Джон Кризис
Джон Криза (15 января 1919 - 18 августа 1975 г.) был американским балетным танцором и учителем, чья долгая карьера в качестве директора американского балетного театра сделала его одним из самых известных и самых восхищенных танцоров в стране. [ 1 ]
Ранняя жизнь и тренировка
[ редактировать ]Джон Джозеф Криза -младший родился в Бервине, пригороде, к западу от Чикаго, в округе Кук, штат Иллинойс. Сын чешских иммигрантов, он вырос в Блумингдейле на ферме своих родителей и учился в средней школе Дж. Стерлинг Мортона в Цицероне. Он стал хорошо известен в сообществе за свои балетные достижения. По настоянию своей матери, которая была обеспокоена здоровьем ее сына с недостаточным весом, он начал свои исследования танцев в семи лет, сначала с Милдред Прегал, местного учителя, а затем с Бентли Стоуном и Уолтером Камрин в Чикаго. Несколько лет спустя, после переезда в Нью -Йорк, он учился у Пьера Владимироффа в Школе американского балета , а также с Антоном Долином и Валентиной Перейславиком в Школе Балета Театра. [ 2 ]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Криза получил свой профессиональный старт от Рут Пейдж , «Гранд -дам балета» в Чикаго, который нанял его в 1938 году для федерального танцевального проекта, часть второго нового курса президента Рузвельта. [ 3 ] В 1939 году он совершил поездку по Южной Америке с балетом-каунтом, а в 1940 году он поселился в Нью-Йорке. После короткого пребывания на Бродвее, где он появился в Панаме Хэтти (1941) с музыкой Коула Портера и танцами Роберта Олстона, он присоединился к американскому балетному каравану , компании, недавно сформированной Джорджем Баланшином и Линкольном Кирштейном . Антония Тудора С помощью этой труппы он создал свою первую роль в временном столе , как одна из групп солдат на железнодорожной станции прощается со своими подругами. Затем он присоединился к Ballet Theatre, еще одной новой компании, сформированной в 1939 году Ричардом Плезантом и Люсией Чейз с небольшой группой танцоров из балета Мордина. Он оставался в этой компании, переименованной в американский балетный театр в 1965 году, в течение двадцати пяти лет, создавая множество важных ролей и участвуя во многих исторических мероприятиях. [ 4 ]
Роли созданы
[ редактировать ]- 1941. Временный стол . Хореография Энтони Тудор. Музыка Аарона Копленда. Роль: солдат.
- 1942. Романтический возраст . Хореография Антона Долина. Музыка Джорджа Фридрича Хенделя, Франчкоа -Куперина и Аржангело Корелли. Роль: фаун.
- 1943. Dim Luster . Хореография Энтони Тудор. Музыка Ричарда Штрауса. Роль: это была весна.
- 1944. Fancy Free . Хореография Джерома Роббинса. Музыка Леонарда Бернштейна. Роль: Второй моряк (вариация вальса).
- 1944. Академия вальса . Хореография Джорджа Баланчина. Музыка Витторио Риети. Роль: Пас де Труа с Мириам Голден и Диана Адамс.
- 1945. Время сбора урожая . Хореография Бронислава Нижинска. Музыка Антала Дорати. Роль: Шепард, напротив Тамара Туманова в роли девушки.
- 1945. Подарок волхвов . Хореография Саймона Семеноффа. Музыка Лукаса Фосса. Роль: Джим, напротив Норы Кэй в роли Дела.
- 1945. На сцене! Хореография Майкла Кидда. Музыка Нормана Делло Джойо. Роль: главная танцовщица.
- 1945. Взаимодействие . Хореография Джерома Роббинса. Музыка Мортона Гулда. Роль: главная танцовщица, с Гарольдом Лангом, Джанет Рид, Мюриэлем Бентли и другими.
- 1946. Факсимил . Хореография Джерома Роббинса. Музыка Леонарда Бернштейна. Роль: другой человек.
- 1948. Легенда Фолл -Ривер . Хореография Агнес де Милле. Музыка Мортона Гулда. Роль: пастор.
- 1950. Капричиос . Хореография Герберта Росса. Музыка Белы Барток. Роль: главная танцовщица, с Рут Энн Коэзон.
- 1957. Зима канун . Хореография Кеннета Макмиллана. Музыка Бенджамина Бриттен. Роль: Молодой человек, напротив Норы Кэй в роли слепой девушки.
- 1958. Copncerto . Хореография Герберта Росса. Музыка Пиотра Ильях Чайковского. Роль: главная танцовщица, с Рут Энн Коэзон.
- 1965. L'Connonue . Хореография Бентли Стоун. Музыка Фрэнсиса Пуленса. Роль: Первый злоумышленник.
Другие роли
[ редактировать ]На протяжении многих лет Криза накопила обширный и разнообразный репертуар ролей. [ 5 ] Его самой знаменитой частью стала главным героем Билли Эйджина Лоринг , с музыкой Аарона Копленда и историей, основанной на эпизодах из жизни пресловутого, но особенно привлекательного отчаяния Старого Запада. Криза также танцевала ведущие роли в родео Агнес де Милле , Талли-хо и Ребра Евы ; Michel Fokine Les Sylphides, , Petrouchka, Bluebeard и Helen of Troy ; и Антони Тудорс Ромео и Джульетта, Джардин Аукс Лилас, Темные Элегии и Оффенбах в подземном мире . В сезоне 1945 года один критик отметил, что «Криза, перегруженная трудоемкой, была везде, была самая яркая опора в театре балета, и его вооружение в его последнем Ромео разбудил Златкина [дирижера] и оркестра в прекрасном музыкальном представлении и почти разбудил Мисс Маркова из транса своего сезона ". [ 6 ]
Кризу иногда называли «театром мистера Балета» из -за его широкого спектра ролей, его частых выступлений и его необычной популярности среди зрителей. Он восхищался ролями как трагическими, так и беззаботными. В бою , чрезвычайно драматическая работа Уильяма Доллара, созданная на музыку Раффаелло де Банфилда, Криза танцевала христианский рыцарь Танкреди напротив Мелиссы Хайден в роли Клоринды, сарацинской девушки, чтобы мощный ее личность. (Лупе Серрано был также потрясающим партнером/противником в этом произведении.) В резком контрасте, Криза также появилась в роли дерзкого мальчика в зеленых в «Патинеру» Фредерика Эштона и в качестве рогатого барабанщика в выпускном балу Дэвида Личина . В обеих этих ролях его хвалят за «его чудесное чувство насмешливости», что сделало его выступления «восторгом». [ 7 ] В классическом репертуар он танцевал веселого Судера Колина в версии La Fille Mal Gardée, а также княжеских ролей Альбрехта в Жизель . Зигфрид на озере Лебедь и принц Дезире на свадьбе Авроры . [ 8 ]
Техника и стиль
[ редактировать ]Особенно отмеченный своими драматическими способностями, Криза также воплотила в явно американский стиль танцев. Хотя он и не классический виртуоз, его хвалят за его лирические и поэтические качества. У него было достаточное командование классической техникой, чтобы танцевать достоверную синюю птицу на свадьбе Авроры , и блестящая это была весна в Dim Luster , последовательность мечты «Память о мальчике, который поцеловал ее в день весной, когда она была очень молода. " [ 9 ] В начале своей карьеры, в мае 1945 года, Криза была выделена за похвалу Эдвином Денби, известным критиком, который написал: «Криза теперь имеет прямую, свободную развертку и ясность движения, прекрасная поза и дружеская скромность первоклассные все . [ 10 ] Из возрождения в 1956 году Критик Джона Мартина написал: «Источница Джона Кризы, когда-либо укоренившаяся личность, экспертный партнер и восхитительный актерский танцор, когда у него есть роль, которая позволит. Его Билли, ребенок критик Нью-Йорк Таймс в этом сезоне, был Свеже еще раз и полная власти ". [ 11 ]
Более поздняя жизнь и смерть
[ редактировать ]После ухода на сцену в 1966 году Криза в течение нескольких лет служила помощником директоров американского балетного театра. Он продолжал тренировать пробуждения балетов для различных компаний и преподавать. В 1970 -х годах он был на танцевальном факультете Университета Индианы в Блумингтоне. Его последнее публичное выступление было на гала-концерте Американского балетного театра в тридцать пятой годовщине в январе 1975 года, когда он присоединился к Джерому Роббинсу и Гарольду Лангу на сцене после выступления Fancy Free, снова собрав трех оригинальных моряков.
Во время посещения его сестры и ее мужа в Неаполе, штат Флорида, Криза утонула, плавая в море возле их дома. Он был найден мертвым утром 18 августа 1975 года, плавающего в Мексиканском заливе. Ему было 56 лет. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Horst Koegler , «Криза, Джон», в кратком Оксфордском словаре балета , 2 -е изд. (Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 1982).
- ^ Мел Трифона Христодия, «Криза, Джон», в американской национальной биографии , под редакцией Джона А., Гаррати и Марка К. Карнса (Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 1999).
- ^ Энн Дилс, «Федеральный танцевальный проект (FDP, 1936-1939)», «Специальное эссе» (Вашингтон, округ Колумбия: Коалиция Dance Heritage, 2012).
- ^ Американский балет-персонал, Американский балетный театр: ретроспектива двадцать пять лет (Нью-Йорк: Эндрюс Макмил издательство, 1999).
- ^ Нельсон Лансдейл, «Универсальный Джон Криза, джентльмен-фермер из балетного театра», Dance Magazine (Нью-Йорк), июль 1954 г., с. 53-54.
- ^ Эдвин Денби, «Балетный театр в упадке», в танцевальных трудах и поэзии , под редакцией Роберта Корнфилда (Нью -Хейвен, Коннектикут: Yale University Press, 1998), с. 179
- ^ «Великие американские танцоры», Ballet Alert, онлайн, 8 марта 2004 г. http://balletalert.invisionzone.com/topic16363 [ Постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Сьюзен Рейтер, «Криза, Джон», в Международной энциклопедии танца , под редакцией Сельмы Джинн Коэн и других (Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 1998), вып. 4, с. 63.
- ^ Грейс Роберт, Книга балета Борзои (Нью -Йорк: Knopf, 1946)
- ^ Эдвин Денби, «Сезон балетного театра», в танцевальном письме и поэзии (1998), с. 161.
- ^ Джон Мартин, Wuotsed в «Джон Криза из балетного театра, пионер танцев США, умирает в 56», некролог, New York Times , 23 августа 1975 года.
- ^ Энн Барзель, «Джон Криза Роунс», «Коугл», « Dance News» (Нью -Йорк), октябрь 1975 г., стр. 1,
Внешние ссылки
[ редактировать ]