Свободы и обязанности университетов (Франция)
«Свободы и обязанности университетов» — официальное название французского закона, направленного на полную модернизацию французской государственной системы высшего образования . Законопроект был представлен Министерством высшего образования Франции Валери Пекресс и официально проголосован парламентом 11 августа 2007 года . Закон обычно называют законом LRU (после аббревиатуры официального названия) или Законом Пекресса . Его иногда называют законом об автономии университетов , поскольку этот закон дает университетам большую финансовую автономию, чтобы правительство прекратило их финансирование.
Текст законопроекта состоит из шести заголовков. Первое название напоминает о миссии государственной службы и высшего образования. Второе название посвящено управлению университетами. Третий касается новых обязанностей университетов. Три других названия содержат дополнительную информацию о реформе.
Законопроект был быстро проголосован парламентом в июле 2007 года и окончательно принят 1 августа 2007 года, менее чем через три месяца после избрания Николя Саркози. Студенты университета, находящиеся на каникулах во время голосования по закону, начали выражать свое недовольство в октябре 2007 года.
Первый черновик
[ редактировать ]Университетские реформы были обещаны президентом Франции Николя Саркози перед президентскими выборами 2007 года . Премьер-министр Франсуа Фийон объявил, что реформа будет самой важной за время его пребывания в должности. Поэтому реформа обсуждалась задолго до того, как законопроект был официально представлен правительством.
Вскоре после президентских выборов в мае 2007 года министр высшего образования Валери Пекресс объявила представителям университетов (студентам, преподавателям, исследователям, президентам университетов), что ее министерство будет работать над реформой. Она сказала, что законопроект об автономии университетов будет проголосован парламентом в июле на внеочередной сессии, а другие реформы последуют в ближайшие месяцы. Министерство опубликовало первый проект 22 июня. Некоторые представители были недовольны, заявив, что независимость не является главной заботой. Приоритетом было устранение неудач студентов.
Автономия университетов касается управления университетами, т.е. полномочий президентов и административных советов, а также набора и оплаты преподавателей. Большинство представителей студентов, преподавателей и исследователей заявили, что они категорически против реформы:
- Министр высшего образования Валери Пекресс подчеркнула, что плата за обучение в университетах будет увеличена, но уточнила, что министерство будет держать это увеличение под контролем, несмотря на независимость университета. Профсоюзы заявили, что они также хотят повлиять на размер сборов в рамках новой автономии.
- Законопроект должен был предоставить 85 французским университетам полную финансовую автономию, т.е. контроль над своим бюджетом, подбором персонала и управлением имуществом, но только в том случае, если они этого захотят, как заявил Николя Саркози во время президентской кампании. Правительство поможет им стать более независимыми. Некоторые говорили, что такая автономия увеличит неравенство между университетами и что некоторые из них получат больше финансовых средств, чем другие. Система станет все более элитарной, с усилением конкуренции между университетами за привлечение лучших студентов и преподавателей.
- Правительство заявило, что закон не будет применяться до 2012 года.
- Было объявлено, что законопроект сократит количество членов административного совета с более чем 60 до 20. Число представителей студентов уменьшится с 15 до 3. Были опасения, что студенты будут недостаточно представлены. Другие заявили, что представители студентов бессмысленны.
- Были также опасения по поводу повышения избирательности, которую наложит законопроект. В конце первого года обучения студентам будет выдаваться диплом, чтобы сделать университеты более конкурентоспособными на европейском уровне. Некоторые говорили, что это сократит количество студентов.
- Другим центральным моментом реформы должно было стать усиление связей между университетами и рынком труда. Люди профессионального мира будут включены в административные советы университетов. Исследователи и преподаватели заявили, что это нанесет ущерб научным и буквальным исследованиям. Они опасались, что некоторые исследования (в частности, литература и гуманитарные науки будут недостаточно финансироваться).
Официальные обсуждения
[ редактировать ]Чтобы удовлетворить студентов, Николя Саркози заявил, что представление законопроекта будет отложено (законопроект должен был быть рассмотрен на заседании Совета министров 26 июня). В конце июня он встретился и обсудил законопроект с президентами университетов, затем с представителями исследователей, затем преподавателей и, наконец, студенческих организаций (в основном UNEF и UNI), а также с Франсуа Фийоном и Валери Пекресс . UNEF FAGE , . и CGT , основные ассоциации студентов, отказались от обсуждений Наиболее спорными мерами были избирательность в университетах и недостаточное представительство студентов в административных советах.
Все организации остались довольны отсрочкой принятия законопроекта. Студенческие организации (в основном UNEF) заявили, что правительство усвоило уроки недовольства CPE. Организация ректоров университетов ( CP ) заявила, что у них будет время принять поправки, в частности, чтобы сделать реформу обязательной для всех университетов, хотя изначально она должна была быть необязательной.
Николя Саркози, Франсуа Фийон и Валери Пекресс заявили, что готовы дать представителям несколько баллов. Они заявили, что готовы изменить текст об административных советах, чтобы включить в него больше людей, но отказались включать больше студентов. Они были готовы обсуждать избирательность.
Второй проект
[ редактировать ]Новый законопроект был опубликован Министерством высшего образования 26 июня. Число студентов в административных советах может быть увеличено до 5, а общее количество членов — до 30. Реформа будет распространяться на все университеты (в отличие от первоначального проекта) к 2012 году. Вице-президент будет назначаться студентов, которые будут представлять их. От меры по избирательности (диплом по окончании первого курса) отказались.
Организации выразили свое удовлетворение, но раскритиковали растущую власть ректоров университетов и новое руководство университетов. Законопроект включает меры, усиливающие полномочия административных советов. Они определят миссию каждого преподавателя-исследователя. Размер бонусов определяется правлением и президентом. Набор персонала осуществляется президентом и советом, состоящим из профессионалов компаний и преподавателей-исследователей.
Парламентские дискуссии
[ редактировать ]11 июля 2007 г., незадолго до рассмотрения законопроекта Сенатом, более 800 преподавателей-исследователей подписали петицию с требованием внесения различных изменений в законопроект. В петиции выражалась обеспокоенность по поводу того, что совет директоров университета сам выбирает преподавателей, а не избирает их, а также по поводу чрезмерной власти ректоров университетов над набором персонала.
Законопроект был представлен в Сенат 12 июля 2007 года. Сенаторы изменили текст таким образом, чтобы внешние члены директивного совета избирались другими членами, а не назначались президентом. Таким образом, эти внешние члены смогут принять участие в выборах президента вместе с другими членами. Валери Пекресс приняла изменение. Законопроект был проголосован 13 июля. Социалистическая партия проголосовала против законопроекта.
24 июля законопроект был рассмотрен Национальным собранием . Социалистическая партия заявила, что, хотя они и согласны реформировать систему высшего образования, управление университетами не является приоритетом, и что законопроект не адаптирован к потребностям. Депутаты-социалисты раскритиковали закон и проголосовали против него. Они заявили, что ожидают реальной реформы системы высшего образования. Валери Пекресс утверждала, что этот закон является необходимой основой для дальнейших реформ.
Депутаты отменили сенаторскую поправку, которая изменяла выборы президента. Основное изменение произошло благодаря поправке, предложенной депутатом UMP Клодом Гоагеном . Поправка предлагала, чтобы президентом университета был назначен преподаватель-исследователь. Поправка была принята единогласно, а Валери Пекресс выступила против нее. Однако министру удалось внести изменения в законопроект, благодаря чему президентом может быть избран любой руководитель университета.
Поскольку правительство решило использовать срочную процедуру для принятия законопроекта, каждой палате парламента было разрешено только один голос. Затем над текстом снова работала совместная комиссия из семи сенаторов и семи депутатов. Окончательный законопроект был окончательно одобрен палатами 1 августа 2007 года.
Сильные и слабые стороны законопроекта
[ редактировать ]Попытка законопроекта ввести большую свободу и ответственность для высших учебных заведений показала как положительные достижения, так и отрицательные аспекты. [ 1 ]
Среди положительных сторон законопроекта можно выделить четыре пункта:
- Расслабленное управление
- Гибкое кредитное управление
- Автономия в управлении активами недвижимости
- Доступ к частному финансированию
Внутреннее управление было ограниченным. Под эгидой академической свободы законопроект сохранил привилегии статуса ученых:
- Неспособность учреждений отстранить ученых от их должностей
- Оценка коллег без внешнего вклада
- Дисциплина, налагаемая только сверстниками
Протесты
[ редактировать ]В начале октября 2007 года, когда начались занятия в университете, студенты начали выражать свое несогласие с законопроектом. Студенты трех университетов Тулузы призывают к всеобщей мобилизации и требуют отмены закона Пекресса. Они заявили, что готовы объявить забастовку. Студенты из Лилля также заявили, что готовы принять меры. В начале ноября студенты начали блокировать различные университеты, в том числе Ле Мирай (Тулуза II), Тур, Париж I (Тольбиак), Руан, Перпиньян, Лилль II, Ренн III. Экс-Марсель 1 решил только забастовку. Студенты осудили приватизацию университетов. Валери Пекресс заявила, что эти движения неоправданны, утверждая, что государство будет продолжать участвовать в финансировании университетов.
Студенческие организации заявили, что новое руководство университетов приведет к исчезновению нерентабельных исследований. Они осудили неравенство между университетами, которое закон может вызвать без поддержки правительства. Они также выступили против усиления власти президентов и недостаточного представительства студентов в руководящих советах. Они сказали, что действия правительства должны быть сосредоточены на финансовой помощи студентам.
7 и 8 ноября блокады распространились на Париж IV, Клиньянкур, Экс-Марсель, Нант, Лилль I, в то время как Лион-II, Лион-III и Лилль III только решили нанести удар. Другие акции планировались и в других вузах, но к блокировкам не привели. 9 ноября демонстрации прошли в Париже , Ренне , Тулузе и Перпиньяне с столкновениями с полицией. Около 15 университетов (из 85) были заблокированы на неделю, и более 50 организовали демонстрации. На следующей неделе движение усилилось: 14 ноября были заблокированы 36 университетов, а 15 ноября — 42. Студенческие организации (UNEF, UNI, Cé, Fade) встретились с Валери Пекресс, но безрезультатно. Организации (среди них UNEF) заявили, что продолжат движение, если правительство не предоставит гарантии государственного финансирования. 22 ноября демонстрации прошли в Париже, Ренне, Бордо, Лионе вместе с лицеистами. На следующей неделе, с 26 ноября, начали блокировать различные лицеи.
26 ноября Франсуа Фийон пообещал увеличить бюджет университетов в ближайшие годы, чтобы удовлетворить потребности студентов. Премьер-министр заявил, что государственное финансирование университетов увеличится на 50% в течение следующего пятилетнего периода, что означает дополнительный миллиард евро каждый год до 2012 года, а общий бюджет на пять лет увеличится с 10 до 15 миллиардов евро. 27 ноября, когда во Франции прошли различные демонстрации, в которых приняли участие 30 000 человек, состоялись дискуссии между студенческими организациями и Валери Пекресс. Министр высшего образования пообещал различные изменения в законе, в том числе снижение избирательности. Представители UNEF заявили, что они удовлетворены этими гарантиями. Вскоре после этого организация решила прекратить блокировки. Однако в лицеях мобилизация усилилась. В Париже были заблокированы более 30 лицеев из 73, а всего более 200.
В конце ноября около 100 лицеев (из 1500 во Франции) и около 40 университетов все еще были заблокированы, но в начале декабря занятия возобновились в большинстве университетов и лицеев. 13 декабря Валери Пекресс обнародовала план решения проблемы неудач студентов университетов, что является вторым этапом масштабной университетской реформы.
См. также
[ редактировать ]- Центр исследований и высшего образования ПРЕС (2007–2013 гг.)
- Ассоциация университетов и высших учебных заведений , Сообщества университетов и учреждений -COMUE (основано в 2013 г.)
- Закон о высшем образовании и исследованиях (2013 г.)
Официальные тексты
[ редактировать ]- Второй проект закона от 27 июня 2007 г.
- Фрагмент прений в Сенате с первоначальным текстом закона.
- Деталь дебатов в Национальном собрании с первоначальным и окончательным текстами.
- Официальный текст закона , принятый Парламентом 11 августа 2007 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) - Официальный сайт реформы свобод и обязанностей университетов.
- (на французском языке) - веб-сайт Министерства высшего образования и исследований
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Портуезе, А. (2011). «Реформа французских университетов: итоги» . Проверено 29 августа 2020 г.