Мост Четырех Львов
![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Ноябрь 2021 г. ) |
Мост Четырех Львов | |
---|---|
Координаты | 59 ° 55'37 "N 30 ° 18'05" E / 59,9269 ° N 30,3014 ° E |
Кресты | Griboedov Canal |
Местный | Адмиралтейский район Петербурга Санкт- |
Характеристики | |
Дизайн | Приостановка |
Общая длина | 22,44 (27,8) м [1] |
Ширина | 2,2 м |
Проходимый? | Пешеход |
История | |
Открытие | 1 июля 1826 г. [2][3] |
Закрыто | 1948, 2000 |
Расположение | |
![]() |
Мост Четырех Львов ( русский : Львиный мост, Мост о четырех львах длиной 28 метров ) — пешеходный мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге , соединяющий Львиный проезд с Малой Подъяческой улицей. Львиный мост находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяя Казанский и Спасский острова. Его устои венчают четыре чугунные скульптуры львов , которые и дали мосту его название. Конструкция, подвешенная на тросах , выходящих из пасти львов, была построена в 1825 году по проекту двух известных мостостроителей, Вильгельма фон Трайттера и Василия Христиановича. Это выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века [5]. Это также один из трех сохранившихся цепных пешеходных мостов Петербурга (наряду с Банковским и Почтамтским мостами).
Расположение
[ редактировать ]It connects Lviny Lane and Malaya Podyacheskaya Street. Upstream is the Podyachsky Bridge, below the Kharlamov Bridge. The nearest metro stations (1 km) are Sadovaya, Sennaya Ploshchad, and Spasskaya.
Имя
[ редактировать ]Львиный мост получил свое название от четырех чугунных скульптур львов работы скульптора П. П. Соколова, расположенных по углам моста [6]. До 1912 года мост назывался также Мариинским (по прежнему названию Львиного переулка) и Театральным пешеходным (по расположенной рядом Театральной площади).
История
[ редактировать ]Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения на территории, прилегающей к Екатерининскому каналу[9]. Проект моста разработали инженеры Траттер и Кристианович [10]. Одновременно со Львином был составлен проект второго цепного пешеходного моста через канал – Банковского. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, и летом того же года началось строительство моста[3]. Его предполагалось завершить к октябрю того же года, но из-за задержки изготовления металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. был демонтирован (без демонтажа гранитной облицовки) [4]. Изготовление чугунных и металлических деталей, а также сборку элементов на строительной площадке осуществлял завод Берда [3]. 1 июля 1826 года мост был открыт для движения[4].
Скульптуры львов выполнил академик П.П.Соколов. Работа над созданием моделей продолжалась с мая по сентябрь 1825 года, также скульптор изготовил алебастровые формы [5]. Скульптуру предполагалось отчеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе[5][11]. Скульптуры львов окрашены белой матовой краской под мрамор.
В 1882 году были заменены все деревянные части моста, чугунные перила заменены на железные кованые весьма примитивной конструкции, разобраны фонари, расположенные посередине моста[12][2]. Правобережная набережная канала была поднята одним рядом гранитных камней, при этом подняты фигуры львов с постаментами и цепями [13].
В 1948 году инженером А. М. Яновским была проведена капитальная реконструкция моста с заменой деревянных продольных балок на металлические двутавры [11]. В 1954 году на мосту установили новые перила и фонари, выполненные по оригинальному проекту, восстановили белый цвет скульптур львов (после серии неудачных темных красок) [5]. Реставрационные работы по реконструкции перил моста, торшеров с фонарями и восстановлению первоначальной росписи выполнили Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Управления архитектуры по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлина [14] ] [15].
В 1999-2000 годах по проекту АО «Институт «Стройпроект» мост был капитально отремонтирован: заменены балки пролетного строения, восстановлены скульптуры львов [16]. В 2018 году проводились работы по реставрации скульптур львов[17][18].
Копия моста
[ редактировать ]
В 1838 году уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена фирмой Борзиг по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского парка Большой Тиргартен.
Львиный мост был первым подвесным мостом в Берлине. В отличие от петербургского оригинала, надстройка и перила берлинского Львиного моста по-прежнему деревянные.
Дизайн
[ редактировать ]Мост представляет собой однопролетную балку, цепи играют декоративную роль [1]. Пролетное строение состоит из двух сварных двутавровых балок из низколегированной стали, объединенных цепной подвесной системой с распределительной полосой [16].
Функцию пилонов выполняют скульптурные чугунные рамы (рамы), прикрепленные анкерными болтами через кладку к деревянной решетке, сжатой сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены поддерживающие цепи [19][ 10]. Под пилонами в пределах чугунных постаментов скульптур была сооружена монолитная железобетонная плита [16]. Цепи состоят из круглых металлических звеньев.
У входов на мост установлены скульптуры львов на чугунных постаментах. Перила выполнены художественным литьем, конструкция представляет собой сетку из непрерывных рядов скрещенных прямоугольных стержней, концы которых вверху и внизу соединены полукруглыми дугами одинакового сечения в виде стилизованных восьмерок, образующих места для полукруглых бронзовых розеток [11]. Подобная конструкция периметра использовалась для нескольких мостов Санкт-Петербурга (например, Иоанновского моста). Посередине моста в перилах вмонтированы два многогранных фонаря на чугунных столбах, богатых литьем. Некоторые части моста (шары и розетки ограды, фасонные части фонарей и др.) позолочены.
Ширина перемычки между перилами 2,28 м, длина перемычки 22,44 (27,8) м, расстояние между осями цепей 2,42 м[20][3][2]. Покрытие моста деревянное.
Галерея
[ редактировать ]-
Мост органично вписан в городской пейзаж.
-
Современный взгляд на мостовые скульптуры.
-
Ночной вид
-
Вид на Малую Подъяческую улицу.
-
Скульптурный фрагмент.
-
Перспектива моста
-
Скульптуры Льва
-
Фонари Львиного моста
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]1. Богданов Г.И., Ярохно В.И. Нева была одета в гранит, мосты висели над водами...: к 200-летию Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, 1809-2009, и 125-летию "Мостов". "Отдел ПГУПС. - СПб.: Голанд, 2009. - С. 156. - 174 с. 2. Степнов, 1991, с. 308.
3. Мосты Ленинграда, 1986, с. 194.
4. Кочедамов, 1959, с. 219.
5. Кочедамов, 1959, с. 220.
6. Почему они так названы?, 1996, с. 330.
7. Ерофеев А. Д., Владимирович А. Г.Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. — СПб.: АСТ, 2009. — 752 с.
8. Названия городов сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С.В. Алексеева, А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и добавить. - СПб.: Лик, 1997. - С. 70. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .
9. Кочедамов, 1959, с. 217.
10. РГИА. Ф. 1487. Оп. 4.Д. 273
11. Мосты Ленинграда, 1986, с. 196.
12. Петров А.Н. Архитектурные памятники Ленинграда. - Л.: Стройиздат, Ленинград. кафедра, 1972.-- с. 439 .-- 498 с.
13. Отчет Петербургской городской думы за 1882 год. - СПб., 1883. - с. 306-307, 311.
14. Мосты Ленинграда, 1986, с. 197.
15. Об утверждении охранной обязанности Собственника или иного правообладателя объекта культурного наследия федерального значения «Львиный мост», включенного в единый государственный реестр памятников культурного наследия народов Российской Федерации. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (10 октября 2017 г.). Дата обращения 19 октября 2019 года.
16. Львиный мост через канал Грибоедова // АО «Институт «Стройпроект»
17. Завершены работы по реставрации 4 скульптур львов на Львином мосту через канал Грибоедова // ООО «РМ «Эритаж»
18. Реализация комплекса мероприятий по реставрации музейных предметов: 4 скульптуры львов (инв. № 43/1-4), расположенных на Львином мосту через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге // Единая информационная система в Санкт-Петербурге. сфера закупок.
19. Мосты Ленинграда, 1986, с. 195.
20. Мосты и набережные Ленинграда, 1963, с. 104.
Литература
[ редактировать ]- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему они так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Петербурге. - 4-е изд., перераб. - СПб.: Норинт, 1996. - С. 330. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
- Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1986. - 280 с.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему они так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - 3-е изд., испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 468. - 511 с.
- Novikov, Yu.V. Bridges and embankments of Leningrad / Comp. P.P. Stepnov. - L .: Lenizdat, 1991 .-- 320 p.
- Пунин А.Л. История ленинградских мостов. - Л.: Лениздат, 1971. - 192 с.
- Тумилович Е.В., Алтунин С.Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. - М.: Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. - 298 с.
- Кочедамов В.И. Цепные мосты в Петербурге в первой четверти XIX века // Архитектурное наследие. - Л., 1959. - № 9. - С. 209-220.
- Тройницкий С. Н. О цепных мостах Петербурга // Старые годы. - 1907. - Март. - с. 96-99
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Львиный мост //СПб ГБУ «Мостотрест» (English: Lion Bridge, Mostotrest )
- Львиный мост //Энциклопедия Санкт-Петербурга (English: Lion Bridge, Encyclopedia of Saint Petersburg )