В обсуждении

Эндиди в ( эндири на рунянколе) — разновидность смычкового струнного инструмента, произрастающего Уганде . Эндиди имеет одну струну, идущую от грифа к цилиндрическому звуковому ящику или резонатору, сделанному из дерева или коровьего рога. Кусок шкуры натягивается поверх цилиндра и прикрепляется к звуковой коробке деревянными колышками, колючими шипами, а в наши дни и металлическими гвоздями. Обычно используют шкуру варана (varanus exanthematicus), а также молодых коз, овец или даже питона. Шкуру замачивают в воде на целый день, прежде чем натянуть на звуковую коробку. Гриф состоит из прямой деревянной палочки, вставленной в стенки звуковой коробки на расстоянии примерно 2–3 см от верха. В верхней части грифа на расстоянии 4–6 см от конца просверливают отверстие, в которое вертикально вставляют настроечный штифт. Струна прикреплена к этому штифту таким образом, что ее можно наматывать на штифт так же, как на скрипке. Это позволяет натянуть струну и настроить инструмент. Струна проходит через звуковую коробку через перемычку и крепится к другому концу грифа. Струна изготавливается из волокна или сухожилий животных, но в наши дни чаще из нейлона. Дугообразный смычок состоит из тонкой гибкой веточки, к которой прикреплена струна, обычно из того же материала, что и струна самого инструмента. Чтобы смычок лучше держался за струну инструмента, в струну втирают смолу. Смола часто прикрепляется к боковой части звуковой коробки, чтобы игрок мог легко натирать смолой смычок во время игры.
Инструмент редко украшается; обычно это связано с региональными традициями. Звуковая шкатулка иногда украшается пирографическим орнаментом, горлышко - белыми и синими бусинами, а конец шеи - кисточкой из волос из хвоста козы или коровы. Затем мясо и кости удаляют из хвоста, который затем натягивают на шею. По мере высыхания кожи она сжимается и стягивается вокруг шеи.
Инструмент настраивается в соответствии с диапазоном певчих голосов либо поворотом настроя, либо перемещением подставки.
Во время игры игрок держит гриф инструмента ладонью левой руки и поэтому может демпфировать струну вторым сегментом указательного, среднего или безымянного пальца. Полую звуковую коробку эндиди прижимают к телу, а смычок держат в правой руке и очень быстро перемещают вперед и назад по струне.
Согласно древним источникам, эндиди не является традиционным инструментом Анколе , но был завезен из Королевства Буньоро Китара Буньоро примерно в 1910 году, когда это еще было королевство-конгломерат, в котором проживало большинство или все племена, говорящие на банту, в Восточной Африке. Однако считается, что эндингиди были изобретены народом бусога в Восточной Уганде, что объясняет, почему это племя, которое наиболее известно тем, что играет на этом инструменте и творчески работает с ним. Вы, скорее всего, встретите эндингиди в Бусоге, чем в любой другой части. Уганды. Это связано с Бигвалой, также изобретенной Басогой [1] , [2]
Игрок эндиди поет или, скорее, ритмично говорит во время игры. Среди народа басога Королевства Бусога на эндиди обычно играли соло, но в наши дни его все чаще комбинируют с энгомой (барабаном) и погремушками. У куки и зиба два эндиди чаще всего играют вместе с барабаном и погремушками и в сочетании с аплодисментами. У кига и хороро этот ансамбль мелодически обогащен флейтой омубанда .
Эндиди играют мужчины, когда они включают музыку для расслабления, и общей нитью в текстах песен является общественная жизнь. Эндиди также играли в ритуальной музыке и на свадьбах.
https://www.newvision.co.ug/new_vision/news/1333991/bigwala-busoga-royal-music-dancehttp://www.singwells.org/instrument-ethnicities/busoga/* Оцифровка этномузыкологического звукового архива Королевский музей Центральной Африки / Оцифровка этномузыкологического звукового архива Королевского музея Центральной Африки