : 158–186 – через JSTOR.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ренделл, Джейн ; Пеннер, Барбара ; Борден, Иэн , ред. (2000). Архитектура гендерного пространства: междисциплинарное введение . Лондон: Рутледж. ISBN  0-203-44912-6 . OCLC   51995436 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Браун, Лори А. (2016). Спорные места: клиники для абортов, женские приюты и больницы: политизация женского тела . Лондон: Рутледж. п. 33. ISBN  978-1-315-57400-4 . OCLC   952728072 .
  4. ^ Сэмюэл, Флора . Почему архитекторы важны: подтверждение и информирование о ценности архитекторов . Нью-Йорк. ISBN  978-1-315-76837-3 . OCLC   1028619818 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Ренделл, Джейн (2012). «Тенденции и траектории: феминистские подходы в архитектуре». Справочник SAGE по теории архитектуры . SAGE Publications Ltd., стр. 85–106. дои : 10.4135/9781446201756.n6 . ISBN  9781412946131 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Бернс, Карен (2017). «Феминистская теория и практика, 1991–2003: вопросы из архива». Во Фришо, Элен; Габриэльссон, Катарина; Рантинг, Хелен (ред.). Архитектура и феминизм: экология, экономика, технологии . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN  978-0-203-72971-7 . OCLC   1011497257 .
  7. ^ Мортон, Патрисия (2002). «Социальное и поэтическое: феминистские практики в архитектуре, 1970–2000». В Джонсе, Амелия (ред.). Читатель феминизма и визуальной культуры (второе изд.). Лондон. стр. 287–279. ISBN  978-0-415-54369-9 . OCLC   435731525 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Мэсси, Энн (2022). Женщины в дизайне . Мир искусства. Лондон Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-20482-5 .
  9. ^ Создание пространства: женщины и рукотворная окружающая среда . Матрица (Организация). Лондон: Плутон Пресс. 1985. ISBN  0-86104-601-3 . ОСЛК   13859003 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  10. ^ «Пространственное агентство: движение новой архитектуры» . www.spatialagency.net . Проверено 13 мая 2020 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Дуайер, Джулия; Торн, Энн (2007). «Оценка матрицы: заметки изнутри коллектива». В Петреску, Дойна (ред.). Изменение практик: феминистская политика и поэтика пространства . Лондон: Рутледж. п. 54. ИСБН  978-0-415-35785-2 . OCLC   71778968 .
  12. ^ Фрэнсис, Сьюзен (1971). «Женский дизайнерский коллектив». Ереси . 11:17 .
  13. ^ Ола, Натали (12 ноября 2015 г.). «Забытые архитекторы-феминистки, изменившие облик Лондона» . Порок . Проверено 13 мая 2020 г.
  14. ^ Карсон, Фиона; Паячковска, Клэр, ред. (2001). Феминистская визуальная культура . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-415-93686-1 . OCLC   45463306 .
  15. ^ де Графт Джонсон, Энн (1999). «Гендер, раса и культура в городской застроенной среде». В «Жадности», Клара (ред.). Социальное градостроительство . Лондон: Рутледж. п. 110. ИСБН  0-203-15919-5 . OCLC   48139240 .
  16. ^ «Школа АА» . www.aaschool.ac.uk . Проверено 28 апреля 2024 г.
  17. ^ Уолл, Кристина (2018). « У нас нет лидеров! Мы делаем это сами!»: Сквоттинг, феминизм и активизм в области искусственной среды в Лондоне 1970-х годов » (PDF) . Поле . 7 .
  18. ^ «Пространственное агентство: кооператив феминистского дизайна «Матрица»» . www.spatialagency.net . Проверено 13 мая 2020 г.
  19. ^ Гарланд, Аннет (8 июля 1983 г.). «Сотрудничество ради перемен». Проектирование зданий .
  20. ^ Дубейси, Рана (2018). «Гендер в архитектуре: феминистская критика практики и образования». В Серазине, Хелена; Франкини, Катерина; Гарда, Эмилия (ред.). Женское творчество со времен современного движения (1918-2018) . Любляна: ЗРК САЗУ. стр. 108–115. ISBN  978-961-05-0106-0 .
  21. ^ «Пространственное агентство: Общественные центры технической помощи» . www.spatialagency.net . Проверено 28 мая 2020 г.
  22. ^ Свенартон, Марк (9 июня 1989 г.). «Путеводные огни». Проектирование зданий (940).
  23. ^ Брэдшоу, Фрэнсис (1984). «Работа с женщинами», «Матрица», «Освобождение пространства» . Лондон: Плутон Пресс. стр. 89–10.
  24. ^ Оуэнс, Рут (18 октября 1989 г.). «Задача по уходу за детьми: особенность здания: детский сад Джумоке». Журнал архитекторов (16 том 190).
  25. ^ «Обзор Лондона | Бывший женский центр Джагонари, 183–185 Уайтчепел-роуд» . сайт Surveyoflondon.org . Проверено 13 мая 2020 г.
  26. ^ «Пространственное агентство: Образовательный ресурсный центр Джагонари» . www.spatialagency.net . Проверено 13 мая 2020 г.
  27. ^ Гелб, Джойс (1989). Феминизм и политика: сравнительная перспектива . Издательство Калифорнийского университета. п. 86.
  28. ^ Башевкин, Сильвия (1998). Женщины в обороне: жизнь в консервативные времена . Издательство Чикагского университета. п. 107.
  29. ^ де Графт-Джонсон, Энн (1991). «Где они? Чернокожие женщины: архитектура и искусственная среда». ВЫПУСК: Журнал Музея дизайна : 4.
  30. ^ «Райский цирк (1988)» . БФИ . Архивировано из оригинала 19 мая 2021 года . Проверено 28 мая 2020 г.
  31. ^ Джонс, Дерек (1991). Обычные люди: почему женщины становятся феминистками . Канал 4.
  32. ^ «Дизайн-диаспора: черные архитекторы и международная архитектура, 1970-1990 | Центр поиска коллекций, Смитсоновский институт» . Collections.si.edu . Проверено 30 октября 2020 г. .
  33. ^ Желающие практики: архитектура, гендер и междисциплинарность . Рюди, Катерина, Вигглсворт, Сара, МакКоркодейл, Дункан. Лондон: Паб Black Dog. 1996. ISBN  0-9521773-9-0 . OCLC   37984409 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  34. ^ «Женщины АА в архитектуре 1917-2017 | Книжный магазин АА» . Проверено 28 мая 2020 г.
  35. ^ «Все еще поднимаюсь: феминизмы, гендер, сопротивление, акт 1» . www.nottinghamcontemporary.org . Проверено 28 мая 2020 г.
  36. ^ «Все еще я поднимаюсь: феминизмы, гендер, сопротивление - Акт 3» . Арнольфини . Проверено 28 мая 2020 г.
  37. ^ «ЕЩЕ Я ПОДНИМАЮСЬ: ФЕМИНИЗМЫ, ГЕНДЕР, СОПРОТИВЛЕНИЕ, АКТ 2» . DLWP, Павильон Де Ла Варра, Бексхилл, Восточный Суссекс . Проверено 28 мая 2020 г.
  38. ^ «MAKING SPACE — Проекты мягкой фантастики» . softfictionprojects.com . Проверено 28 мая 2020 г.
  39. ^ «Почему наши города построены для мужчин ростом 6 футов? Женщины-архитекторы, которые дали отпор» . Хранитель . 19 мая 2021 г. Проверено 19 мая 2021 г.
  40. ^ Ренделл, Джейн (19 февраля 2018 г.). «Только сопротивляйся: феминистский подход к критической пространственной практике» . Архитектурный обзор . Проверено 13 мая 2020 г.
  41. ^ муф (2007). «Невидимая привилегия». В Петреску, Дойна (ред.). Изменение практик: феминистская политика и поэтика пространства . Лондон: Рутледж. п. 60. ИСБН  978-0-415-35785-2 . OCLC   71778968 .
  42. ^ Дорогая, Элизабет; Уитворт, Лесли, ред. (2007). Женщины и строительство застроенных территорий в Англии, 1870-1950 гг . Олдершот, Хантс, Англия: Эшгейт. п. 5. ISBN  978-0-7546-5185-7 . OCLC   72698696 .
  43. ^ «Происходит» . www.takeplace.org.uk . Проверено 28 мая 2020 г.
  44. ^ Хоскинс, Тереза; Стратфорд, Хелен (2 сентября 2017 г.). «Была ли (происходит) практика кочевья?». Архитектура и культура . 5 (3): 407–421. дои : 10.1080/20507828.2017.1379310 . ISSN   2050-7828 . S2CID   149220096 .
  45. ^ Томас, Кэти Ллойд (2009). «обратная сторона ожидания». Феминистский обзор . 93 (1): 122–127. дои : 10.1057/фр.2009.35 . ISSN   0141-7789 . S2CID   143544102 .
  46. ^ Хоскинс, Тереза ​​(2000). «Происходит». Общественный художественный журнал . 1 (4). дои : 10.4324/9781315851617 . ISBN  9781315851617 .
  47. ^ Дуайер, Джулия (2010). Раду, Ф (ред.). Замечать незаметное в JMAG, № 1: Личности Женева Фрибург Бургхоф . стр. 197–217.
  48. ^ Юде, Кейт (8 августа 2019 г.). «Участники кампании номинируют ведущих женщин на Королевскую золотую медаль RIBA» . Журнал архитекторов . Проверено 13 мая 2020 г.
  49. ^ «Шесть женщин-архитекторов, заслуживающих получения Королевской золотой медали RIBA» . Дезин . 28 мая 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г.
  50. ^ ЛЧ (9 марта 2020 г.). «Инклюзивные практики» . Институт недвижимости Бартлетта . Проверено 13 мая 2020 г.
  51. ^ «Матрица» . МатрицаОткрыть . Проверено 30 октября 2020 г. .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea5f1e70cd34713f56ec3a96f6b089e8__1715229060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/e8/ea5f1e70cd34713f56ec3a96f6b089e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matrix Feminist Design Co-operative - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)