Урбан Джейкоб Расмус Бёрресен

Урбан Якоб Расмус Бёрресен (2 июня 1857 – 18 января 1943) был норвежским контр-адмиралом и лидером промышленности. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Бёрресен родился в Драммене. [ 1 ] [ 4 ] судовладельцу Отто Мейлендеру Бёрресену (1828–1880) и Марте Кристине Линг (1825–1890). [ 2 ] Он учился в военном училище с 1882 по 1883 год и в Техническом университете в Шарлоттенбурге (ныне Технический университет Берлина ). [ 4 ] В 1884 году он женился на Луизе Левик (1859–1921) в Филадельфии . [ 2 ]
Военно-морская карьера
[ редактировать ]В 1894 году Бёрресен был назначен командиром канонерской лодки «Вале» . С 1894 по 1896 год он был заведующим мореходной школой в Кристиании , с 1896 по 1898 год — дежурным офицером генерального штаба военно-морского командования, а в 1897 году — командиром миноносца « Валькирьен» и дивизия торпедных катеров. В 1898 году он стал командиром канонерской лодки «Слейпнер» , а с 1898 по 1900 год — начальником отдела при генеральном штабе морского командования. В 1899 году стал контр-адмиралом морского генерального штаба. [ 4 ] В 1905 году он был членом штаба адмиралтейства, где служил до 1910 года. В 1900 и 1901 годах он был временным командующим адмиралом, а в 1905 году стал командиром Скагерракской эскадры. [ 4 ]
Помимо своей военно-морской карьеры, с 1890 по 1895 год Бёрресен редактировал Norsk Tidsskrift для Sjøvesenet (Норвежский журнал по морским вопросам). Его публикации включали Торденшельда (1901), [ 1 ] [ 4 ] Русско-японская война (три тома, 1904–1905), [ 1 ] Fra dekksgutt til офицер (От матроса до офицера; 1929), En verdensdame i orienten (Женщина мира на Востоке; 1931) и мемуары, которые я штурмую и солгангсвар (В шторме и дневном ветре; 1936). Помимо этих названий, он опубликовал ряд других книг на различные темы.
Борресен стал известен на международном уровне благодаря ряду изобретений, в том числе орографу (прицел для береговой артиллерии), [ 2 ] [ 5 ] торпедный виратор (система наведения торпед), [ 6 ] и работа над тактической системой для броненосных кораблей. Его тактическая система изучалась военно-морскими силами Великобритании , Франции и Германской империи , а под руководством Бёрресена была испытана для использования в ВМС Швеции во время патрульных учений в Балтийском море в 1903 году. Бёрресен утверждал, что Императорского флота Японии адмирал Того Хейхачиро использовал свою тактическую систему, когда он победил Императорский флот России в Цусимском сражении во время русско-японской войны в мае. 1905. [ 7 ]
Во время кризиса, связанного с распадом унии между Норвегией и Швецией летом и осенью 1905 года, Бёрресен был главнокомандующим управлением бронетанковых кораблей, а после мобилизации флота 13 сентября стал командующим главным военно-морским командованием. силы, Скагеррак эскадрилья . [ 4 ] Разногласия с командующим адмиралом Кристианом Спарре по поводу того, как следует использовать военно-морские корабли в случае войны со Швецией, привели к ожесточенному адмиральскому конфликту ( норвежский : Admiralstriden ). Конфликт продолжался до 1910 года, когда по этому вопросу был создан трибунал в верхней палате норвежского парламента . Трибунал постановил, что адмирал Спарре должен уйти в отставку с поста командующего адмирала; [ 8 ] в то же время Бёрресена критиковали за свои действия в 1905 году до такой степени, что он был вынужден уйти в отставку.
Промышленная карьера
[ редактировать ]Бёрресен также участвовал в создании и управлении многими крупными промышленными предприятиями. Будучи близким другом Сэма Эйде , Бёрресен уже работал в промышленности в Норвегии в 1904 году. После ухода из военно-морской карьеры он полностью посвятил себя промышленности. [ 4 ] [ 9 ] Среди других проектов он помог основать компанию Norsk Hydro и в разное время входил в состав правления металлургического завода Меракер , никелевого завода Эвье и никелевого завода Кристиансанна , а также ряда других промышленных компаний. Его промышленная карьера закончилась крахом в 1920 году, когда Бёрресен стал одной из главных фигур в « никелевом скандале » ( норвежский : nikkelaffæren ). [ 10 ]
Бёрресен при жизни также был известным писателем-фантастом, а также писал книги по военной теории.
Награды
[ редактировать ]За свою работу Бёрресен был удостоен ряда норвежских и других наград. [ 11 ] В 1900 году он был удостоен звания кавалера ордена Святого Олафа. В 1910 году за боевые заслуги ему было присвоено звание командира со звездой того же ордена. Бёрресен был награжден коронационной медалью 1906 года серебряной и юбилейной медалью короля Хокона VII 1905–1930 годов . Среди других наград — Большой крест Королевского ордена Камбоджи , кавалер Ордена Даннеброга , кавалер Британского Королевского Викторианского ордена , кавалер Французского Почётного легиона , Прусский Орден Короны , кавалер Шведского Ордена Меч и Тунисский Орден Славы (четвертая степень).
Наследие
[ редактировать ]
Улица Адмирала Бёрресена ( vei адмирала Бёрресена ) на полуострове Бюгдёй в Осло названа в честь Бёрресена. Дом Бёрресена на улице сейчас служит церковью моряков Осло .
Библиография
[ редактировать ]- Громовой Скиольд. Исследование характера (Торденшельд: Исследование характера; 1901)
- En brist i chareren (Недостаток характера; 1902)
- Приключение (1903)
- Med Kong Oscar II nordenforpolarcirkelen 1903 (с Конгом Оскаром II к северу от Полярного круга в 1903 году; 1904 год)
- Русско-японская война (1904–05).
- Тени: пьеса в трех действиях (1910)
- : жизнь и приключения Сюркуфа, рассказанные на основе французских источников (1926) Капитан-капер наполеоновской эпохи
- Den store krise (роман) (Великий кризис (роман); 1927)
- Приключения лейтенанта Харри в Североамериканской войне за независимость (1927)
- От матроса до офицера (1929)
- Лейтенант Мерри: На норвежском побережье во время наполеоновских войн (1930)
- En verdensdame i orienten (Женщина мира на Востоке; 1931)
- В ненастную и солнечную погоду. Мемуары адмирала Й. Бёрресена (В шторме и дневном ветре: Мемуары адмирала Й. Бёрресена; 1936)
- Моряки, стоящие на месте, или свадьба в Гусаке: Зингшпиль на музыку Рейдара Томмесена (1937)
- История и оборона (1938)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Большая норвежская энциклопедия : Якоб Бёрресен.
- ^ Jump up to: а б с д Норвежская биографическая энциклопедия: Якоб Бёрресен .
- ^ « Национальный архив : адмирал Якоб Бёрресен» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 29 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стенструп, Ялмар изд. 1930. Кто есть кто? Осло: Aschehoug & Co., с. 83.
- ^ «Бёрресен, Якоб. 2004. Подготовка к военно-морской войне во внешнем Осло-фьорде летом 1905 года. Борреминн , 108–131» . Архивировано из оригинала 11 августа 2007 г. Проверено 11 августа 2007 г.
- ^ Бёрресон, Джейкоб. 1903 г. Торпедо-Виратор. Королевское объединенное учреждение служб 47 (299): 67–74.
- ^ «Бёрресен, Якоб. 2005. Адмиралстриден 1905–1909. Борремин , 94–121» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Большой норвежский лексикон : Кристиан Спарре.
- ^ Сандвик, Пал Тонстад. 2016. Транснациональные корпорации, дочерние компании и национальные бизнес-системы: никелевая промышленность и Falconbridge Nikkelverk . Абингдон, Великобритания: Рутледж.
- ^ Булл, Эдвард и Кнут Микланд. 1979. Классовая борьба и сообщество: 1920–1945 . Осло: JW Cappelens Forlag, с. 76.
- ^ Амундсен, Отто Дельфин. 1947. Королевский норвежский орден Святого Олафа 1847-1947 . Осло: Grøndahl & Søn Forlag, с. 73.