Ivan Polzunov
Иван Иванович ( Ползунов 1728 — 27 мая 1766 ) — русский изобретатель. Он создал первую паровую машину в России и первый двухцилиндровый двигатель в мире.
малая планета В его честь названа 1978SP7, как и кратер на Луне .
Биография
[ редактировать ]Иван Ползунов родился в семье солдата крестьянского происхождения в городе Туринске (ныне Свердловская область , Россия). После окончания в 1742 году Горнозаводской школы в Екатеринбурге работал учеником механика у главного механика уральских заводов Никиты Бахарева . С 1748 года работал в Барнауле .
В библиотеке Барнаульского завода он нашел произведения Михаила Ломоносова , которые изучал сам, а также описания современных паровых машин Иоганна Шлаттера. В 1763 году он предложил оригинальную паровую машину мощностью 1,8 л.с. (1,2 кВт ). В конструкции использовались два цилиндра на одном валу , что позволяло работать полностью независимо от воды даже в засушливых местах или в горах. Эта конструкция была большим шагом вперед по сравнению с современными паровыми машинами, которые использовали гидроэнергию для возврата поршней и поэтому не могли использоваться, если гидроэнергия была недоступна.
Проект был отправлен императрице Екатерине II . Она наградила его 400 рублями и повышением на два звания (до капитана-поручика ), но, похоже, не оценила новую технологию, так как рекомендовала использовать гидроэнергетику для возврата поршней , как это сделано в Британии .
В 1765 году Ползунов сконструировал большую паровую машину мощностью 32 л.с. для воздушных насосов для сталеплавильных печей. Директор Барнаульских заводов генерал Поршин согласился использовать двухцилиндровую конструкцию Ползунова, поскольку сталелитейные заводы Барнаула находились в очень засушливой местности, а летом у них часто вообще не было гидроэнергии.
Машина была собрана зимой и весной 1766 года; в машинном зале были очень тонкие стены и много сквозняков. Ивана Ползунова Туберкулёз сильно обострился, он кашлял кровью, но всё ещё работал. Он умер 27 мая 1766 года в возрасте 37 лет, за три дня до завершения строительства машины. Машина проработала три месяца, затем была разобрана и заменена удобной гидроэлектростанцией, хотя за эти три месяца окупила свои затраты. Действующая модель паровой машины Ивана Ползунова находится в музее Барнаула и до сих пор находится в рабочем состоянии.
Ссылки
[ редактировать ]- Майр, Отто (1970). Истоки управления с обратной связью . МТИ Пресс. стр. 77–78, 126. ISBN. 978-0-262-13067-7 .
- Voyeykov, A. N. (1883). "I. I. Polzunov". Russkaya Starina . 40 : 407–416.
- Клобуков, Ник. из (1892 г.). «К истории парового двигателя». Прометей . 3 : 810–812, 827–829.
- Danilevskii, V. V. (1940). Ivan Ivanovich Polzunov . Moscow: Izd-vo Akademii Nauk SSSR.
- Лутц Шмадель, «Словарь названий малых планет», Springer, 2003 г., ISBN 3-540-00238-3 , стр. 227
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Двигатели нашей изобретательности – Иван Ползунов
- Биография Ползунова (на русском языке) – ( автоперевод Google той же страницы (на английском языке) )